• четверг, 28 Марта, 17:51
  • Baku Баку 16°C

Женевские посиделки

01 мая 2016 | 10:38
Женевские посиделки

ВЗГЛЯД
Несмотря на ухудшившуюся в последнее время ситуацию в Сирии, межсирийские переговоры в Женеве с небольшими перерывами, но продолжаются. Хотя многие эксперты не верят в их окончательный успех, так как представители сирийской оппозиции до сих пор упорно выступают за отставку Асада. Американцы тем временем без шума и пыли готовы разделить всю Сирию на зоны ответственности.
О нынешнем состоянии и перспективах урегулирования ситуации в Сирии в интервью газете «Каспiй» поведал главный эксперт Американо-азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексей Синицын.
- Многие комментаторы сочли самым важным событием, разворачивающимся в сирийском контексте, предложение США о разделе Сирии на зоны ответственности. В Москве эту идею жестко не отвергают, но опасаются, что ее реализация может привести к распаду страны. Насколько оправданны подобные опасения?
- Во-первых, это - не новое предложение, оно уже не раз обсуждалось на различных уровнях американо-российского взаимодействия по Сирии. Во-вторых, такие «зоны влияния» фактически существуют - военные формирования курдов на севере Сирии почти полностью курируют США. В-третьих, сирийский контекст - настолько тонкая материя, что любое принципиальное решение по ней может привести к распаду страны, и все благие пожелания по единой светской сирийской федерации так и останутся прекраснодушными планами.
США не привыкли отказываться от собственных идей, а их идеей фикс для Сирии является свержение Башара Асада. Однако с развертыванием операции российских ВКС в этой стране Запад все больше теряет инструменты, которыми можно добиться смены правящего режима. Очевидно, что «Исламское государство» обречено. Правительственные войска успешно продвигаются вдоль трассы Пальмира - Дейр эз-Зор. И пройдет совсем немного времени, как они возьмут населенный пункт Арак и установят полный контроль над нефтяными «полями» в этом районе, что приведет к финансовому краху исламских радикалов.
Рано или поздно будет сломлено сопротивление как умеренной, так и непримиримой оппозиции, разница между которыми более чем условная. Но кто на Западе согласится с тем, чтобы проправительственные силы взяли экономическую столицу Алеппо или сирийскую «столицу халифата» Ракку? Это же будет безоговорочной победой режима, оставляющей Вашингтон с пустыми руками после пятилетних экспериментов с несчастной Сирией.
Это причина, по которой вооруженная оппозиция сейчас насыщается оружием, в том числе и ПЗРК американского, китайского, российского производства. Но главная ставка сделана на курдские анклавы и контроль над достаточно масштабной полосой от сирийско-турецкой границы до Ракки, взятие которой курдскими отрядами под эгидой США позволит американцам объявить себя победителями в войне с ИГ. Поэтому и возникает предложение о разделе Сирии на зоны ответственности.
- Другими словами, Вашингтон стремиться, скажем так, максимально ограничить возможности России в курдском анклаве и создать из курдских отрядов народной самообороны боеспособную оппозицию режиму Асада.
- Это уже происходит - в сирийском Курдистане, в городе Камышлы уже случились столкновения курдов с правительственными силами с печальным итогом для последних - есть погибшие, более сотни сирийских солдат попали в плен. Практически правительственные войска сейчас присутствуют только в Эль-Хасаке, т.е. в курдском кантоне Джазира, который вместе с другими кантонами Кобани и Африн, объединены в некую автономию - Рожава. Но я уверен, что Россия еще поборется с США за влияние на курдов, часть из которых, например, афринские кланы, ориентированы именно на Москву.
- Как частые обстрелы турецкой территории со стороны Сирии могут повлиять на ситуацию? Приведут ли они к вводу турецкой армии в Сирию для защиты туркманского населения?
- Кстати, обстреливают турецкую территорию в основном боевики ИГ, а не сирийские войска или курдские отряды. Но ни Турция, ни какая-либо страна, объявившая себя участницей «исламской коалиции», не будет даже пытаться вводить свои подразделения на сирийскую территорию. Своим предложением о разделе Сирии на зоны ответственности Вашингтон фактически объявил миру, что Сирия делится на двоих - США и РФ.
О туркманах мировые СМИ сейчас почти не вспоминают. В ходе боев в Латакии часть их поселений перешла под контроль правительственных сил и… ничего не произошло. Никаких этнических чисток, никаких судилищ. Какая-то часть туркманского населения, непосредственно связанная с т.н. «прибрежными дивизиями Сирийской свободной армии», которые воевали в составе «Джабхат ан-Нусры», конечно, ушла в Турцию. Надо понимать, что и нынешнее наступление отрядов оппозиции в Латакии, идущее в направлении Кобани, не принесет каких-то результатов. Бои идут за стратегические высоты, но в них уже принимают участие российские ВКС, а это - фактор силы.
- Но есть вопрос на перспективу: как курды, если Рожава станет дееспособной автономией, патронируемой США, смогут уживаться с Турцией? Здесь же налицо конфликт интересов...
- Курды по всему периметру турецкой границы становятся все более самодостаточной силой. Взгляните на иракский «Курдистан». Пешмерга уже вытесняют с юга провинции Киркук проправительственную шиитскую милицию «Хашд аш-Шааби», а иракский премьер Хейдар аль-Абади слезно просит командиров иракской армии и шиитских ополченцев не связываться с курдами, а сосредоточиться на борьбе с ИГ. Иракские курды фактически независимы, но их лидер Масуд Барзани давно нашел общий язык с турками, еще со времен «Войны в Заливе».
И вот что интересно. Самая влиятельная вооруженная структура в Рожаве - левая партия «Демократический союз», аффилированная с Рабочей партией Курдистана. Однако само правительство автономии наполовину состоит из представителей курдского Национального совета. А он создан по инициативе Масуда Барзани и у него есть свои отряды сирийских пешмерга, подготовленные в иракском «Курдистане».
Вопрос в том, будут ли левые бороться с барзанистами, или все вместе выступят против Асада, у которого, по мнению курдов, тоже немало грехов перед ними? Если Рожава окончательно уйдет под американское крыло, то ответ очевиден. Будут ли при этом решены турецко-курдские противоречия? Они могут быть нивелированы, как-то сглажены, но только не решены.
- Как сообщают СМИ, Высший комитет по переговорам Сирии отказался от предложения эмиссара ООН Мистуры сохранить на посту президента страны Асада при условии наличия трех вице-президентов от оппозиции. Почему оппозиция отвергла этот вариант? И если переговоры будут продолжены в мае, возможны ли какие-то подвижки со стороны оппозиции?
- Мне кажется, что на этих переговорах все давно поставили крест. О чем можно говорить даже в формате курдского вопроса, если ни оппозиция, ни Дамаск не собираются гарантировать курдам автономию? В марте в городе Румейлан курды официально объявили о создании региональной федеративной администрации Рожавы на политическом форуме, который проходил под весьма симптоматичным девизом: «Демократическая федеративная Сирия - гарантия совместной жизни и братства народов». Казалось бы, официальный Дамаск должен был только приветствовать его. Но власти поспешили объявить создание федеративного региона незаконным. И остается непонятным, почему Москва не может додавить Асада с тем, чтобы он обеспечил права курдов, воевать с которыми ему совсем не с руки.
Но главное, что исключает возможность заключения какого-то реального соглашения Дамаска и оппозиции по будущему Сирии, - это маниакальное упорство, с которым оппозиция требует отставки Асада. Это принцип - или все, или ничего, на который оппозиционеры просто не имеют права, потому что стратегическая инициатива сейчас находится в руках Дамаска. Он диктует правила игры, которые его оппоненты не желают признавать. Так что судьба Сирии будет решаться не на межсирийских переговорах. Они обречены на провал, только падать будут долго. Благо сворачивать эти женевские «посиделки» большие игроки пока не собираются.
- Недавно президент США Барак Обама совершил визит в Саудовскую Аравию, встречался с лидерами арабских монархий Персидского залива. Как этот визит может отразиться на ситуации на Ближнем Востоке?
- Многие наблюдатели связывают визит американского президента с обсуждением палатой представителей и Сенатом закона «Правосудие против покровителей терроризма», названного СМИ «законом 9/11». Он обязательно коснется саудитов, чей след в атаке на башни-близнецы сегодня видят очень многие. Обама, чтобы не злить саудитов, даже пообещал наложить на него вето. И вообще, он поехал к королю, чтобы снизить уровень претензий правящего дома королевства к США, прежде всего - в отношении заигрываний Вашингтона с Тегераном.
Трудно сказать, насколько это ему удалось, но отношения Ирана и США прямо на глазах заметно испортились. А напряженность в контексте глобального суннитско-шиитского противостояния только возросла, что уже чувствуется по развитию ситуации в Сирии и Ираке. Но я думаю, что уходящего американского президента это мало волнует. Все ближневосточные проблемы остаются в наследство его преемнику, и как он или она будут их разрешать, сейчас сказать невозможно. Многое станет ясным даже не после выборов американского президента, а только после инаугурации нового хозяина Белого дома.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать