• вторник, 19 Марта, 07:31
  • Baku Баку 8°C

Правда глазами немецкого ученого

24 июля 2016 | 11:44
Правда глазами немецкого ученого

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Беспрецедентный случай произошел во время работы III международной конференции «Геноцид тюрко-мусульманского населения Азербайджана и Восточной Анатолии (1914-1920 гг.), которая прошла в начале апреля с.г. в Шамахе. Историки из многих стран, в том числе христиане, приняли участие в похоронах убитого армянами воина нашей армии Назима Закаряева.
Работа одной секции конференции была проведена в Аллее шехидов в Шамахе, где в то время хоронили воина Назима, погибшего в боях с армянами. Видный грузинский историк Гурам Мархулия, автор книги о геноциде азербайджанцев, выступил с блестящей речью, в которой отметил, что он, представляя весь грузинский народ, выражает презрение к армянским агрессорам и готов воевать плечом к плечу с воинами Азербайджана. Также выступили Игорь Турицын - московский историк, Иоганн Рау из Германии и другие участники конференции.
Особо надо отметить выступление немецкого профессора Рау, которое изобиловало примерами из истории геноцидов против азербайджанцев. Ученый связал их с апрельскими событиями на фронте, поздравил народ Азербайджана с блестящей победой, а также выразил глубокое соболезнование семье шехида.
Представляем вниманию читателей газеты «Каспiй» точку зрения немецкого профессора Иоганна Рау на кровавые события 1918 года.
- После большевистского переворота в октябре 1917 года власть в Баку перешла к Бакинскому совету (БС) солдатских и рабочих депутатов, в котором важнейшие позиции занимали большевики-армяне. Между осенью 1917-го и весной 1918-го в Баку скопилось около 8 тысяч армянских военнослужащих, которые после Брест-Литовского договора от 3 марта 1918 года возвращались с фронтов Первой мировой войны. Как раз в это время азербайджанские патрули перекрывали основные дороги, чтобы воспрепятствовать попыткам армян усилить армянский военный корпус за счет новых сил, - рассказывает Иоганн Рау. - Председателем исполнительного комитета БС был избран большевик армянин Степан Шаумян. Его кандидатура была поддержана и армянской партией «Дашнакцутюн». Большевистскую власть в Баку с 15 ноября 1917 года возглавляли армяне Шаумян, Микоян, Амирян и другие деятели БС. Придя к власти, они не замедлили использовать ее в антиазербайджанских целях. Эта политика достигла своего апогея в июле 1918-го.
Накануне большевистского переворота в октябре 1917-го партия «Мусават» требовала автономии для Азербайджана в рамках федеративной демократической России. С.Шаумян, как позже стало известно, решительно выступал против этой идеи. Чтобы дискредитировать ее, военные отряды БС, состоявшие в основном из армян, организовали в марте 1918 года настоящую охоту не только на сторонников «Мусават», но и на всех мусульман в городе, среди которых большинство были азербайджанцами. Сам Шаумян описал эти события следующим образом: «Мы... начали наступление по всему фронту... мы располагали уже 276 вооруженными отрядами - примерно 6000 человек. У «Дашнакцутюн» тоже были национальные формирования, примерно 3000-4000 человек, которые были поставлены в наше распоряжение. Участие этих формирований придало частично гражданской войне характер национальной резни... Мы сделали это сознательно... этого невозможно было избежать... если бы они получили превосходство в Баку, город был бы объявлен столицей Азербайджана».
- Но мусульман ведь убивали не только в Баку?
- Да, ужасающие нормального человека преступления большевистско-дашнакских вооруженных отрядов, состоящих из преступных элементов, не ограничивались городом Баку. Преступления произошли в Шамахинском, Губинском уездах, в Лянкяране, Хачмазе, Сальяне и во многих других местах. Во время этнических чисток в этих населенных пунктах и районах было зверски убито более 50 тысяч мусульман, в основном - азербайджанцев.
В марте-июле 1918 года вооруженные армянские отряды от имени советской власти совершили настолько массовое уничтожение мусульманского (в основном азербайджанского) населения Бакинской губернии, что иначе как геноцидом его не назвать. Первый удар пришелся по мусульманам Баку. Юрист А.Е.Клуге, член Особой комиссии, свидетельствовал об этом в своем докладе «О деле насилий над мусульманским населением города Баку». Он пишет о страшных преступлениях и грабежах, которые претерпели десятки тысяч жителей города, называя все это целенаправленной акцией.
- Убийства в Баку стали настоящим геноцидом…
- То, что масштабные насилия в Баку были этнической чисткой, геноцидом, вытекает в частности из свидетельских показаний, которые содержатся в докладе А.Клуге: «Как рассказывал Гейдар Гулиев, он обнаружил при обходе разгромленных квартир мусульман в ряде городских районов страшно обезображенные трупы. Так, например, он нашел тело своего племянника Башира Джафарова с обгоревшей рукой и тремя штыковыми ранами... В другом месте лежала молодая мусульманка с перерезанным горлом; на ее груди лежал годовалый младенец, убитый ударом кинжала; губы младенца прикасались к груди матери. Были найдены тела женщин, у которых отрезаны груди, носы и уши, из их животов были вырезаны не рожденные дети... В другом месте был найден полусожженный ребенок, которому пришлось умереть в страшных муках на очаге. Еще в одном месте нашли мальчика на земле, который был деревянным колом пригвожден к земле».
Надо понимать, что беззащитные женщины и дети были особой целью для бандитов, а их смерть была свидетельством того, что происходил не просто грабеж, а сознательная этническая чистка. Другим доказательством этого были попытки армянских вооруженных отрядов уничтожить культурные и информационные учреждения в Баку. Были сожжены здания «Исмаилийе», национальных организаций, редакция газеты «Каспiй», где хранилось 5 тыс. экземпляров Корана, гостиницы «Исламийе», «Дагестан», «Искендерийе» и др. И эти варварские действия сопровождались грабежами.
А.Клуге по этому поводу писал: «После того как армяне врывались в квартиры мусульман, они утаскивали все ценное, разбивали оставшееся и поджигали. В нижней части города не осталось ни одной мусульманской квартиры, которая не была бы разграблена...». Указывал Клуге и на то, что в погромах участвовали и невооруженные армяне, простые граждане, многие из которых лично знали своих жертв. Отмечал юрист и то, что погромы были и огромной политической провокацией: «Мартовские события готовились уже с 1917 года партией «Дашнакцутюн» и Армянским национальным советом; эти организации неоднократно пытались спровоцировать мусульманское население на провокации, чтобы затем это население в Баку и в ближайшем окружении города уничтожить, присвоить его имущество и получить политическое господство. Как показали результаты расследования событий, мусульман убивали и грабили, поджигали их квартиры планомерно во всех частях города на основе заранее определенной системы, которая была разработана армянскими военными и армянскими жителями города».
- А как насчет преступлений армян в других регионах?
- После Баку жертвами армянских преступных нападений стали Шамахинский и Губинский уезды Бакинской губернии. В конце марта 1918 года Шаумян послал армянские отряды в Шамахинский уезд с особой целью - установить там советский порядок. На деле же эти отряды под руководством Г.Корганова, Т.Амирова и С.Лалаева учинили геноцид в отношении азербайджанского населения. 31 марта эти отряды пришли из армянского селения Мараза и опустошили Шамаху. В докладе одного из членов комиссии по исследованию этого погрома было написано: «Каждый их шаг сопровождался поджогом домов, убийством мирных граждан и грабежами... убитые перед смертью подвергались невероятным истязаниям и мукам... только малое количество населенных пунктов Шамахинского и Губинского уездов миновала эта участь».
В Баку 28-31 марта было убито около 30 000 человек. Немного позднее в 53 населенных пунктах Шамахинского уезда убито не менее 8077 человек, среди них 2560 женщин и 1277 детей. В первые шесть месяцев 1918 года в Губинском районе было убито около 12 тыс. лезгин и более 4 тыс. азербайджанцев. Одновременно разграблено и частично сожжено 162 селения. И это далеко не все жертвы геноцида, устроенного большевиками и дашнаками под руководством БС.
25 апреля 1918 года БС создал Совет народных комиссаров во главе с Шаумяном. Новая власть могла опираться лишь на малочисленную социальную прослойку населения, среди которой были и учащиеся Бакинской морской летной школы, в которой не было ни одного азербайджанца. Школа поддерживала большевиков и во время наступления османско-азербайджанской армии на Баку. Основная причина социально-политической слабости БС, как позднее и всей советской власти, состояла как в отсутствии поддержки азербайджанских крестьян, так и большей части азербайджанского населения в целом.
Какие «предупредительные» меры против нежелательных последствий такой ситуации предпринял С.Шаумян при поддержке партии «Дашнакцутюн», описывает французский автор Антон Констант. Чтобы предотвратить сопротивление мусульманской и азербайджанской части населения, БС распорядился раздать оружие жителям города, но только русским (славянам) и армянам. Этот шаг значительно усилил возможности и настрой вооруженных отрядов партии «Дашнакцутюн». Их бойцы не только имели большой боевой опыт на фронтах Первой мировой войны, но и были в большинстве до своей армейской службы беженцами из Восточной Анатолии. И являлись, естественно, сторонниками России, за интересы которой они воевали на Кавказском фронте против Османской империи.
Хотя уничтожение мусульманского населения распространялось на Баку, Лянкяран, Сальян, Губу и другие местности, особенно пострадали мусульмане Шамахи и ее окрестностей. И везде бесчинствовали, совершали ужасающие преступления, несовместимые с понятием «человечность», армянские солдаты, выходцы из Восточной Анатолии. Ими руководило не только желание пограбить, но и чувство мести - армяне приравнивали азербайджанцев к туркам.
Лятиф ШАМХАЛ
banner

Советуем почитать