• пятница, 19 Апреля, 19:42
  • Baku Баку 24°C

По логике вещей

23 сентября 2016 | 11:16
По логике вещей

АНАЛИТИКА
Газета «Каспiй» сообщала о первичном заключении Венецианской комиссии Совета Европы по поводу вынесенных на референдум 26 сентября поправок в Конституцию Азербайджана.
Единственный позитив в документе касается поправок о том, что «человеческое достоинство защищается и уважается» и о «праве на защиту от произвола и достойное обращение». Положительно оценена и предлагаемая поправка о том, что «ограничение прав и свобод должно быть соразмерны целям, которые государство стремится достичь».
Азербайджан вне претензий
Перед тем, как Азербайджану вступить в Совет Европы (25 января 2001 года), общенациональный лидер Гейдар Алиев предупреждал, что идиллических отношений Запада со странами постсоветского пространства ждать не стоит. На фоне специфических вызовов того времени это был единственный шаг реализации возможностей по развитию страны.
Политическое руководство, начиная с момента подачи заявления в 1996 году успешно выполнило все требования, предъявляемые к членству в этой структуре, и с вступлением в нее стало активно участвовать в ее деятельности. Реально за 15 лет проделана большая работа, и членство страны в организации свидетельствует о том, что один из наиболее экономически и технологически продвинутых регионов мира признает, что мы живем по демократическим правилам на пространстве, где полностью обеспечены свободы и права всех людей, независимо от гражданства. Это значит, что мы, как государство, придерживаемся международных правовых норм и постоянно углубляем демократические процессы.
Сегодня Азербайджан - центр проведения международных мероприятий, в том числе глобальных форумов, участник всех мирового масштаба политических обсуждений, и везде все время наша страна получала на них стабильную оценку «отлично». Прибывающие сюда первые лица европейских стран, включая тех, кто входят в Евросоюз, неизменно как один с восхищением отзываются об инициативах, выдвигаемых официальным Баку, считая его спасителем от «газового засилья», партнером по антитеррористической деятельности. Тот же Совет Европы всегда солидарен с нами в вопросах территориальной целостности и региональной безопасности.
Принципиально важный момент - европейцы хорошо знают историю, в частности, тот факт, что в далеком 1918 году национальное правительство стало лидером на Востоке в отношении прав женщин, раньше многих европейских стран дав все конституционные свободы. Потому сегодня две наших соотечественницы возглавляют комитеты СЕ, активно выступая в европейских СМИ в рамках решения проблем семьи и детей, а это доказывает то, насколько мы разделяем европейские ценности с «аборигенами» Старого Света.
Почувствуйте разницу
И вот тут мы наблюдаем очевидную разницу - главы европейских государств и прочие официальные представители их исполнительной власти неизменно поддерживают уровень и темп развития Азербайджана. В отличие от стабильных и отвечающих за слова чиновников тамошние народные избранники и те, кто заседает в межгосударственных организациях типа ПАСЕ, ОБСЕ, той же Венецианской комиссии раздваиваются - выражают солидарность, положительно оценивают, а потом вдруг, в преддверие знаковых для нашей страны событий высасывают из пальца негатив. Ведут себя, короче, даже не как публичные политики, любящие покрасоваться перед телекамерами, а как представители неправительственных организаций в погоне за грантами.
Взять хотя бы последнее заключение «венецианцев» - оказывается, многие предлагаемые поправки серьезно нарушают баланс между ветвями власти, предоставляя президенту «беспрецедентные» полномочия и продлевая срок мандата главы государства с 5 до 7 лет. Не нравится им и то, что президент имеет право на роспуск парламента, что «негативно повлияет на политическое инакомыслие». Якобы это отрицательно скажется на независимости судебной системы, поскольку роль парламента в утверждении судей будет ослаблена.
И это лишь часть претензий, на озвучивание которых бумаги не хватит. Не будем строить умозаключения, исходя из того, что это политический заказ или что-то вроде этого. Подойдем чисто формально и исходя из логики. Начнем с полномочий главы государства и необходимости усиления президентской власти. Согласно ст.109 Конституции, руководитель государства наделен многими полномочиями, в том числе (к сведению европейских юристов) назначает судей первичных инстанций, а также вносит представления в Милли Меджлис о назначении на должность судей Конституционного и Верховного судов АР, апелляционных судов. То есть именно он, во всяком случае, выступает с подобными инициативами, и разве это хуже, чем «грызня» среди 125 членов парламента за каждую кандидатуру?
В Администрации Президента есть специальный отдел, через сито которого проходят наиболее опытные специалисты, «собаку съевшие» на судебной практике, кроме того, они в электронной форме сдают тестовые экзамены, результаты которых бывают опубликованы на официальных сайтах. Так что тут придраться не к чему, хотя если захотеть… но это уже другая история.
Хотим жить в сильной стране
Согласитесь, все люди хотят жить в стабильных общественно-политических условиях, иметь гарантии того, что более сильные геополитические игроки не устроят в их странах что-то вроде сирийского, иракского либо ливийского варианта.
Сегодня Азербайджан, и это признает мировой истеблишмент, стабильное, экономически развивающееся, имеющее серьезный международный авторитет государство. На постсоветском пространстве, возникшем в качестве независимых республик каких-то четверть века назад, это единственная страна, имеющая минимум уязвимостей, хотя живем мы не в самом идеальном окружении соседей. А значит, дорога, которую мы прошли по пути совершенствования Конституции, удачная и правильная.
Сейчас перед нами новые задачи. Во-первых, усиление президентского института, и речь здесь не столько о самой власти президента, сколько о новых обязательствах и функциях исполнительной власти в целом. Введение института вице-президентства опять же подкрепляет авторитет исполнительной власти - это самый оптимальный путь, который скорее увеличивает ответственность, чем расширяет полномочия: он обеспечивает более естественный подход к управлению государством, более быстрое реагирование и четкое решение насущных вопросов.
Кстати, наше правительство подотчетно парламенту, однако все ключевые направления внутренней и внешней политики ведутся через Администрацию Президента, через указы и распоряжения главы государства, а это самый оптимальный механизм их реализации исполнительной властью. Потому при сохранении полномочий Кабмина будут созданы должности первого вице-президента (можно назвать исполнительным секретарем правительства) и вице-президентов, чьи полномочия будут детально определены отдельным законодательным актом. Для президентской республики (на примере США, Франции) абсолютно нормально, когда есть помощники главы государства, ответственные за различные направления - экономику, регионы или внешнюю политику - назовите эту кошку как угодно, лишь бы она ловила мышей даже в кромешно темной комнате.
Все для человека
Для простого обывателя важна вторая часть вопросов, вынесенных на обсуждение во время предстоящего референдума, и связана она с правами и свободами человека, что соответствует, кстати, всем международным нормам, поскольку усиливает нашу защиту от возможного произвола чиновников. Отчасти поправки носят технический характер, просто настало время вынести их на обсуждение. Для нас важно, чтобы граждане Азербайджана активно участвовали в референдуме. Как голосовать - это их право. Это же касается наших граждан, проживающих за рубежом: государство крайне заинтересовано, чтобы они активно проголосовали, ведь итоги их отношения к судьбам страны и народа являются лакмусовой бумагой, по которой властям следует сверять часы.
Кстати, очень уж задела «венецианцев» необходимость отмены возрастного ценза для кандидатов в президенты, депутаты и судьи. И связано это с тем, что он не живут здесь, не читают оригинал текста поправок, а прислушиваются к советчикам, которые произвольно переводят документ для этих наивных рафинированных правоведов «с пятого на десятое». Ограничения на возраст убраны потому, что в нынешних реалиях они не имеют особого значения. Скажем, нет четких аргументов, почему судье должно быть не меньше 30 лет. Представьте, что юрист 29 лет имеет профессиональный опыт и хочет стать судьей, но не имеет возможности сдать экзамен, и все потому, что ему не хватает 3-4 месяцев до очередного юбилея. Теперь у него такое право будет.
Мы искренне считаем, что отмена возрастного ценза - абсолютно правильное, правда, запоздалое решение. Ведь это все равно не позволит человеку без опыта занять соответствующую должность, как говорят сейчас наши критики. К примеру, чтобы стать судьей, нужно иметь высшее образование и работать в течение 5 лет юристом, а это значит, что и без возрастного ценза сотрудник юстиции до 27 лет физически не сможет быть назначенным на роль «вершителя судеб».
То же самое касается и выдвижения в кандидаты в депутаты и президенты. Возрастные ограничения, по сути, и здесь носят формальный характер, которые не дают, допустим, 23-24-летнему молодому специалисту, заработавшему уважение среди людей, достигшему в свои годы успеха в карьере или в спорте, стать хотя бы кандидатом на этот пост. Безусловно, это не означает, что молодых людей в 18 лет начнут избирать в депутаты, но все же в парламентской, судебной и исполнительной власти, как впрочем, в других сферах общественной, государственной деятельности и предпринимательства, возрастных барьеров быть не должно. Конституция на то и нужна, чтобы защищать законные права всех граждан.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать