• пятница, 29 Марта, 19:44
  • Baku Баку 14°C

Кризис в отношениях

01 июля 2016 | 10:23
Кризис в отношениях

ВЗГЛЯД
Российско-белорусские отношения уже давно являются объектом пристального внимания экспертов различных стран. Следует отметить, что интеграция двух государств и создание ими Союзного государства никогда не шла гладко, всегда имелись какие-то помехи. Но в последнее время в связи с экономическими санкциями со стороны ЕС и проблемными отношениями с Западом в целом из-за событий в Украине, взаимоотношения Москвы и Минска переживают далеко не лучшие времена.
О сложных перипетиях в двусторонних отношения в интервью газете «Каспiй» рассказал директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Беларусь) Арсений Сивицкий.
- Недавно прошел третий российско-белорусский форум. Каковы ваши оценки этого форума? Удалось ли сторонам решить экономические проблемы?
- Нужно с сожалением констатировать, что подобные форумы все больше превращаются в формальные мероприятия, не способные сформулировать адекватный ответ на внешнеполитические и экономические вызовы, которые сегодня актуализируются перед Беларусью и Россией. Главной темой нынешнего форума стали проблемы и перспективы реализации согласованной социально-экономической политики в Союзном государстве (СГ).
При этом почему-то именно социальной сфере, то есть наиболее интегрированной в рамках СГ, было уделено приоритетное внимание, несмотря на очевидные существенные экономические проблемы во взаимодействии между Беларусью и Россией. Минск еще в прошлом году предложил Москве реализацию пакета совместных антикризисных экономических мер, направленных на преодоление негативных тенденций в национальных экономиках двух стран.
Такой же антикризисный план был предложен Беларусью в рамках председательства в ЕАЭС. И хотя на словах российская сторона поддержала этот план, в реальности она его проигнорировала. В основе антикризисного плана лежали вполне здравые инициативы, направленные на углубление кооперации в промышленности и агропромышленном секторе, скорейшее устранение всех изъятий и ограничений во взаимной торговле, создание единого энергетического рынка, принятие системы мер по импортозамещению и совместному наращиванию экспорта и др. В итоге товарооборот между странами хронически падает, начиная с 2013 года, белорусские производители до сих пор не получили доступ к программам импортозамещения в России, некоторые российские предприятия ВПК даже собираются разрывать технологические цепочки с белорусскими производителями (например, концерн «Алмаз-Антей» с МЗКТ в пользу КАМАЗ), экспорт сельскохозяйственной продукции из Беларуси постоянно сталкивается с новыми ограничениями и барьерами при входе на российский рынок.
До сих пор не решен вопрос о предоставлении Газпромом скидки на газ, на которой настаивает белорусская сторона, и проблема накопившейся задолженности из-за разных подходов к ценообразованию. Используя в качестве повода наличие у белорусского правительства задолженности перед Газпромом, российская сторона приняла решение еще и сократить объемы поставок нефти в Беларусь. Поэтому в любой момент может начаться очередная торговая война - будь то продовольственная, нефтяная или газовая.
Ни для одной из этих проблем во время форума не было найдено практическое решение. Можно констатировать, что интеграционные процессы в рамках Союзного государства и ЕАЭС находятся в кризисе из-за неспособности выработать согласованный ответ на экономические и внешнеполитические вызовы. Это связано с нежеланием России прислушиваться к предложением и пожеланием своих партнеров по интеграции, не говоря уже о пренебрежении их позициями по вопросам внешнеполитической повестки дня, особенно если это касается отношений с Украиной и Западом.
- Удалось ли Москве и Минску решить политические противоречия и выработать единый подход к реагированию на внешнеполитические вызовы?
- Хотя формально у Беларуси и России существует механизм выработки согласованной внешней и оборонной политики, очевидно, что на деле наши оценки и подходы к восприятию тех или иных международных процессов, а также модели поведения на международной арене существенно различаются.
Здесь можно привести в качестве примера и украинский кризис, и отношения с Западом, и даже Турцией. Минск не разделяет мотивы и цели Кремля в конфронтации с Украиной, западными странами и НАТО, как и не собирается втягиваться в новую «холодную войну». В этих условиях Беларусь все больше стремиться вести себя на международной арене как нейтральное государство, не только оказывая добрые услуги в виде переговорной площадки в Минске по украинскому кризису, но и предоставляя гарантии безопасности, которые подразумевают запрет на использование третьими странами территории Беларуси для осуществления агрессии против других государств.
- В СМИ прошла информация о стягивании российских войск к белорусской границе. С чем это было связано?
- Действительно, недавно в город Клинцы Брянской области в 60 км от белорусской границы была переброшена 28-я отдельная мотострелковая бригада из Екатеринбурга. Под городом Ельня Смоленской области, что в 170 км от белорусской границы также идет процесс формирования отдельной мотострелковой бригады.
Судя по всему, в дальнейшем они будут трансформированы в мотострелковые дивизии. Правда, российская сторона до сих пор так и не определилась с официальной причиной этого шага. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков и Министерство обороны сделали вид, что им ничего не известно, а посол РФ в Беларуси Александр Суриков утверждает, что это меры по сдерживанию «партии войны» в Украине.
В то же время заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявляет, что это адекватный ответ на подготовку НАТО в Прибалтике и Центральной Европе плацдарма для «глобального удара» против России. В общем, показания серьезно разнятся, и это дает повод для того, чтобы искать иные, скрытые, мотивы.
Дело в том, что все необходимые мероприятия по усилению военного присутствия на западном стратегическом направлении Москва предприняла сразу же после аннексии Крыма и дестабилизации востока Украины еще в 2014-15 годах. Были сразу же усилены военные группировки в Калининграде и Крыму. Но дополнительно к этому Кремль решил сформировать новую 1-ю гвардейскую танковую армию и переформатировать 20-ю гвардейскую общевойсковую армию. Если это такой адекватный ответ на готовящееся размещение четырех мотострелковых батальонов НАТО в Прибалтике и Польше, то он явно носит непропорциональный характер. Тем более, что между Россией и НАТО находится целая Беларусь с серьезными и боеспособными вооруженными силами численностью 65 тысяч человек, которая является российским военно-политическим союзником и несет ответственность за оборону Союзного государства в рамках Региональной группировки войск на западном направлении.
Если убрать в сторону все эти сомнительные аргументы про якобы адекватный ответ на исходящие от НАТО угрозы, которые даже для Беларуси не являются таковыми с военной точки зрения, а тем более для России, то развертывание вблизи белорусской границы ударных мотострелковых формирований свидетельствует о том, что Кремль рассматривает сценарий проецирования военной силы в отношении Беларуси в течение 8 - 16 часов (комбинированным способом еще быстрее) со взятием под контроль как минимум двух ключевых транспортных и железнодорожных узлов - Гомеля и Орши.
Ответом на вопрос, при каких условиях Москва может пойти на такой шаг, служат сценарии прошлогодних совместных военных учений «Взаимодействие - 2015» и «Славянское братство - 2015», предполагавших отправку в Беларусь российского военного контингента в ответ на дестабилизацию в стране военно-политической обстановки в виде активизации незаконных вооруженных формирований или майдана для помощи в восстановлении стабильности и конституционного порядка.
Однако с учетом отсутствия подобных внутренних и внешних угроз для Беларуси, такие сценарии кажутся фантастическими. Непонятно только, зачем российская сторона такие сценарии закладывает в военные учения, а ряд СМИ пытаются убеждать в том, что они вполне реальны и вот-вот начнут реализовываться?!
- Следует ли ожидать усиления давления Кремля на белорусские власти в связи с учениями НАТО в Польше?
- Безусловно, Кремль будет использовать недавние натовские учения и результаты саммита НАТО в Варшаве в качестве предлога для того, чтобы истребовать от Беларуси выполнение военно-стратегических союзнических обязательств, что подразумевает вовлечение в новую «холодную войну» на стороне России через размещение, например, не белорусской территории ряда российских военных баз или углубление интеграции между военными ведомствами и спецслужбами двух стран.
Однако белорусское руководство уже неоднократно заявляло о нежелании втягиваться в новую «холодную войну», что в свою очередь дает основания кремлевским стратегам, сторонникам жесткой линии, подозревать официальный Минск в нелояльности и даже предательстве российских интересов. А это, в свою очередь, дает основание начать усиливать давление на белорусские власти, что мы сегодня и видим. При этом это давление осуществляется не только торгово-экономическими, но и военно-политическими инструментами.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать