• четверг, 28 Марта, 18:14
  • Baku Баку 13°C

Каспийский спецназ

18 сентября 2016 | 14:29
Каспийский спецназ

ИСТОРИЯ
В годы Великой Отечественной войны Баку взял на себя функцию кузницы кадров для ВМФ страны и с честью справился с задачей.
В.Пашиц
Долгие годы Баку был центром создания элиты армий Африки, Ближнего Востока. Курсанты из 32 государств арабского мира, Кубы и других латиноамериканских стран, Болгарии и ГДР проходили здесь обучение и становились офицерами - командирами и создателями подразделений спецназа у себя на родине. Разумеется, основной контингент обучающихся десантников набирался из числа лучших призывников со всего Советского Союза. Но почему именно Баку?
По предложению капитана первого ранга Виталия Пашица (1926-2013), одного из самых авторитетных специалистов морского спецназа советской армии, в 1969 году в пригороде Баку - в поселке Зых - было создано подразделение подводного спецназа, которое он сам и возглавил. Здесь прошли боевую подготовку офицеры спецназа из 32 стран.
По окончании Ленинградского военно-морского училища В.Пашиц служил на Балтике, где создал образцовую школу обучения подводных спецназовцев. В 1969 году Генштаб ВМФ поручает В.Пашицу создать военную часть для подготовки спецназа дружественных стран. Именно Пашиц настоял на создании элитной базы на Каспии, рядом с военно-морским училищем.
В 1943 году В.Пашиц поступает в Бакинское военно-морское подготовительное училище, сокращенно называемое курсантами «подгот». Сокурсниками Виталия были будущие известные вице-адмиралы В.Рябов, Н.Долматов, Г.Лазарев, В.Петров, контр-адмиралы Т.Гайдар, А.Сулейманов, С.Сухоручкин. Позднее выпускниками училища стали бывший министр иностранных дел РФ Евгений Примаков, главком ВМФ РФ адмирал В.Чернавин, экс-посол России в США Юлий Воронцов и многие адмиралы, цвет ВМФ СССР 1980-90 годов.
В 1944 году в Бакинском военно-морском подготовительном училище проходили слушания 1400 курсантов. Говоря о качестве преподавания, достаточно привести один факт: здесь были собраны лучшие педагоги-теоретики и бывшие адмиралы. В 1944-м В.Пашиц переводится в Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе в Ленинграде. Имя В.Пашица, как историка военно-морского флота СССР и независимого Азербайджана, и сегодня пользуется большим авторитетом. Одно дело - историк золотого фонда, другое - его создатель. Так вот В.Пашиц - и создатель, и историк. Он - участник Парада Победы на Красной площади в Москве в 1945 году, кавалер ордена Красной Звезды и 19 боевых медалей и государственных наград.
Зыхская база
Как выпускник Морского подготовительного военного училища в поселке Зых, В.Пашиц прекрасно знал каспийское побережье и доказал его преимущество перед черноморским. Для учений использовали шельфы российского, азербайджанского и туркменского участков побережья Каспия. Идеальная база: учения на море, в горах, пустыне Кара-Кум в Туркменистане, в лесной местности Набрани и Талышских горах и, естественно, на островах Бакинского архипелага.
В разнообразных условиях каспийского бассейна В.Пашиц отрабатывал методику проведения занятий и тактических учений для формирования универсального десантника. Это позволяло повысить эффективность операций спецназа ВДВ и ВМФ, выполнять задания с меньшими силами, большей скрытностью и вероятной эффективностью. Разнообразие природных условий на Каспии при едином командовании и общей методике подготовки повышали уровень взаимодействия десантников разных родов войск. Проводилась проверка тренированности личного состава, тактического мышления и личной инициативы.
Офицерское братство
Есть еще одна причина, по которой В.Пашиц настаивал на создании войскового подразделения подводного спецназа в поселке Зых. «Баку, - пишет он, - интернациональный регион планеты, что также оказывает положительное воздействие на курсантов-иностранцев. Для объединения усилий спецслужб разных стран в совместной борьбе против терроризма нужны созидательные мотивы. Уничтоженное с разрушением СССР понятие «интернациональный долг» оказывало большое положительное влияние на мышление офицеров спецназа разных стран».
Тема международного сотрудничества спецслужб против мирового терроризма сегодня актуальна как никогда, и опыт каспийской базы спецназа сейчас очень востребован. Десантники из Анголы, Кубы, СССР готовы были прийти на помощь любой стране, с представителями которой они сотрудничали в учебном центре на Каспии. Ученики В.Пашица, гордо называвшие себя «спецназ Каспия», отлично проявили себя в секретных операциях во многих странах. Сила этого братства офицеров не утрачена, во многих странах стоит напомнить о центре десантников в Баку - и раскрываются многие двери кабинетов высокопоставленных офицеров и сотрудников правительственных учреждений. Их так много, что пора создавать международный клуб для выпускников бакинской школы десанта.
В.Пашиц также был инициатором открытия базы рядом с Военно-морским училищем на Зыхе именно как центра, где создавалась элита вооруженных сил десятков стран-союзниц СССР. Специально для этих целей с Черного моря сюда перевели учебно-испытательный отряд.
Командующий Каспийской флотилией Г.Касумбеков, знавший В.Пашица по совместной службе на Балтийском флоте, был одним из активных создателей новой базы подводного спецназа. Кстати, В.Пашиц посвятил своему другу - командующему Каспийской флотилией адмиралу Г.Г.Касумбекову книгу «Записки командира каспийского спецназа» (Баку, 2009), ставшую настольной книгой для офицеров спецназа. Вместе они неоднократно бывали на приеме у первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Гейдара Алиева, который мобилизовал строителей для скорейшего введения в строй базы и жилья для семей офицеров новой войсковой части. Поддержка Гейдара Алиева позволила Пашицу за два первых года деятельности базы создать лучший в мире по технической оснащенности центр подготовки морского спецназа.
В 1992-м вышедшего на пенсию В.Пашица возвращают в родную часть, и он подготовил целую группу десантников, отлично проявивших себя в боях за Нагорный Карабах в 1992-94 годах. Его бойцы - активные участники военных операций в районе Сарсангского водохранилища, близ села Сейсулан, отбитого у противника. Также В.Пашиц воспитал группу специалистов по оперативно-разведывательной работе для Министерства обороны Азербайджана.
О Баку - с любовью
О Баку В.Пашиц всегда вспоминал с теплотой: «Баку - интернациональный регион планеты. Здесь велась подготовка водолазов-разведчиков, курсантов спецконтингента (курсанты из Кубы, Сирии и других стран). Проводилась обкатка снаряжения и спецтехники. Велась научная работа, в частности врач-физиолог проводил исследования «О влиянии физико-географических условий на жизнедеятельность РГРГ в условиях Закавказского ТВД».
А вот что писал В.Пашиц о Бакинском подготовительном военно-морском училище: «В годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов Баку взял на себя функцию кузницы кадров для Военно-морского флота СССР и с честью справился с задачей».
Секретами создания военной элиты арабского мира и стран Восточной Европы В.Пашиц щедро делится в своих книгах «От подгота до спецназа», «Записки командира каспийского спецназа» (Баку, 2002).
Военная элита
До сих пор в дом бывшего командира приезжают из разных стран его ученики. Недавно вдова В.Пашица Марина Яковлевна принимала капитана Александра Вебера из Германии. Собираясь в гости, Вебер прихватил с собой книги учителя.
Его всегда интересовала методика и опыт создания универсального десантника. В.Пашиц говорил: «Мы не готовим агентов 007, мы готовим военную элиту, морских десантников, готовых к самым разным неожиданным событиям во время выполнения заданий в любой точке мира».
Сохранить опыт уникального явления в истории советского спецназа, а также опыт основателя спецназа независимого Азербайджана - значит со временем приобрести шанс вновь стать кузницей кадров для элитарных подразделений стран Ближнего Востока и Африки. Многие ученики В.Пашица со временем стали адмиралами и генералами своих национальных армий и до сих пор с благодарностью вспоминают уроки мастерства на берегах Каспия.
Более всего В.Пашиц требовал от своих воспитанников быть готовыми к нестандартным ситуациям. Например, к тому, что во время переворотов, вторжения вражеской армии или авианалетов на города армия и население стран будут пребывать в состоянии стресса, массовой паники. Тем и была ценна школа В.Пашица. Не случайно именно его воспитанников отправляли в мирное время на проверку безопасности морских портов по всему Советскому Союзу, важных военных и гражданских объектов. Руководство морских портов не оповещалось о проверке, и результаты приводили к самым серьезным последствиям. А ведь необходима независимая структура по проверке безопасности не только портов, но других важных гражданских объектов, и спальных районов городов в том числе.
Кстати, по инициативе В.Пашица в рамках всесоюзной игры «Зарница» был создан молодежный маршрут. Юные спецназовцы из республик бывшего СССР шли по следам каспийских десантников. В.Пашиц - один из тех, кто стоял у истоков экстремального туризма в СССР. Тогда это была военно-патриотическая игра «Я - спецназ». Маршрут включал в себя восхождение на Шахдаг, поход в Кара-Кум и несколько дней учений на спортбазе на берегу Каспия.
Тандем не подкачал
С приходом на Каспий адмирала Г.Касумбекова база отряда подводников была на подъеме. Командование ВМФ не сомневалось, что тандем двух десантников - командующего Каспийской флотилией вице-адмирала Г.Касумбекова и капитана I ранга В.Пашица - создаст лучшую в СССР базу подготовки советских Рэмбо. И тандем не подкачал, буквально с первого года в войсковую часть в поселке Зых все флоты стран Варшавского договора стали посылать своих специалистов.
С назначением Г.Касумбекова отмечается качественное повышение уровня учений. Теперь к общефлотским тактическим учениям привлекали авиацию Черноморского флота, соединения и части Закавказского, Северокавказского и Туркестанского военных округов, суда Каспара и Каспнефтефлота. Как правило, эти учения охватывали весь каспийский морской театр.
Благодаря тандему Пашиц - Касумбеков каспийская база стала полигоном испытания советского разведывательно-диверсионного оружия. 15 видов аппаратов, такие как одноместные подводные лодки «Тритон-1М», «Тритон-2», позднее двухместная «Сирена-УМЭ», были впервые испытаны именно в ходе учений на каспийской базе. Многие из них были приняты на вооружение советского военного флота. Например, подводная лодка длиной в 28,2 метра «Пиранья» испытана на Каспии в 1984 году: глубина погружения - 200 м, под водой может пройти 260 миль, в надводном положении - 1000 миль. Каспийская база стала полигоном и для испытания военного оборудования, созданного на судостроительном гиганте ЛАО (Ленинградское адмиралтейское объединение). Первые образцы водолазной аппаратуры были изготовлены на заводе «Буревестник» в Гатчине (Ленинградская область) в бытность директора Михаила Кизельгофа.
Не случайно именно десантникам В.Пашица было поручено проведение уникальных учений, к которым было привлечено внимание ведущих военных держав мира. Военной части В.Пашица было поручено проведение учений с применением так называемых экранопланов. Это малоизвестная страница в истории советской армии, хотя, как оказалось, к этим учениям было приковано внимание ведущих разведок мира.
Эра гидропланов
Провидец В.Пашиц создавал десантников-универсалов, воздушные десантники превращались в подводных, по окончании задания их вновь подбирали экранопланы - они были в равной степени эффективны как на суше, так и на море. В 1971-1976 гг. В.Пашиц поставил перед командованием ВМФ вопрос о создании на Каспии, в поселке Говсан, учебно-испытательного центра ВМФ СССР для обкатки самых современных видов оружия. Отличная гавань, рядом - НИИ «Норд» и испытательный полигон Сормовского завода, он был создан здесь еще в 1950 году. Рядом военный аэродром в поселке Гала - база для десантников-парашютистов. В.Пашиц считал, что будущее за единой базой подготовки универсального спецназа. Сейчас это названо «силы быстрого реагирования» и активно развивается во всех ведущих армиях мира. Учения на Каспии 1980 года с участием гидропланов во многом предопределили развитие морского десанта.
Лучшей части морских десантников под командованием В.Пашица было поручено испытание нового для СССР типа самолетов и кораблей-экранопланов, или, как их называли, экранолетов.
1930-1970 годы в военной науке принято считать эрой гидропланов. Самым надежным и эффективным считался гидроплан Сикорского С-20, который успешно совершил перелет через Атлантику. Грузоподъемность - чуть меньше американского тяжелого бомбардировщика времен Второй мировой войны. После создания в Европе сети современных аэропортов эра гидропланов закатилась - и, казалось, навсегда. Но стоило СССР провести успешные учения гидропланов на Каспии, как Германия, Иран, а позднее и Китай начали развивать это направление. Кстати, сейчас на вооружении у ИРИ десятки гидропланов.
IMO (Международная морская организация) считает экранолетом морское судно, способное летать. Его преимущества - большая грузоподъемность, меньшие затраты топлива и скорость до 500 км в час. Аппарат летит с применением «экранного эффекта», значительного увеличения подъемной силы при движении на очень малой высоте над водной или другой поверхностью. Высота полета соизмерима с шириной крыла, то есть три метра.
В.Пашиц приводит в своих книгах подробное описание этих учений, прошедших на Каспии в 1980 году. В них принимали участие «авиация Черноморского флота, соединения Закавказского и Туркестанского военных округов, корабли Закавказского и Туркестанского погранокругов, суда Каспийского пароходства и впервые в СССР - два экраноплана. Один из них, созданный по инициативе Ростислава Алексеева в 1966 году экраноплан КМ (корабль-макет), позднее из-за гигантских размеров был назван «Каспийский монстр».
С 1980 года В.Пашиц и командующий Каспийской флотилией Г.Касумбеков, в прошлом сам десантник, настаивали на внедрении экранопланов в ряды морской пехоты и воздушно-десантных войск (ВДВ), но не были услышаны в Москве. Результатами успешно проведенных испытаний экранопланов воспользовались другие страны. Спустя годы выясняется, что в 1980 году создатели экранопланов предложили армии великолепное универсальное транспортное средство двойного назначения, от которого тогда отказались. Теперь приходится догонять тех, кто изучил и усвоил советские разработки 1980 года и выжал максимум из единственной премьеры «каспийского монстра».
Учения 1980-го произвели на иностранных военных специалистов ошеломляющее впечатление. Они привели к бурному развитию экранопланов во всем мире, кроме СССР. После учений корабль-самолет «Лунь» был попросту заброшен и сейчас догнивает на берегу Каспия. Судьба другого экраноплана оказалась счастливее - «Орленок» выставлен на берегу Химкинского водохранилища как орудие устрашения для браконьеров. Тогда как Китай, Южная Корея, США, Германия и Иран стали спешно конструировать экранопланы. В СССР это направление было законсервировано на долгие годы. А Иран к 2010 году уже имел три эскадрильи одноместных экранолетов-разведчиков Bavar-2.
Учения с применением экранопланов на Каспии - не случайность. Подготовленые кадры показали перспективность применения в разведке и десантных операциях экраноплана во всем блеске.
Гибридные войны
Методика В.Пашица в 1970-е годы вызывала возражения: зачем, мол, морскому спецназу тренировки в горах, в лесу. Сейчас стиль актуален, Россия создает войска быстрого реагирования, основу которых, со слов генерал-полковника Владимира Шаманова, должны составить Воздушно-десантные войска. Десантники уже давно воюют по правилам гибридных войн. Прежде бригады спецназа Вооруженных сил подчинялись Главному разведывательному управлению Генштаба, а морская пехота - главкомату ВМФ. Теперь пришли к тому, что В.Пашиц создавал на Каспии в 1970 году: универсальный спецназ. Это - мировая тенденция. Воздушные десантники и морской спецназ должны быть как сообщающиеся сосуды, и с июня 2015-го принято решение объединить их под общее командование СБР.
Ширин МАНАФОВ
banner

Советуем почитать