• суббота, 20 Апреля, 06:00
  • Baku Баку 14°C

«Врачу, исцелися сам»,

15 мая 2013 | 10:43
«Врачу, исцелися сам»,

НА ЗЛОБУ ДНЯ
Noli nocere! Каждый врач прекрасно знает, что означает эта латинская фраза. Принцип «не навреди», хотя и не содержится дословно в клятве Гиппократа, но является ее составной и стал естественной базой для врачей и психологов, работающих в близких к медицине сферах. Еще в советское время эту клятву принимали все врачи, заканчивая медицинские институты. Правда, сегодня клятва Гиппократа в мире не везде воспринимается однозначно. В Израиле, например, врачи дают свою, еврейскую, клятву. Связано это с тем, что Гиппократ в свое время ссылался на древнегреческих богов, что претит иудаизму. В США эту клятву принимают частично, ибо считают медицинскую помощь террористам деянием уголовно наказуемым.
В Азербайджане этот вопрос остается в силе. Как сообщили в Министерстве здравоохранения, после окончания полного курса выпускники медицинского университета дают клятву Гиппократа.
Почему же я все-таки начал разговор с клятвы Гиппократа? Все дело в том, что врач, как и учитель, это особая категория специалистов. Учитель имеет дело с душой ребенка, врач способен вылечить и душу, и тело. Но, как и любой другой специалист, да и просто человек, он способен совершать ошибки. Только вот чем закончится врачебная ошибка, никому не известно. То есть предсказать ее последствия трудно. Известно лишь одно - ошибка может привести к непоправимым последствиям, вплоть до летального исхода. Такие случаи в жизни имеют место, но вот определить степень ответственности - этот вопрос порой ставит в тупик даже самых именитых юристов.
Не так давно Милли Меджлис АР поднял вопрос об ответственности врачей за ошибки. Как сообщали СМИ, если сегодня пациент вправе потребовать компенсацию за неправильное лечение (честно говоря, в Азербайджане таких прецедентов не припомню - С.А.), то законодатели намерены ужесточить наказание вплоть до тюремного заключения. Как оказалось, депутатов на это натолкнул нашумевший в печати случай с маленьким ребенком, который, как утверждает мать, погиб по вине врачей. У малышки были явные признаки простуды, но врачи все же сделали прививку. Через сутки девочку на «скорой» увезли в больницу, но спасти ее жизнь не удалось.
«Детей через 2 месяца после рождения должны вакцинировать, и я это знаю. Но когда позвонила в поликлинику, мне сказали, что участковый врач в отпуске. Получилось так, что вакцину ввели ей с опозданием на месяц. Да еще в нездоровом состоянии. Поэтому девочке и стало плохо», - рассказывает мать пострадавшей Айсу, Незакет Алиева.
Сейчас по факту смерти проводится экспертиза. Специалистам предстоит выяснить, кто виноват в гибели ребенка.
Тем временем в стенах парламента зреет новый законопроект «О правах пациентов». Согласно документу за халатное отношение и непрофессионализм врачи должны нести наказание. Да, экспертиза должна сказать свое слово, хотя ошибка очевидна и без нее. Но, как говорится, гром грянул!
Вопрос в другом. Как, с какого бока подойти к понятию «врачебная ошибка», которое с юридической точки зрения является достаточно объемным?
Законодательству такой термин неизвестен, поэтому юристы его, как правило, не употребляют. Он имеет распространение преимущественно в медицинской литературе, но и здесь не существует общепринятого понятия этого термина.
Советский и российский судебно-медицинский эксперт и ученый Израиль Гамшеевич Вермель называл три условия, при наличии которых (всех одновременно), с его точки зрения, должна наступать уголовная ответственность медицинских работников за ненадлежащее лечение:
действия медицинского работника в конкретном случае были объективно неправильными, находящимися в противоречии с общепризнанными и общепринятыми правилами медицины;
медицинский работник, в силу полученного образования и занимаемой должности, должен был сознавать, что действия его являются неправильными и потому могут причинить вред больному;
эти объективно неправильные действия способствовали наступлению неблагоприятных последствий - смерти больного или причинению существенного вреда его здоровью.

Расплывчато? Да, это так, но наши парламентарии все-таки намерены принять такой закон. Хотя народные избранники еще в начале обсуждения уже разделились на сторонников и противников этого законопроекта.
Депутат Муса Гулиев сторонник жесткого подхода к врачебным ошибкам. «На протяжении всей весенней сессии будем разрабатывать механизмы нового законопроекта о правах пациентов. Мы ужесточим наказание для врачей, если по их вине больному станет плохо, затянется лечение или он умрет», - сказал он.
За врачебную ошибку предлагают ввести штраф и даже реальный срок. Люди в белых халатах пока никак не комментируют эту депутатскую инициативу, но некоторые парламентарии уже встали на защиту медиков.
«Как и в любой профессии, у каждого человека есть право на ошибку. И если мы сурово обложим эту профессию со всех сторон, врачи просто скажут: ну и лечитесь сами. Мы никого лечить не будем, потому что если я, не дай Бог, совершу ошибку, потом сяду за это в тюрьму», - отмечает депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков.
Впрочем, пациенты и сегодня вправе потребовать компенсацию у врача за вред, нанесенный здоровью. Все это делается через суд. Правда, случаев таких на практике не было, но мама Айсу готова идти до конца. Виновные должны быть наказаны за смерть четырехмесячной малютки, считает женщина.
Тем не менее, наверняка мнение врачей, юристов, а тем более Министерства здравоохранения должно быть учтено. Нельзя допустить того, чтобы закон использовался для сведения счетов не только между врачами, но и в тандеме «пациент-врач». Это реальная угроза. Если такое случится, то у врачей просто не останется времени лечить, ибо они днями, месяцами будут ходить по судам.

- А что думают по этому поводу сами врачи?

С этим вопросом мы обратились к главному хирургу Азербайджана, заслуженному врачу республики, председателю комиссии по расследованию смертных случаев в медицинских учреждениях Гаджигулу БАГИРОВУ.
- Каждый гражданин имеет право на качественное лечение в нормальных условиях, при участии высококвалифицированных врачей. Это право записано и в Основном законе страны - Конституции, других нормативно-правовых документах Министерства здравоохранения. Однако, учитывая обсуждаемый сегодня в ММ вопрос, некоторые права требуют детального пояснения. Например, есть такая форма устного или письменного «соглашения» с пациентом, как разъяснение со стороны врачей степени риска той или иной операции или лечения. Пациент информируется о процессе лечения, предстоящей операции. Надо сказать, что форма такого «соглашения» уже имеет место в частных клиниках, хотя в государственных она пока не практикуется.
Однако вернемся к врачебным ошибкам. Рассмотрим, к примеру, такую ситуацию. Во время операции в брюшной полости забыли тампон. Это халатность или непреднамеренная ошибка врача? Все зависит от характера операции. Если операция была сложнейшая, все решали даже не часы, а минуты, забыть тампон немудрено. В этом случае, как мне кажется, врача не следует наказывать по всей строгости. Но если это была стандартная аппендэктомия, здесь уже можно говорить о халатности и небрежности.
Я сторонник того, чтобы Милли Меджлис принял такой закон, но считаю, что его основу должно заложить Министерство здравоохранения, вернее, специалисты этого ведомства. Только они в состоянии определить критерии, по которым можно судить, виновен врач или нет. Я не могу припомнить, чтобы у нас были прецеденты с уголовным наказанием, но было немало случаев объявления выговора, принудительной отправки врача на курсы повышения квалификации. Сейчас наши парламентарии хотят ввести наказание вплоть до уголовного. Вот именно в этих случаях надо быть очень осторожным. Мне кажется, нужно создать специальную комиссию из числа специалистов высокого класса, усилить работу судебно-медицинских органов. Но самое важное, на мой взгляд, нужно активизировать разъяснительную работу среди населения, дабы избежать случаев, когда после смерти пациента по объективным причинам родственники бросаются писать заявления в правоохранительные органы. Кстати, от этого до сведения счетов всего один шаг.
Хирург высшей квалификации городской Клинической больницы №1 (бывшая Семашко) Алим Мамедов считает, что врачи, а тем более хирурги должны с очень большой ответственностью подходить к выполнению своих обязанностей. В то же время законодателям следует подойти к принятию закона очень взвешенно. Врач, как и каждый нормальный человек, может ошибаться, но как точно определить степень его виновности в данной ситуации? С другой стороны, А.Мамедов считает, что на наличие врачебных ошибок влияет… мизерная зарплата врачей. По его мнению, хирургия - это прерогатива мужчин. Что же мы имеем на самом деле? В этом году в городскую Клиническую больницу пришли 10 молодых хирургов, и только двое из них - мужчины. То есть ситуация с оплатой труда уже отпугивает представителей сильного пола от этой специальности.
По известным причинам, высказывая свое мнение по тому или иному поводу, многие респонденты не хотят называться. Так случилось и на этот раз. Несколько врачей анонимно высказали одно и то же мнение: надо вводить страховую медицину, тогда не будет необходимости в жестких законах. Все решится само собой, повысится ответственность. Каким образом? Элементарно. В этих случаях с врачей будут спрашивать не их коллеги из комиссии, способные в знак врачебной солидарности на что-то закрыть глаза, а беспристрастные специалисты страховых компаний, которые, как известно, не очень любят просто так расставаться с деньгами. Правда, один из врачей все же не удержался от иронии: если страховая медицина будет работать по всем правилам!

Али САИДОВ
banner

Советуем почитать