• вторник, 16 Апреля, 08:55
  • Baku Баку 14°C

Малолетние преступники

14 мая 2016 | 11:35
Малолетние преступники

Ребенок-преступник… Эти два слова никак не вяжутся между собой, но тем не менее немало детей встает на кривую дорожку, зачастую не осознавая, что творят. Однако даже совершив правонарушение, ребенок остается ребенком и к нему нельзя применять те же меры наказания, что и к взрослым.
Потому и была разработана система ювенальной юстиции, являющаяся совокупностью государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка.
В нашей стране, как и во многих государствах мира, претворяются в жизнь проекты по ювенальной юстиции. Об их результатах и планах на будущее в этой области читателям газеты «Каспiй» рассказывает исполнительный директор организации «Надежное будущее» Кямаля Ашумова.
- Как было положено начало ювенальной юстиции в Азербайджане?
- В 2005 году Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал закон о профилактике безнадзорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних. Для его выполнения в 2007 году UNICEF, представительством ОБСЕ в Азербайджане, МВД Азербайджана совместно с Альянсом НПО по правам детей и организацией «Надежное будущее» в Баку был создан первый в Азербайджане реабилитационный центр для детей, совершивших правонарушения. Также появилась первая в нашей стране детская юридическая клиника.
- Насколько эффективной оказалась работа этого центра реабилитации?
- С момента его создания прошло уже восемь лет, и за это время проект продемонстрировал свою результативность. Более 600 детей из Баку, совершивших правонарушения и преступления различной степени тяжести, стали участниками реабилитационной программы. Подбиралась она индивидуально для каждого ребенка и длилась 4-8 месяцев. К участию в программе были привлечены юристы, психологи, педагоги, специалисты в области здравоохранения, проводилась спорт- и арт-терапия. То есть велась комплексная работа с детьми и их семьями. Кстати, для родителей организовывали различные курсы и семинары, где их учили общаться с детьми, оказывать им поддержку. Параллельно реабилитационный центр работает со школами, социальными службами, поликлиниками.
Ребенок, совершивший преступление, находится в группе риска, но от этого не перестает оставаться ребенком, к нему нельзя применять те же принципы, что и к взрослым. Дети должны понять, что они сделали не так, признать свою вину и больше не повторять ошибок, а для этого с ними необходимо проводить работу. Реабилитационные центры для детей, совершивших правонарушение, действуют во многих странах мира, в частности в США, в ЕС, в России, Грузии, Таджикистане. Они уже давно доказали свою эффективность. Показатель успешности их работы - мизерный процент детей, которые повторно совершили преступления после реабилитации. Так вот, за восемь лет работы нашего центра лишь пятеро из 600 детей были привлечены к реабилитации повторно. Это менее 1% - таких показателей даже в Европе редко добиваются. Только одного ребенка из 600 направили в специализированный интернат по семейным обстоятельствам. Спустя год он благополучно вернулся в семью. Таких успехов удалось добиться благодаря работе, в частности, Координационного совета, куда входят представители министерств образования, соцобеспечения, здравоохранения, МВД, омбудсмена, исполнительной власти Баку. Еще в 2010-2011 годах Бакинский реабилитационный центр и юридическая клиника признаны одним из лучших опытных проектов UNICEF. Наш опыт в этой области изучался в других странах, в частности грузинскими, казахстанскими коллегами, а также некоторыми государствами Центральной и Восточной Европы.
- Как известно, одним реабилитационным центром дело не ограничилось…
- За восемь лет деятельности было получено много положительных отзывов о работе Бакинского реабилитационного центра - и от государственных структур, и от детей, родителей, поэтому было принято решение создать подобные реабилитационные центры и в регионах страны. Благодаря поддержке UNICEF и Европейского Союза совместно с МВД, Министерством соцобеспечения, местной исполнительной властью такие центры были созданы в Губе (2015 г.) и Гяндже (2014 г.). При каждом из них, как и в Баку, создана детская юридическая клиника. Эти заведения носят статус региональных служб, то есть оказывают помощь не только детям, которых направляют туда полиция, социальные службы, школы конкретно Гянджи и Губы, но и государственные структуры прилегающих городов и районов. В случае Губы это - Хачмаз, Гусар, Хызы, в случае Гянджи - Шамкир, Гейгель, Геранбой, Газах, Товуз, Агстафа. Эти центры помогают создать механизм реабилитации детей, совершивших правонарушение, в западном и северном регионах страны и являются уникальными службами в нашей стране. В Гяндже и в Губе налицо позитивные результаты. Около ста детей в каждом из этих регионов вовлечены в реабилитационный процесс, а работа центра получила положительные отзывы от местных госструктур, в частности от МВД. Когда не было подобной службы, детским инспекторам приходилось очень нелегко, потому что, будучи полицейскими, они не могли постоянно работать с такими детьми, следить за их поведением, оказывать социальную, психологическую помощь. Поэтому создание реабилитационных центров позволило заполнить очень важную нишу, которая долгое время пустовала. Они проводят работу не только с детьми, совершившими правонарушения, это еще и социальные центры.
- Где проходили обучение специалисты, работающие в этих заведениях?
- Все специалисты, работающие здесь, прошли соответствующие тренинги и регулярно обмениваются опытом между собой. Специалисты Бакинского центра оказывают методологическую помощь региональным, поскольку они прошли тренинги международного уровня: с ними занимались британские, немецкие, российские, французские и американские специалисты. Это уникальные кадры, но их всего около 25 человек, имеющих опыт и навыки работы именно с такой группой детей, а этого очень мало. Кстати, данный проект формирует кадры не только для этой области: проводятся постоянные тренинги для специалистов правоохранительных органов, детских полицейских инспекторов, работников социальных служб, педагогов. То есть создается большой потенциал, чтобы подобного рода проекты с успехом претворялись в жизнь.
Может возникнуть вопрос: почему столько ресурсов и сил мы отдаем именно этой сфере? Азербайджан взял на себя обязательство по созданию ювенальной юстиции после подписания Конвенции о правах детей и принял Закон о профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Программы по ювенальной юстиции необходимы, но поддержка UNICEF и Евросоюза носит временный характер - они оказали нам помощь в создании базы. Но мы надеемся, что подобные проекты будут впредь финансироваться и получать поддержку со стороны государства. В мае, например, завершается финансовая поддержка UNICEF и Евросоюза реабилитационных центров, и очень хочется верить, что с помощью государства они продолжат свое существование. Вскоре ожидается принятие парламентом страны специального закона о ювенальной юстиции.
- Являются ли дети, совершившие правонарушения, группой риска в области торговли людьми?
- К сожалению, это так. За годы нашей работы сложилось тесное сотрудничество с коалицией НПО по борьбе с торговлей людьми, а также с соответствующим управлением МВД. Проводилась серьезная реабилитационная работа и с детьми, ставшими жертвами трафикинга, с их семьями. Конечно, в этом вопросе мы активно сотрудничаем с правоохранительными органами. Недавно, к примеру, специалистами МВД в Гяндже в сотрудничестве с реабилитационным центром проведена успешная работа по оказанию специализированной помощи детям, едва не ставшим жертвами трафикинга.
- В каких регионах Азербайджана наиболее сложная ситуация с детской преступностью?
- Наибольшее количество детей, совершающих правонарушения, проживают в Баку. Это не означает, что все они жители столицы, многие приезжают сюда из других городов. Второй регион, где совершается много преступлений, - Аран. Именно поэтому мы ставим целью создание регионального центра еще и там. Если по какой-то причине это не получится, попытаемся расширить работу гянджинского регионального центра - чтобы он охватил и Аранский регион. Третий по правонарушениям - Гянджа-Газахский регион, затем - Губинский и Лянкяранский. Хотелось бы, чтобы еще один реабилитационный центр был создан в южном регионе страны - в Лянкяране, и это одна из целей, которую ставит перед собой организация «Надежное будущее» и Альянс НПО по правам ребенка. Лянкяран - приграничный регион со своей спецификой: здесь есть риск торговли детьми, так как там есть рисковая группа - сироты, находящиеся в двух интернатах, а также имеют место проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
- Какие преступления в нашей стране дети совершают чаще всего?
- В основном это кражи, в частности - с взломом, использованием холодного оружия. Бывают и преступления, связанные с нанесением вреда здоровью, угон автомобилей, оборот наркотиков. Одно время были - сейчас, к счастью, таковых нет - преступления, связанные с терроризмом: обычно имеется в виду телефонный терроризм. Более тяжких преступлений не так много. Отмечу также групповые преступления, которые совершаются совместно несколькими детьми.
- Некоторые полагают, что ювенальная юстиция - путь к безнаказанности детей…
- Результаты исследований показывают, что ювенальная юстиция более ста лет успешно работает во всем мире. И если сравнить ситуацию в странах, где нет ювенальной юстиции, с теми, где она есть, - то преимущество, разумеется, за первыми. Если кто-то совершил преступление, он должен понести наказание, но на самом деле лишение человека свободы за преступление или общественное порицание не ставит целью «око за око». Это инструмент, с помощью которого человеку разъясняют неправильность его поступка. Нужно дать ему возможность реабилитироваться и вернуться в общество. Дети совершают преступления не потому, что они, как взрослые, все просчитывают и понимают. В большинстве случаев это происходит потому, что их подтолкнули взрослые или обстоятельства. Ответственность за каждого несет государство: то есть если в семье ребенок не ходит в школу, остается без надзора, он может совершить правонарушение, ведь его никто не контролирует, не занимается им. А это происходит потому, что соответствующие службы вовремя не заметили проблем в семье и не выполнили свою миссию. Дети, совершившие преступление, быстро реабилитируются, если им оказать помощь. Их реабилитация полезна обществу не только в краткосрочной перспективе, но и в долгосрочной. Скажем, украл ребенок мобильный телефон. Что лучше - посадить его на 4 года в тюрьму или 4 месяца реабилитировать его? Ответ очевиден. Благодаря работе центра число детей, попадающих в детскую колонию, значительно сократилось: если в начале 2000-х это было 70-150 детей, то сейчас - от 16 до 35. И количество преступлений среди детей уменьшилось, в нашей стране хорошая динамика в этом плане.
Ювенальная юстиция - система мер социальной и психологической реабилитации детей, и ее основная задача - не травмировать ребенка, а заставить его понять, что он совершил, и почему это - неправильно. Ювенальная юстиция говорит не об отсутствии наказания, а об альтернативе лишения свободы, то есть применяются меры принудительного воспитательного характера. Если 16-летнего ребенка приговорили к нескольким годам лишения свободы, то через пару лет его переведут во взрослую колонию. И чего ожидать от таких детей в дальнейшем? Однозначно, это потерянные для общества люди. Ювенальная юстиция позволяет государству вернуть детей в общество, в семью, помогает им стать полноценными гражданами страны, выполнить свою социальную функцию. За эти годы многие дети, прошедшие реабилитацию, поступили в техникумы и в вузы и сейчас успешно работают. Некоторые из них приходят в центр, чтобы просто поблагодарить его сотрудников, пообщаться с детьми, которые сейчас проходят реабилитацию, рассказать им о своем печальном опыте. Информация о совершенном ребенком правонарушении уничтожается после его совершеннолетия, и это гуманно - не будет клейма на всю жизнь. Ребенок - не до конца сформировавшаяся личность - и физически, и эмоционально, и за него несут ответственность его опекуны и государство.
- Может ли экономический кризис стать причиной роста числа преступлений, совершаемых детьми?
- Безусловно, экономический кризис одна из причин обнищания определенной группы населения, а это в свою очередь создает социально неблагоприятные предпосылки для кризиса в семьях, в отношениях, что отражается на детях. Это может привести к росту детской преступности, торговли людьми, в частности детьми. Поэтому и социальные службы, и НПО, и правоохранительные органы должны проявлять бдительность, тесно сотрудничать и своевременно реагировать на проблему. Государству необходимо оказывать поддержку организациям, которые работают с детьми улицы, структурам, оказывающим детям социальные, реабилитационные и другие услуги, - в частности детям, совершившим преступления и подвергшимся насилию. Это - самые уязвимые группы.
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать