• четверг, 28 Марта, 15:09
  • Baku Баку 16°C

Полку хранилищ прибыло

08 сентября 2016 | 18:34
Полку хранилищ прибыло

В ходе своей недавней поездки в Южный регион страны Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял участие в открытии двух историко-краеведческих музеев (в Масаллы и Сальяне). По информации, размещенной на официальном сайте главы государства, строительство музея в Масаллы началось два года назад, а для осуществления строительных работ из Резервного фонда Президента были выделены средства в размере 2 миллионов манатов.
Под защитой государства

Благодаря финансированию сейчас здесь функционируют пять экспозиционных залов, фонд и рабочие кабинеты, идеологический центр, художественная галерея.
Сальянский историко-краеведческий музей имеет более солидный возраст, он был сдан в эксплуатацию в далеком 1981 году и требовал капитального ремонта. За четыре месяца 2016 года (май - август) здание старого музейного хранилища было отреставрировано, и сейчас его общая площадь составляет 1 тыс. 240 квадратных метров. На первом этаже двухэтажного здания размещены уголки с экспонатами, отражающими жизнь и деятельность общенационального лидера Гейдара Алиева и Президента Ильхама Алиева. Здесь же находятся комната для фонда и другие вспомогательные помещения. На втором этаже - экспозиционные залы, в которых хранятся экспонаты. Всего их в музее - более 12 тысяч.
Музей, как известно, - это не только культурный центр, но еще и хранитель национального наследия страны. Первые музеи в Баку появились в начале XX века, а первым официальным государственным музеем стал «Истиглал». Он открыл свои двери в 1919 году, а его фонды стали основой для созданного позже Азгосмузея (Азербайджанского государственного музея), хотя попытка создания первого музея на территории нашей страны была предпринята известным азербайджанским писателем и государственным деятелем Дж.Мамедгулузаде еще в 1890 году. Он организовал в школе села Нехрам (Нахчыванская АР) краеведческий музей, в котором были собраны материалы по истории Азербайджана. Однако именно музей «Истиглал» стал примером для дальнейшей организации музейного дела в стране. После установления советской власти на базе Комиссариата народного просвещения был организован подотдел «Музэкскурс» (музейно-экскурсионный отдел). Этому событию предшествовало подписание Совнаркомом России 24 сентября 1918 г. декрета «О сохранении культурных ценностей и запрете на их вывоз». Разрешение на вывоз теперь могла выдавать только Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В Азербайджане же развитие музейной сети регулируется государственной программой «Целенаправленное развитие музейного дела», принятой несколько лет назад.
Зеркало нашей истории
Во второй половине XX века в республике появились музеи нового типа - художественные галереи, мемориальные музеи (музеи-квартиры), музеи под открытым небом, дома-музеи, историко-краеведческие, этнографические и т.д. Музеи создавались не только в Баку, но и в других крупных городах Азербайджана - в Шеки, Нахчыване, Гяндже, Лянкяране. По типу они были историко-краеведческими. В результате армянской агрессии более двадцати музеев с общим объемом фонда 40-100 тысяч остались на оккупированных территориях.
Местом, где раритеты не только собираются, но и подвергаются научному анализу, стал Национальный музей истории Азербайджана НАНА. Академик Наиля Велиханлы, директор музея, называет его лабораторией, где каждый экспонат тщательно изучается и обрабатывается. «По большому счету, - говорит она, - Национальный музей истории - это своеобразное зеркало нашей истории, ведь каждый посетитель имеет возможность глубже ознакомиться с Азербайджаном, его историей, богатейшей культурой и государствами, которые здесь находились с древних времен. У нас уникальные экспонаты, начиная с каменного века, которые отражают все периоды истории. А собранный материал служит доказательством того, что Азербайджан - одно из древних мест стоянок человека».
Хронологически расположенные музейные экспонаты помогают посетителям получить объемную информацию об истории страны с древнейших времен. Ведь главное предназначение музея в том, считают специалисты, чтобы люди не забывали свое прошлое, помнили и берегли настоящее. Но не менее важно и другое - национальное достояние каждого народа должно не только собираться в музее, оно должно еще изучаться, научно обрабатываться, анализироваться, чтоб было что потом передать потомкам.
История нефтяного дела в Азербайджане содержит несметное количество событий, ставших знаковыми для организации и последующего развития нефтедобычи во всем мире. Но еще больше обогатили ее выдающиеся личности, трудом и стараниями которых были раскрыты кладовые абшеронских месторождений «черного золота». Среди них, бесспорно, особое место принадлежит братьям Роберту и Людвигу Нобель, одними из первых на заре XX века наладившим в Баку промышленную добычу, транспортировку и переработку нефти. Потому и Вилла Петролеа среди азербайджанских музеев занимает особое место.
«Климат тут лучший на свете!»
На Вилла Петролеа пахнет нефтью. Даже сегодня. И это неудивительно: промзона, «Черный город». Здесь в конце XIX века на четырнадцати гектарах солончаков и замазученной территории по проекту итальянского архитектора был построен красивейший двухэтажный особняк в византийском стиле - бакинская резиденция учредителей знаменитого шведского «Товарищества братьев Нобель». С тех пор Villa Petrolea пережила многое, а в апреле 2008 года полуразрушенное здание особняка превратилось в прекрасно отреставрированный Международный музейный центр - единственный музей семьи Нобель за пределами Швеции.
Начали строить Вилла Петролеа в 1882 году. Завершили быстро, через два года. Из Лянкярана привезли чернозем, из Италии, Франции, Турции - уникальные деревья, кустарники и цветы, с Волги - пресную воду. В конце весны на весь летний сезон морем доставлялось до 800 тонн льда - для охлаждения комнат. Здесь, в поселке Петролеа, ставшем в советские годы Рабочим проспектом, в тени экзотических деревьев собирались именитые гости «империи Нобель», у знаменитых шведов рождались и взрослели дети, для которых устраивались рождественско-пасхальные и иные праздники со зрелищными иллюминациями.
Кроме жилых домов на территории поселка располагались театр, клуб, больница, хозпостройки, кегельбан, теннисные корты. Мы можем видеть их в черно-белых фотоальбомах того времени. Зато сейчас Вилла Петролеа далеко не черно-белая. Здесь много позолоты, струящегося серебра, мягкого красного бархата. Из золоченых рам Альфред, Роберт, Людвиг и Иммануэль Нобели - капиталисты, тратившие до 40% от своей прибыли на благотворительность, взирают на граммофоны, чайные сервизы, столешницы, часы, шампанницы, сундуки, письменные столы и кресла, ставшие сейчас экспонатами музея, а когда-то украшавшие Villa Petrolea, ставшую «достопримечательностью, подлинным оазисом среди тропической жары и окружающей Баку бесплодной пустыни».
В свое время Альфред категорически отказывался приезжать к Роберту в Баку, поскольку считал здешний климат ужасным, о чем и писал брату: «Соблазнить меня могла бы встреча с тобой и, вероятно, с Людвигом, но безводная, пропыленная, загаженная нефтью пустыня меня ни в коем случае не соблазняет. Я предпочитаю жить среди кустов и деревьев - безгласных друзей, уважающих мои слабые нервы, - и, сколько возможно, избегать как больших городов, так и пустынь». На что у Карла, второго сына Людвига, было другое мнение: «Климат тут вовсе не такой скверный, как обычно рассказывают, напротив, многие здесь даже утверждают, что он лучший на свете. К примеру, такой прекрасной, такой замечательной погоды, какая стоит теперь, почти не бывает в жаркое время года в Петербурге».
Но смена власти в 1918 году, «крайне неприятное происшествие», привела к тому, что более двух тысяч нобелевских рабочих потребовали национализации промысла, и согласно декрету Бакинского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, все промышленные предприятия, находившиеся в частных руках, были национализированы. А «победоносный» блицкриг XI Красной армии покончил с нефтяными магнатами, их предприятиями и их роскошной жизнью.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать