• среда, 17 Апреля, 01:03
  • Baku Баку 14°C

В Питере Баку диктовал условия

22 июня 2016 | 10:11
В Питере Баку диктовал условия

ЭКСКЛЮЗИВ
Анонсированная встреча президентов Азербайджана и Армении при посредничестве президента России в Санкт-Петербурге состоялась. Эту встречу ждали, на нее надеялись, как могущую привести к реальным сдвигам в урегулировании карабахского конфликта. Но судя по появившимся в прессе итогам, прорыва на переговорах достигнуть не удалось.
Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью газете «Каспiй» известного российского историка-кавказоведа, правоведа, политического аналитика Олега Кузнецова.
- Какова ваша оценка итогов встречи президентов?
- Позволю себе ответить вопросом на вопрос: а о каких итогах идет речь? По состоянию на утро следующего дня Рунет - российский сегмент интернета хранит гробовое молчание, министерства иностранных дел России, Азербайджана и Армении отделались общими словами, нет никакой утечки инсайдовской информации, нет ничего. Будто бы все воды в рот набрали. Из этого напрашиваются два взаимоисключающих друг друга вывода: или нет никаких итогов вообще, или итоги настолько масштабны, что их страшно озвучивать. Но лично я склоняюсь к первому варианту: итогов нет, как это и предполагалось. Хотя саму встречу Азербайджан может записать себе в актив.
Во-первых, Москва и Ереван молча «проглотили» факт крупномасштабных военных маневров азербайджанской армии вблизи линии фронта, которые в любой момент могут перерасти в наступление. Даже если претензии к Баку и возникали, то они остались за стенами зала для переговоров. Если в Вене Азербайджану диктовали условия, то в Санкт-Петербурге он сам диктовал их. Ни Армения, ни Россия явно не были готовы к такому демаршу официального Баку, волю которого в отстаивании своих требований сломить не удалось.
Во-вторых, накануне переговоров со стороны их модератора - Кремля - звучали пожелания и надежды на восстановление мирного процесса, по сути, - на затягивание процесса без получения дипломатического ущерба Россией. Этого также не произошло. Отсутствие результатов переговоров в Санкт-Петербурге еще раз со всей наглядностью показало патовость ситуации для России, которая все больше и больше воспринимается не как союзник агрессора, а как агрессор. Европа предложила президенту Путину еще раз продемонстрировать свою способность выходить сухим из воды в абсолютно безнадежной ситуации. Этого не случилось, в результате чего Кремль окончательно утратил инициативу в нагорно-карабахском урегулировании, не предложив ничего нового, что равносильно поражению.
Есть такой закон дипломатии: если ты не создаешь выгодную для себя ситуацию, такую ситуацию для себя создает кто-то другой. Другим в этом случае оказался официальный Баку: Армения в очередной раз ощутила свою беззащитность, Азербайджан еще раз почувствовал возможность начать войну.
Безрезультативность переговоров в Санкт-Петербурге - это еще один провал политики Сергея Лаврова в Передней Азии, когда в регионе опора делается на маргинальные народы: палестинцев, армян и курдов, не имеющих опыта государственности.
Говорить об Армении вообще нет смысла, поскольку присутствие ее президента на переговорах было формальностью. От него требовалось только соглашаться с достигнутыми договоренностями между Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым. Встреча в Санкт-Петербурге со всей наглядностью показала отсутствие у Еревана собственного голоса в вопросе нагорно-карабахского урегулирования. Серж Саргсян окончательно стал игрушкой в руках внешних обстоятельств, а признавать это ни одна сторона вслух не решается, оттого все хранят молчание. Несмотря на отсутствие результата, встреча в Санкт-Петербурге расставила все точки над «i»: пока войны за Нагорный Карабах не будет, но торг за него будет проходить уже не между Баку и Ереваном, а между Баку и Москвой, в этих переговорах Ереван стал величиной, наличием которой можно пренебречь.
- Как дальше будет развиваться процесс карабахского урегулирования?
- У процесса урегулирования нет никаких реальных перспектив, это становится все более и более очевидным от встречи к встрече президентов Азербайджана и Армении, проводимых при посредничестве тех или иных политических сил и лидеров. Ни на секунду не сомневаюсь в том, что политики, будь они оторванными от повседневной реальности, обязательно договорились бы к собственному и всеобщему удовольствию. Однако в Азербайджане есть народ, который для себя справедливо приемлет только одно решение итогов этого конфликта - полное и безоговорочное возвращение всех оккупированных земель под власть Баку.
Наличие 10-миллионного азербайджанского народа является единственным и главным фактором того, что результаты Карабахской войны 1988-1994 гг. оспариваются до сих пор. Никто в мире не может игнорировать этого факта, а пока это так, ситуация мая 1994 года для региона Южного Кавказа никогда не будет фактором стабильности. Поэтому урегулирование, как результат любого компромисса, в какой бы то ни было форме для Нагорного Карабаха невозможен. Речь может идти только об освобождении армянами оккупированных земель в той или иной форме - по собственной инициативе, под силовым давлением или в результате войны.
Официальный Баку проведением широкомасштабных военных маневров накануне и во время встречи президентов Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге явно дал понять, что готов к любому из трех указанных выше сценариев. Более того, война в ситуации сегодняшнего дня для Баку выглядит предпочтительнее, так как будет способствовать консолидации народа в условиях ухудшения общего экономического фона страны. Этот факт ни для кого не является секретом. Но мудрый Президент Ильхам Алиев сознательно идет на диалог, поскольку понимает, что война - не самое лучшее средство для восстановления стабильности в регионе, хотя и самое эффективное. Дело в данном случае не в человеколюбии, хотя и его нельзя сбрасывать со счетов, а в прагматизме: реинтеграция освобожденных земель потребует больших денег и в нынешних условиях не станет стимулом к развитию страны. Но так будет продолжаться не вечно, международная экономическая конъюнктура рано или поздно изменится, а с ней для региона наступит и новая военно-стратегическая реальность.
У армянского руководства нет никакой иной альтернативы, кроме как держаться руками и зубами за существующую ситуацию, любое изменение которой будет фатально для него, но не для самой Армении. Оккупационный режим - это «черная дыра» армянского бюджета, порождающая коррупцию и иные издержки авторитарного политического режима, отражающиеся на состоянии простых людей, которые несут на себе бремя безответственной политики своих властей. Но так будет продолжаться до тех пор, пока в Армении правит нынешняя политическая элита.
- Следует ли ожидать в ближайшее время смены власти в Ереване?
- Я не ожидаю скорой смены власти в Армении, и вот почему. Нынешний политический режим в этой стране - это власть военно-политического клана полевых командиров незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов Нагорного Карабаха, взявших в результате государственного переворота 1998 года под свой контроль все ресурсы этой страны.
По сути, оккупационный режим Нагорного Карабаха взял под свое управление и Армению, совершив это привычным ему противоправным способом. Вывод: удержание власти любой ценой - единственный путь физического и политического выживания для представителей этого режима, а поэтому они не остановятся ни перед какими маневрами и преступлениями для достижения этой цели. Преступник не может жить по закону, даже если он сам устанавливает законы. В этом случае все законы все равно останутся блатными «понятиями», в какие бы юридические формы они не облекались.
Сейчас в Армении происходит конституционная реформа, согласно которой в стране поменяется форма правления - с президентской республики на парламентскую. Но это никак не означает того, что из власти уйдут люди, составляющие военно-политическую элиту этой страны. Просто из кресел глав органов исполнительной власти они пересядут в кресла парламентариев или будут занимать оба кресла сразу, но никого из новых людей к власти не подпустят. Армению ждет смена вывески без изменения сути: как власть осуществляли «еркрапа» - участники незаконных вооруженных формирований в Нагорном Карабахе, ныне трансформированных в так называемую «Армию обороны Карабаха», так они ее и будут осуществлять, а для простого народа принципиально ничего не изменится. Говоря языком юридической науки, смена формы правления не изменит политического режима, а поэтому Армения останется очагом политической напряженности на всем Южном Кавказе, каким она была и двадцать, и сто лет назад.
Единственный способ изменения ситуация как в самой Армении, так и в регионе Южного Кавказа в целом - это уничтожение политической власти «карабахского» клана Кочаряна-Саргсяна. Но сделать это без военного поражения Армении в борьбе за Карабах, на мой взгляд, невозможно. До тех пор пока армянские оккупанты не будут изгнаны из Карабаха власть в Ереване не изменится. Поэтому война Азербайджана за освобождение своих исконных земель, реальность которой все более увеличивается по мере того, как очередные встречи по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта не приносят реально осязаемых и ощутимых результатов, будет еще и войной за освобождение армян от режима военных преступников, узурпировавшего власть в Армении 18 лет назад.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать