• среда, 24 Апреля, 16:12
  • Baku Баку 27°C

Шанс трехстороннего доверия

12 августа 2016 | 16:17
Шанс трехстороннего доверия

МНЕНИЯ
На неделе в Баку состоялся трехсторонний саммит президентов Азербайджана, России и Ирана. Новый формат еще долго будет темой обсуждений общественности. По этому поводу газета «Каспiй» обратилась за разъяснениями к ведущим отечественным экспертам.
Расим Мусабеков, политолог, депутат Милли Меджлиса:
- Непосредственным поводом для этой встречи стало, конечно же, благословение на самом высоком политическом уровне железнодорожного проекта «Север-Юг». И такое решение в ходе переговоров в Баку было принято. Что же касается подробностей, там есть масса финансовых, технических, управленческих вопросов, которые, в принципе, должны теперь, на уровне профильных министерств, организаций согласовываться и превращаться в конкретные договоры. В общем, все для того, чтобы весь этот проект, в силу разного рода бюрократических препон и желания отдельных лиц быстренько заработать, не был просто угроблен.
Есть еще один примечательный момент - Иран вышел из-под режима санкций. Понятно, что в этой ситуации и Россия, и Азербайджан заинтересованы в развитии отношений с ИРИ. С учетом географии, истории, Азербайджану как бы объективно предназначено быть не только территориальным, коммуникационным, но и культурно-историческим, цивилизационным мостом между Россией и Ираном. И такая трехсторонняя встреча в принципе открывает перспективу для взаимодействия, углубленного сотрудничества. Причем не только в сфере коммуникаций.
Здесь есть и такая тема, как совместная разработка энергоресурсов Каспия. Иран и Россия давно уже привлечены к работе в нашем секторе, на том же самом «Шахдениз». Так почему бы и SOCAR, который и опыт имеет достаточно большой, и кадрами богат, не стать ценным партнером в проектах на морских территориях России, Ирана, Казахстана и Туркменистана? В общем, совместная работа на Каспии тоже может быть очень важным предметом трехстороннего сотрудничества.
Или использование трубопроводных коммуникаций. Азербайджан фактически завершает работу над Южным энергетическим коридором. Нефтяной трубопровод уже есть, сейчас достраивается газовый. Почему бы и тут не сотрудничать? С учетом того, что есть газопроводы еще советского времени из РФ в Азербайджан, и из ИРИ в Азербайджан, которые, в общем, могут быть использованы для транспортировки газовых ресурсов этих стран на западные рынки по нашему Южному коридору. Это тоже элементы потенциального трехстороннего сотрудничества.
Или взять энергопереток. Бывает, что пиковые нагрузки в энергосистемах России, Азербайджана и Ирана не совпадают, и это делает выгодным переток энергии, когда есть избыток, в страну, где в ней испытывается потребность. Это позволяет экономить энергетические мощности, одновременно придает устойчивость энергосистеме, ну и плюс дополнительные доходы.
Одним словом, есть масса секторов, где трехстороннее сотрудничество дает нашим государствам дополнительные выгоды. Ну и, безусловно, есть очень важный момент, который заключается в том, что полоса нестабильности находится по периметру наших границ - от Афганистана и до Ближнего Востока. А Азербайджан, Россия и Иран заинтересованы в том, чтобы эта нестабильность, эти террористические угрозы не продвигались бы в сторону наших границ. И здесь важен и обмен информацией, и совместные внешнеполитические действия. Так что в этом смысле трехсторонняя встреча полезна, и думаю, что она будет иметь свое развитие.
Конечно, было бы большим преувеличением говорить о каком-то новом союзе, блоке, потому что ни одна из стран, участвовавших в этой встрече, вовсе не замыкается при решении всех вышеперечисленных вопросов только на взаимодействии внутри этой тройки. Форматы сотрудничества у каждой из них гораздо шире.
Понятно, что Россия - трансконтинентальная держава, и Иран имеет массу связей, и Азербайджан не замыкается в своих экономических, политических интересах только на РФ и ИРИ. Поэтому говорить о формировании какой-то оси или ядра некоего блока было бы, на мой взгляд, большим преувеличением, но с прагматической точки зрения, считаю, что этот формат (с учетом того, что есть конкретные интересы как в политической плоскости, так и, в первую очередь, в экономической, коммуникационной, энергетической областях) имеет неплохие перспективы.
Фикрет Садыхов, политолог:
- Многие говорят о подводных камнях этих визитов, однако все было прозрачно. Роль Азербайджана в качестве инициатора нарастания регионального сотрудничества очевидна, в каких-то нюансах она по факту упомянутой встречи гораздо более эффективна в сравнении с другими встречами. Это очень важное рандеву, положившее начало новому этапу отношений Азербайджана с северным и южным соседями. Причем, если на первом плане просматривается экономика, в частности транспортный проект «Север-Юг», энергетика, гуманитарные контакты, то я вижу за всем этим политические аспекты. Что очень важно - в Бакинской декларации сделаны важнейшие акценты на борьбу с терроризмом и радикальным экстремизмом, так как никто не застрахован от подобных рисков, могущих поставить под угрозу любые экономические задумки на всем Южном Кавказе.
Что касается «Север-Юг», то очевидна значимость этого межконтинентального проекта, соединяющего Северную Европу с Индией с выходом на Персидский залив, в формате, сближающем интересы всех игроков. Во всяком случае, мы должны учитывать ряд аспектов и стратегических факторов, которые должны привести к возможному смягчению ситуации в самом регионе, и, надеюсь, это может позитивно повлиять и на решение самой злободневной задачи, связанной с урегулированием нагорно-карабахского конфликта.
Тофик Аббасов, политолог:
- Вещи надо называть своими именами - наш регион пока является расколотым пространством с рядом нерешенных проблем, потому инициатива главы государства о проведении в Баку саммита основывалась на идее выведения трех стран на новый уровень взаимоотношений. Пока это, образно говоря, трехсторонний союз, но в будущем формат может быть расширен.
Здесь главный сюжет закручивается вокруг геоэкономического действа, что представляет собой очень перспективный момент, так как официальный Баку имеет неплохие отношения и с Москвой, и с Тегераном. Чтобы получить больше совместных преференций, необходимо действовать сообща, выстраивая новые координаты взаимодействия. В перспективе к этой системе координат может присоединиться Казахстан, Турция, Грузия и прочие страны.
Но есть еще и клубок противоречий, часть которых порождена контрпродуктивной политикой Армении. Налицо два треугольника: Баку-Ереван-Тегеран и Баку-Ереван-Москва, где одна проблемная сторона создает потенциальные риски, способные подорвать взаимоотношения других стран. Поэтому инициатива Президента Азербайджана о трехсторонней встрече в нашей столице - хорошая заявка для выработки системного и концептуального подхода по выведению взаимоотношений на иной качественный уровень с возможной диверсификацией множества проектов, сулящих многим странам новые выгоды.
Каспийский и Кавказский регионы - единый организм, наращивающий позитивный потенциал, и наши три страны закладывают новую основу со своим стилем партнерства. Во всех смыслах проблемы безопасности выше планов взаимодействия, потребительской кооперации, повышения уровня грузопотока, потому на первый план выходит перспектива усмирения, прежде всего разрушительного потенциала армянского фактора - головной боли всего региона. Армения не раз угрожала, что «в случае чего будет уничтожать нефтегазовые и транспортные коммуникации Азербайджана».
Сегодня проблему нагорно-карабахского конфликта решают фактически три государства, включая Россию, более того, сейчас роль инициатора, модератора в решении этого вопроса взяла на себя Москва, с чем полностью согласны ее западные партнеры. И администрация Владимира Путина это делает, исходя из своих национальных интересов, но понимая усилившуюся роль Азербайджана в регионе и стратегические партнерские отношения между нашими странами. Это вовсе не говорит о том, что буквально сегодня или завтра все вопросы будут решены, будет поставлена точка и нам преподнесут наши территории. Тем не менее мы должны видеть шанс на сдвиг проблемы с мертвой точки, несмотря на сопротивление страны-агрессора.
Есть и другие плюсы Бакинского саммита, которые позволяют надеяться на укрепление доверия между нашими государствами вплоть до вывода не двусторонних, а уже трехсторонних межправительственных отношений на иной уровень - уровень стратегического партнерства.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать