Кедабек-сити
Природа щедро одарила полезными ископаемыми недра Азербайджана, где на небольшой территории в подземных кладовых размещена почти вся таблица Менделеева. Но сегодня разговор не об этом, а о живописном горном крае на западе страны, где в объятиях густых лесов, горных речек и минеральных источников на высоте примерно 1600 метров над уровнем моря залегают богатые месторождения меди. Не случайно гору, окруженную лесами и глубокими ущельями, издавна называют Мisdağ, что в переводе на русский - Медная гора.
Именно здесь, в Кедабекском районе (ныне Гядабей) в далеком 1864 году братья Siemens (Сименс) приобрели месторождение меди. С того времени ведет свой отсчет и славная история деятельности Siemens в Азербайджане. Сегодня Siemens осуществляет свою деятельность в различных секторах и отраслях Азербайджана и за минувшие полтора века внесла весомый вклад в экономику страны.
Пребывание Сименсов в Азербайджане отражено многими историческими фактами. Значимость научно-технической революции, осуществленной ими в далеком горном регионе, трудно переоценить. В этой выдающейся победе человечества над природой главную роль сыграли трудолюбие, целеустремленность, огромная инженерная смекалка и организаторские способности незаурядных личностей, связанных семейной сплоченностью и непоколебимой волей в достижении поставленной цели. Более ста лет назад популярный российский журнал «Наука и жизнь» писал: «На Кавказе твердо стоит только одна нефтяная промышленность - в Баку, да еще медный завод братьев Сименс в Кедабеке». Но Азербайджан был обязан немецким братьям не только известнейшим заводом… Впрочем, совершим небольшой экскурс в историю.
Первым в Российской империи обосновался Карл Сименс, талантливый изобретатель, успешный коммерсант и удачливый политик, сумевший установить неформальные связи с императорским двором. Его инженеры построили электростанцию на Софийской набережной в Москве, которая освещала Кремль во время коронации Александра III. Карлу во всем помогали младшие братья - Отто и Вальтер, учредившие в Тифлисе филиал компании - Siemens&Halske, внесший неоценимый вклад в развитие региона. Сименсы проложили телеграфную сеть протяженностью пять с половиной тысяч километров, которая соединила Кавказ с основными российскими и персидскими линиями, а Каспийское море - с Черным.
Освоившись на Кавказе, вскоре братья пригласили в сюда Вернера - старшего Сименса, который к тому времени потерял любимую жену и очень по ней тосковал. Поездка оказалась удачной - Вернер, что называется, развеялся, а заодно осмотрел старинные медные рудники и прозорливо почувствовал... серьезнейшую коммерческую перспективу. Впервые посетив кедабекский рудник, Вернер Сименс, очарованный окружающей природой, записал в своих «Воспоминаниях»: «…существует даже сказание, что живописная долина реки Шамхор (ныне Шамкир - Ред.), принадлежащая руднику, была местом библейского рая!». Он часто любовался этой долиной, где пышное разнотравье достигало человеческого роста и среди причудливых кустарников фантастическим пламенем полыхали крупные темно-фиолетовые цветы в окружении изумрудных вьюнков.
Основу первых промышленных рудников в середине XIX века здесь представляла небольшая фирма по разработке и добыче меди. Производство было хилым, добыча велась примитивным способом - воду и руду таскали вручную. Позднее предприятие, ставшее кедабекским медеплавильным заводом, перекупили братья Сименс, имевшие в нем всего один пай из сорока. Трезвые расчеты и предпринимательская интуиция позволили по достоинству оценить возможности края и перспективы развития медеплавильного производства, предугадать новую эпоху промышленного взлета. Объединив капиталы, Сименсы приступили к работе. «С розовыми надеждами, - вспоминали впоследствии братья, - как это обыкновенно бывает в подобных случаях, началась у нас работа по всем требованиям современной науки под руководством молодого горного инженера д-ра Бернулли». Непосредственно реконструкцией кедабекских рудников и одновременно строительством медеплавильного завода руководил Вальтер. Он проявил огромную энергию, немалый организаторский талант, а фирма вложила в предприятие гигантский по тем временам капитал - почти два миллиона царских рублей. Большую помощь ему оказал Вернер, у которого был редкий талант изобретателя и предпринимателя. Его называют «отцом» методов гальванического золочения и серебрения, оригинальной конструкции стрелочного телеграфа, газогенератора и динамо-машины, электропоездов, лифтов, трамваев, троллейбусов, даже кухонных комбайнов и стиральных машин и еще множества других достижений цивилизации. Братьям Сименс мир обязан прокладкой 11000-километрового телеграфного сообщения Лондон - Калькутта, считающегося одним из самых грандиозных проектов второй половины XIX века.
Строительство велось с размахом, одновременно возводились мастерские, вырос жилой поселок для рабочих. Отдаленность рудника от транспортных магистралей не помешала осуществить задуманное. Были проложены подъездные пути, появились церкви, школы, гостиницы. Вскоре здесь расцвел целый городок, современный, уютный, со сложившейся инфраструктурой.
Иностранцы, приезжающие сюда устроиться на работу или в поисках сенсаций, назвали это место Кедабек-сити. Братья Сименс преодолели все трудности, на месте первобытного поселка возникла настоящая европейская конгломерация. 25 августа 1865 года в Азербайджане появилось первое горнорудное предприятие - одно из самых передовых в мире. Оно было построено по последнему слову техники, ибо семья всегда придерживалась мудрого принципа: «Тот, кто поставляет товар лучшего качества, всегда оказывается в лучшем положении».
«Товар» действительно превзошел все ожидания. Если в год запуска здесь было добыто 60 тысяч тонн руды и выплавлено 8 тысяч пудов меди, то эти результаты ежегодно стремительно возрастали. Производство постоянно расширялось. В 30 километрах от Кедабека на реке Галакенд Сименсы построили второй медеплавильный завод, который ввели в эксплуатацию в июне 1883 года. К заводам провели нефтепровод и телеграфную линию, проложили узкоколейку.
Знаете, почему производственный цикл заводов оказался значительно дешевле, чем на других предприятиях, а продукция - более качественной? Отто Сименс, также обладавший изобретательским талантом, первым в мире стал использовать бросовые нефтяные остатки в качестве топлива в медеплавильных печах. В 1896 году предприятия фирмы участвовали в знаменитой Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. На ней продукция Кедабекского и Галакендского медеплавильных заводов безоговорочно была признана лучшей в стране, получив большую золотую медаль.
О предприимчивости Вальтера ходили легенды, сохранившиеся и до наших дней. Одна из них связана с постоянно растущим уровнем благосостояния местных рабочих, для семей которых... в деревнях открылись лавки золотых украшений и женских товаров. Легенда по-своему отражает социальную составляющую кедабекского производства меди и кобальта, к которому тянулись люди со всего имперского Юга. К тому времени как фирма Сименсов развернулась, а Кедабек превратился в настоящий промышленный район, на «семейном» производстве было занято более 10 тысяч человек, что составляло половину горнорабочих всего Закавказья. Но судьба оказалась неблагосклонна к Вальтеру, он не дожил до этих дней, разбился насмерть, упав с лошади. Весь контроль над филиалом перешел к Отто, который также был произведен в прусские консулы. Но и ему не удалось дожить до открытия второго производства Сименсов в Азербайджане - он трагически погиб во время эпидемии холеры в Тифлисе, после чего все управление взял на себя Карл Сименс, окончательно переехавший на Кавказ. По своей оснащенности, организации производства, уровню социальной защищенности рабочих медеплавильные заводы Сименсов не имели себе равных в России. Впрочем, вряд ли были у них серьезные конкуренты и среди металлургических заводов мира.
С Азербайджаном фирму Siemens связывает еще одно открытие - Дашкесанского кобальтового месторождения, которое, по мнению европейцев, считалось подлинным «кобальтовым Клондайком». Рурская сталь, производимая на заводах Круппа и выдерживающая высокие температуры, не могла бы снискать мировую славу без дашкесанского кобальта.
Добрый след оставили братья Сименс и в азербайджанской столице. В 1901 году компания ввела в строй современную Биби-Эйбатскую электростанцию, а еще через год - вторую, снабжавшую энергией нефтяной Сабунчи. И как не отметить, что строительство этих электростанций сопровождалось возведением прекрасных жилых корпусов для рабочих, созданием для них целой инфраструктуры.
Сегодня Siemens славится своими традициями и инновациями в самых различных областях бизнеса в Азербайджане. Представители прославленной компании занимаются информатикой и связью, автоматизацией и управлением производства, транспортом, энергетикой, предоставляют решения в области медицинской техники - спектр инновационной деятельности действительно глобален.
В стране широко отмечалось 140-летие деятельности компании Siemens в Азербайджане. В Баку действует постоянное представительство компании Siemens. Почти полтора века в чужой стране - это солидный срок для любой иностранной компании, но не для последователей славной когорты фон Сименс, которые сегодня представлены в ряде престижных международных организаций - CIBC (Caspian Integration Business Club), AMCHAM (American Chamber of Commerce in Azerbaijan) и DAWF (Deutsch-Aserbaidschanischer Wirtschafts Forder - Германо-азербайджанский союз экономической помощи). В рамках этих организаций расширяются азербайджано-германские экономические связи, налаживаются двусторонние контакты между азербайджанскими и германскими бизнесменами, привлекаются немецкие инвестиции в Азербайджан. А в последние годы в страну все чаще приезжают посланники крупнейших туроператоров Германии, чтобы освидетельствовать туристические маршруты по историческим областям Азербайджана, связанные с многолетним пребыванием в нашей стране знаменитой семьи фон Сименс.
Ханлар ЗИЯДОГЛУ