• пятница, 19 Апреля, 07:10
  • Baku Баку 13°C

«Али Гасанов прямо им сказал: «Вы перешли все границы!» – Гудрат Гасангулиев

25 августа 2016 | 10:21
«Али Гасанов прямо им сказал: «Вы перешли все границы!» – Гудрат Гасангулиев

Интервью АПА с председателем Партии единого народного фронта Азербайджана, депутатом Гудратом Гасангулиевым
– В Азербайджане возбуждено уголовное дело в связи с Фетуллахом Гюленом. Как вы думаете, существует ли сеть Гюлена в Азербайджане?
– Однозначно существует, это даже не предмет для споров и обсуждений. Начну с того, что я сторонник светского государства. Всегда считал, что в мусульманских странах религия должна оставаться вне политики. Быть может, в той или иной стране уровень демократии низок и на приведение его в соответствие с западными стандартами необходимо время. Но в целом для перехода к демократическому устройству должна иметь место светская модель.
Гюленизм, движение «Хизмет», основано на идеологии Саида Нури, в корне ее лежит религиозная идеология. Некоторые утверждали, что они не имеют отношения к политике и занимаются лишь наукой, образованием, просветительством, но никак не политикой. Отмечу, что если бы они сформировались лишь как политическая сила, то не представляли бы опасности для общества. Вместо этого они проникали в госструктуры, в ряды политических партий, НПО, медиа-структур разных стран.
В Азербайджане они привлекали в свои учебные заведения талантливых учащихся, причем начиная с пятого класса. Плата за обучение при этом была достаточно высокая. Правда, для определенных категорий граждан предоставлялась 50%-я скидка, а за счет средств, взимаемых с обеспеченных родителей, небольшая часть учащихся полностью освобождалась от оплаты. Таким образом, с юного возраста одаренные ребята попадали под влияние гюленистов. Представители среднего и выше классов выкладывали за обучение своих детей по 7 тысяч долларов в год, за счет этих денег делались уступки способным детям. Этим самым они привязывали к себе средний класс и политическую элиту.
В 2009 году я был приглашен центром Ататюрка во Дворец «Гюлистан» на мероприятие, посвященное Гейдару Алиеву. На нем присутствовало около 1000 человек. Представители политической элиты, молодежных организаций, ведущих СМИ, религиозные деятели. При этом каждому из гостей дарили папку с журналом «Диалог Евразии». Я полистал этот журнал. Так вот, несмотря на то, что мероприятие было посвящено Гейдару Алиеву, на обложке журнала красовалась фото Фетуллаха Гюлена. На страницах журнала было опубликовано всего две статьи про Гейдара Алиева, все остальное посвящалось идеям нурсизма и пропаганде Гюлена. Даже фильм, записанный на компакт-диске, посвящался Гюлену. Несмотря на то, что основателем турецкого государства является Мустафа Кемаль Ататюрк, а Турция – светское государство. При чем в таком случае пропаганда Гюлена? Это было нарушением всех этических, нравственных норм и рамок приличия. Рядом со мной сидели депутаты, я взял слово и выразил протест по этому поводу. Прямо сказал, что если вы проводите мероприятие по пропаганде Фетуллаха Гюлена, так и напишите на пригласительной. Кто желает, посетит его, кто не желает – нет. Приглашать людей на мероприятие, посвященное одному человеку, и при этом вести пропаганду другого – не входит ни в какие рамки!
– Кто-то еще возмутился по этому поводу на мероприятии?
– Я был рад тому, что руководитель общественно-политического отдела Президентского аппарата Али Гасанов очень резко и решительно высказал свою позицию. Это был очень дальновидный поступок в защиту интересов государства и общества. Причем в то время столь резкое выступление госчиновника действительно требовало смелости. До 2013 года многие были связаны с гюленистами отнюдь не идеологически, а скорее по конъюнктурным соображениям. Считалось, что гюленисты – верные союзники турецких властей. По этой причине выступление Али Гасанова можно было оценить как крайне резкое. Именно после этого местные гюленисты начали корректировать свою деятельность, приводя его в определенные рамки. Али Гасанов тогда им прямо сказал: «Вы перешли все границы».
Позже я поднял данный вопрос в парламенте. Более того, зачитал один абзац с того самого журнала. В нем откровенно говорилось о борьбе за политическую власть. Там четко излагалось – суть нурсизма, гюленизма заключается в том, что носители этой идеологии, приходя к власти могут построить справедливое общество. То есть только нурсисты способны построить общество благоденствия, и больше никто. Мы – светское государство, почему не предотвращаем подобное и создаем условия для того, чтобы способная молодежь попадала под влияние этой сети, спросил я. Да, следует признать, что в школах гюленистов образование было на должном уровне. Но… Если бы они, скажем, брали с первого класса 20-25 детей, обучали бы их так, чтобы они все в дальнейшем поступили в вузы – это можно было приветствовать. Но они выбирали самых одаренных, тех, кто и без них в дальнейшем поступил бы в высшие учебные заведения. Я прямо сказал в парламенте – деятельность этой структуры должна быть приостановлена!
– Изменилось ли отношение к вам после этого выступления?
– Какой-либо контрпропагандистской деятельности я не заметил. Не считая, что пара их сторонников в разных печатных органах по совершенно другим поводам выступили с резкими заявлениями в мой адрес. Позже они связались со мной через коллег депутатов, мы встретились и они пригласили меня в Пенсильванию. Я в культурной форме отказал им, в очередной раз выразив мнение, что подобная форма деятельности рождает в обществе справедливое раздражение.
Однако должен подчеркнуть, что всех, кто был связан в те годы с этой сетью, несправедливо клеймить как изменников, предавших национальные интересы. Люди считали гюленистов союзниками турецкой власти. Это историческая правда – в то время гюленисты действительно поддерживали существующую власть. Поэтому привлечение людей к какой-либо ответственности после попытки переворота в Турции неверно. Те, кто непосредственно связан с путчем, разумеется, должны быть наказаны. Лица, которые навязывали молодежи гюленистскую идеологию с дальним прицелом, с целью захватить в будущем власти в стране, разумеется, должны быть выявлены. Эти люди должны быть депортированы из страны, а непосредственные участники июльских событий – привлечены к ответственности.
В то же время считаю маловероятным, что в азербайджанской политической элите существуют люди, тесно связанные с этой сетью. В Азербайджане были те, кто сотрудничал с ними, проводил совместные мероприятия или спонсировал. Но это все поддерживалось и самими турецкими властями, в Турции проходили схожие мероприятия. Ставить это в вину людям сегодня нельзя. Они были одной властью, чего уж тут скрывать? Просто со временем одна часть захотела свергнуть другую. Кто-то их к этому подталкивал или это было собственное решение – я не знаю. Ясно одно: цель событий 15 июля состояла в том, чтобы посеять вражду среди турецкого народа, внести хаос и привести Турцию в состояние Сирии. Для Турции был написан сценарий гораздо страшнее, чем попытка переворота.
– Каково должно быть отношение в Азербайджане к тем, кто после 2013 года продолжил сотрудничество с гюленистами?
– После того как у турецких властей пути с гюленистами разошлись, в Азербайджане были сделаны определенные шаги. Скажем, поменялись учредители школ, принадлежащих гюленистам, были уволены некоторые чиновники. Т.е. азербайджанская власть продемонстрировала искренность в отношениях с Турцией. Быть может, у кого-то и были невидимые тесные связи с гюленистами. Но я не верю, что это могло быть на правительственном уровне. Скорее на уровне отдельной компании, предприятия или чиновника низшего ранга. Лично у меня нет по этому поводу каких-либо конкретных фактов, чтобы кого-либо обвинять.
banner

Советуем почитать