• четверг, 28 Марта, 17:42
  • Baku Баку 16°C

Видимая часть протеста,

16 сентября 2016 | 20:02
Видимая часть протеста,

КОММЕНТАРИЙ
Исполнительная власть города Баку разрешила оппозиционной партии «Мусават» проведение 18 сентября митинга на стадионе «Мэхсул» в Ясамальском районе, сообщил на днях журналистам башган партии Ариф Гаджилы.
«Мусават» приняла решение о проведении митинга протеста в связи с намеченным на 26 сентября референдумом по внесению изменений в Конституцию Азербайджана. Против чего и почему желает выступить оппозиция?
«Мы считаем неприемлемыми поправки в Конституцию, потому что они ведут страну к усилению авторитаризма. У Президента страны и так широкие полномочия и ничто не мешает ему проводить реформы, поэтому мы не видим смысла в абсолютизации президентской власти», - заявил «Кавказскому узлу» глава аппарата партии «Мусават» Гюльага Асланлы.
Но это лишь видимая часть причин нынешних акций протеста. Вопрос в том, ставит ли тот же «Мусават» какие-либо серьезные задачи перед своим воскресным митингом? Если да, то в чем конкретно они заключаются? А если нет, то имеют ли вообще смысл подобные уличные акции? Вопросы эти не праздные, учитывая хотя бы то обстоятельство, что примерно 87% жителей республики считают необходимыми планируемые изменения в Конституции. К примеру, такой результат показал опрос, проведенный в Азербайджане французским Институтом исследований Opinion Way.
По словам известного отечественного политолога Ильгара Велизаде, в настоящий момент в Азербайджане идет широкая дискуссия, с привлечением всех слоев общества, по этому очень важному вопросу:
- В обсуждениях участвуют как оппозиционные силы, так и проправительственные и правительственные. В них участвуют и люди, которые не определились еще со своей позицией, но изучают сейчас возможность занять ту или иную сторону. Это естественный процесс, который свойственен всем нормальным обществам. В данном случае власти Азербайджана, давая оппозиции возможность открыто выразить собственные взгляды, как раз и создают условия для широкого общественного обмена мнениями по этому вопросу. Поле обсуждений - широкое. Оно включает в себя как социальные сети, так и СМИ разных политических направлений. Создана возможность проводить и митинги, и агитационные кампании разного рода. Как раз сейчас все эти процессы в разгаре.
Другой вопрос, кто и как этой ситуацией пользуется. Для оппозиции в ее нынешнем кризисном положении это возможность просто лишний раз напомнить о себе, потому что в другое время внимание общества к таким партиям предельно низкое. Дело в том, что за истекшие годы они умудрились практически полностью растратить весь ресурс доверия, которое питало к ним общество. Они оказались недееспособными в реализации даже собственных предложений. Не смогли в достаточной степени эффективно использовать возможности политического поля Азербайджана. Я имею в виду те самые предложения со стороны власти о проведении широкого диалога с участием оппозиционных сил, которого не случилось по банальной причине бойкота, объявленного оппозицией этим инициативам. Хотя вот такой диалог мог бы сказаться на рейтинге оппозиции, и дать возможность ей проявить себя в качестве действующей политической силы страны.
Вместо всего этого оппозиционные партии избрали для себя путь жесткой конфронтации с властью. А для реализации этого пути остается только один метод - так называемая митинговая демократия, призывы к акциям неповиновения. Но с последним дела у них обстоят не очень хорошо, поскольку в стране работают законы, в том числе уголовные, а они жестко ограничивают возможность проведения любых несанкционированных массовых акций.
Поэтому они используют имеющиеся возможности, опираясь на своих весьма малочисленных сторонников. И как раз на этих разрешенных митингах они больше говорят не о заявленной теме, не о конституционной реформе, а о вопросах, имеющих к ней весьма отдаленное отношение - это выпады в сторону властей, заявления, направленные на удовлетворение личных амбиций и пр.
Какую основную цель преследуют оппозиционные силы такими акциями? Это понятно - прежде всего, они хотят напомнить зарубежным донорам о своем существовании. Потому что если они не будут производить никаких действий, то можно смело говорить, что оппозиция Азербайджана похоронила себя своими руками. То есть, чтобы показать, что они все-таки существуют и вправе рассчитывать на какую-то поддержку внешних спонсоров, они и проводят такие акции. Чем громче и скандальнее они, тем больше шансов получить желаемые гранты. С их стороны это и вопрос наживы, и удовлетворения каких-то мелких политических амбиций.
Что касается реакции общества, мы видим, что эти акции проводятся внутри густонаселенных кварталов столицы, с десятками тысяч жителей, однако на митинги эти приходит почему-то от силы тысяча человек. Это свидетельствует о том, что их избегают уже даже обычные зеваки. То есть население не проявляет никакого интереса к деятельности оппозиции, понимает, что все эти слоганы, которые озвучиваются на ее акциях, не имеют практической реализации и не соответствуют запросам дня. Все их призывы звучат как будто из глубокого прошлого, периода, когда в Азербайджане только зарождалось демократическое движение. Даже у сторонних наблюдателей все эти потуги вызывают не более чем горькую ухмылку.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать