• четверг, 28 Марта, 18:35
  • Baku Баку 13°C

Неподкупный патриотизм,

24 апреля 2016 | 13:59
Неподкупный патриотизм,

РАЗМЫШЛЕНИЯ
По сравнению с ножевым ранением легчайшие комариные укусы в разы увеличивают страдания сердца, хотя это представляется тому, кто их не испытал на себе, смешной выдумкой писателей или поэтов. Но это, увы, не так…
А как же быть в таком случае с общепринятыми правилами: чтобы убить врага, надо его как минимум ненавидеть? Тем более врага, который десятилетиями был чуть ли не полноценным членом, даже другом сердечным твоей семьи?! И не просто другом, а очень часто ее «кирвя». Мы им доверяли, считали чуть ли не родственниками. Хачики, вазгены, артуры, гарики всегда были вхожи в наш дом.
В этом-то и есть самая тяжелая часть идеологической работы против агрессора, против оккупантов нашей земли - Карабаха. С одной стороны, это вроде бы бывший друг, а с другой - нынешний враг, который не просто вонзает в тебя смертоносный нож (не так уж он для этого велик и грозен!), а проникает в тебя своим внешне почти неприметным микроскопическим комариным жалом.
Не с этим ли связано то, что до сих пор на республиканском уровне нет доступной для массового читателя литературы, посвященной карабахской проблеме? И не просто проблеме, которая обжигает наши сердца. Нет литературы объективной, отражающей непростые факты, которые могут понять все граждане нашей страны. Нет литературы, которую можно широко распространить в мировом масштабе и которая будет пропагандировать истину о Карабахе, его исторической судьбе. Нет литературы, которая конкретно и доходчиво расскажет мировому сообществу о трагедии миллиона беженцев, депортированных и вынужденных переселенцев, которых комариный агрессор и оккупант изгнал с их исторической земли. И не просто с исторической земли, а с исконно, изначально азербайджанской!
Как тут не вспомнить китайскую поговорку: «Если народ дунет - будет ветер, если народ плюнет - будет наводнение». Ведь нас, азербайджанцев, в мире - почти 50 миллионов! А агрессоров-комаров - всего-то не то семь, не то одиннадцать миллионов.
И этот азербайджанский народ, второй по величине в мире тюркоязычный народ, не в состоянии в завалить мир объективными и правдивыми публикациями, которые продемонстрируют человечеству суть агрессора-комара?! Разве у нас иссякла плеяда блестящих писателей, публицистов, пропагандистов и агитаторов? Разве сегодня нет у нас таких великих представителей-интеллектуалов, которые в не столь отдаленном прошлом горой вставали на защиту своего народа? Разве сегодня наша земля не может породить новых борцов за справедливость, какими были и остаются в нашей генеалогической памяти Вагиф и Видади, Сабир и Мирза Фатали Ахундзаде, Нариман Нариманов и Джалил Мамедгулузаде, Микаил Мушфиг и Самед Вургун, Ордубады и Исмаил Шихлы?
Где вы, наследники корифеев? Родина ждет вашей реакции!
Увы, с сожалением приходится констатировать, что наследники уже два десятилетия хранят дружное молчание. То, что это реальность, знают все граждане страны. Ибо мизерное количество повестей, романов о трагедии беженцев, депортированных, перемещенных наших соотечественников, об их переживаниях, условиях и образе жизни свидетельствуют, что по сей день нет достаточно активной реакции наших интеллектуалов. До сих пор все это не нашло своего достойного отражения в нашей литературе - в той степени, в какой заслуживает.
Поэтому до сего дня широкий читатель не знает, что творится в их сознании, в их повседневной жизни в непривычных условиях. Большинству неизвестно, как они существуют в палатках, по 10 человек в каждой. Как они в столь экстраординарных условиях растят детей, проявляют нежности при хорошей слышимости даже в соседней палатке. Зимой в таких «дворцах» - грязь и холод, летом - жара и пыль, они страдают недугами, которые порой вообще неизлечимы. Школы для детей этих несчастных, существуют формально, ради отчетности перед вышестоящим начальством.
После того как я побывал вместе с высокопоставленными зарубежными гостями в палаточном городке беженцев в Бардинском районе, я задал вопрос одному ответственному чиновнику: «Ведь можно при малых затратах устранить все это, и жизнь людей станет намного лучше!» (тогда двухкомнатный дом в селении обходился в 5-6 тысяч долларов, и были люди, предлагавшие построить даже сто таких домов). Ответ меня шокировал: «А кого мы предъявим в качестве пострадавших?». Тогда я отнес эти слова на счет наивности этого чиновника, который, как и многие в нашем обществе того времени, надеялся, что те ужасные условия, в которых существуют наши беженцы, депортированные и перемещенные лица, вызовут сострадание у иностранных эмиссаров и международных организаций и они скажут доброе слово в защиту нашей позиции при обсуждении судьбы оккупированных районов Азербайджана.
Это вызвало у меня не только невосприятие, но и неуважение к подобным чиновникам и стыд за них.
Теперь-то нам известно, кто есть кто за пределами нашей страны, мы знаем их геополитические интересы в регионе. Эта истина с большим опозданием пробила себе дорогу в сознании многих наших граждан. Ныне очевидное стало вероятным. Поэтому и наше отношение к сострадальцам из Европы и США должно быть реальным для каждого из нас: свои проблемы мы должны решать сами, никто за нас этого делать не будет! Это подтверждается не только реалиями сегодняшними, так было и в прошлом, о чем свидетельствует наша многовековая непростая история.
Это мое твердое убеждение, и я придерживаюсь его уже более 20 лет, со дня начала событий вокруг Нагорного Карабаха и оккупации нашей территории армянами. Я думаю, сегодня есть реальный шанс вернуть как минимум пять оккупированных районов, и без особых потерь. Благо этому способствует и международная ситуация. Но как ею воспользоваться, зависит от нас самих.
И все это (я имею в виду как вышеописанное состояние нашей литературы о Карабахе, так и реалий существования беженцев) происходит на фоне роста благосостояния нашего государства, которое в последние 8-10 лет уделяет повышенное внимание улучшению жизненного уровня беженцев, депортированных и вынужденных переселенцев. Но даже об этой заботе руководства страны, и в первую очередь - лично Президента, тоже нет достойной художественной публицистики, экранизации, широкого показа на телеэкранах, где дешевые шоу-программы, часто выходящие за рамки морали и нравственности, наносят вред всему обществу и каждому молодому человеку в отдельности.
Зато перевели с иностранных языков и издали книги, так или иначе связанные с проблемой Карабаха, с судьбой беженцев, депортированных и перемещенных. Но ведь это смешно и обидно! Нам могут задать вопрос: «Если Карабах - ваша боль, так почему вы сами ничего путного не опубликуете?!». Действительно, в лучшем случае мы издаем сборники документов и материалов, очень хороших и острых. Но ведь это - лишь документы и материалы, а где же исследования?
Традиция публикации сборников документов канула в Лету еще в XIX веке. Теперь нужны исследования на их основе!
Мало, очень мало, но такие все же есть. Конкретно - книга Ф.М.Абасова «Карабахское ханство», изданная Институтом истории имени А.Бакиханова НАНА в 2007 году. В ней на основе документов и материалов рассказывается о самом ханстве, о том, когда и как там оказались те самые «комары», как этой землей управлял начальник Карабахской провинции - генерал-армянин Мадатов, а также многое другое, что проливает свет на все стороны жизни и деятельности местных азербайджанцев.
Другое важное издание - исследование ныне покойного академика Тофика Кечарли, в котором приведены поистине ужасающие факты. Можно назвать также публикации Х.Ю.Вердиевой и Р.А.Гусейнзаде «Родословная армян и их миграция на Кавказ с Балкан» (2003 и 2013 гг.), Р.А.Гусейнзаде «Кавказ и армяне» (2014) и «Коллизии на Кавказе. Исторические очерки» (2013).
В них на основе армянских, русских и западных материалов и документов рассказано, когда, как и почему эти самые «комары» оказались на азербайджанской земле и что они там натворили и продолжают творить. Таких книг уже немало, но они не имеют выхода на международный уровень - для этого их необходимо издать на английском и многих других языках.
Следует также широко пропагандировать публикации объективных зарубежных исследователей, в первую очередь это - серия книг петербургского профессора Ю.А.Помпеева - «Карабахскй дневник», «Кровавый омут Карабаха», «Юдольные дни»; московского автора О.Ю.Кузнецова «История транснационального армянского терроризма в ХХ столетии».
Никто, полагаю, не отрицает необходимости создания серии документальных фильмов о ситуации с Карабахом. Думаю, часть населения, особенно молодежь, не владеет достаточной фактической информацией о трагических событиях начала 90-х годов ХХ века. Так появляются пробелы в сознании молодого поколения.
В связи с этим отметим: мало кто у нас знает, что так называемый «Кавказский центр миротворческих инициатив» (Республика Армения, руководитель - «миротворец» и «правозащитник» Георгий Ванян, координатор программ центра - «миротворица» и «правозащитница» Луиза Погосян) создал посвященный Карабаху
антиазербайджанский фильм-пасквиль «Откройте границу!». Азербайджанцы в нем представлены чуть ли не в роли палачей-армян...
Хочу особо отметить творчество профессора Ровшана Мустафаева, на которое армяне реагировали как на острый меч и даже назначали крупную сумму за его уничтожение. Все это, в основном, порыв души каждого из них, не составляющий системный, направленный характер. А системность в таких случаях - великая сила, собирающая все удары в единый кулак.
К великому сожалению, мы упустили момент, когда обязаны были должным образом осветить факты издевательств врага над нашими детьми, женщинами, стариками, превращения их в рабов и рабынь.
Но что же теперь останавливает всех нас, особенно наших талантливых писателей и поэтов, которые являются зеркалом общества, всегда были неотъемлемой его частью и никогда не существовало пропасти между ними и народом? Что теперь не позволяет создать произведения, подтверждающие нашу правоту, то, что мы - жертва, что страдает наш Карабах, наш народ, наша родная земля?
Убежден, что стоит сделать реальные факты художественно доступными и тем самым сформировать истинное представление о том, что творилось в начале 90-х годов ХХ века и чуть позже на оккупированной азербайджанской территории.
Примером может послужить двухтомный роман Фазиля Гюнея «Гара ган», где детально описаны реальные события - зверства армян в одном из селений Джабраильского района и судьба попавшей в плен к армянам азербайджанки. Роман пронизывает сердце читателя, который не заливается слезами, а понимает, что именно такой ответ надо дать агрессору и оккупанту.
Пока больше нет других серьезных романов, повестей и даже реальных очерков о злодеяниях армян в отношении азербайджанцев на их же собственной земле, когда у этих залетных «комаров» звериная сущность взяла верх над только-только формирующимся сознанием. Однако жалкое подобие интеллекта не мешает им проявлять активность на всех уровнях, где возможно, продвигать свое видение проблемы с позиции «гонимого армянского народа». Причем того самого «народа», для которого «родной» является любая территория - от Балкан, где армяне первоначально обитали, вплоть до Кавказа, где они объявились лишь в начале XIX века, - ибо они живут по принципу: где хорошо, там и отчизна…
Я прекрасно понимаю, что литература - не всегда идеология, она и не должна становиться ею, но обязана отражать чувства, переживаемые народом на разных этапах истории, и передавать их последующим поколениям. Литература была и остается серьезным инструментом воздействия на сознание граждан, каждого отдельного социума. Не случайно писателей именуют «инженерами человеческих душ» и «глашатаями народа». Пример наших великих писателей и поэтов прошлого подтверждает, что это действительно так!
Даже сегодня мы не проводим серьезного объективного анализа. Кого или чего ждет для исполнения этой важной патриотической миссии наша интеллигенция, в том числе творческая, мне лично не вполне понятно. Ведь ныне, в условиях власти капитала над умами и сознанием, ни здесь, ни за рубежом никто не закажет и не оплатит столь нужную нам творческую исследовательскую работу. А посему расходы на написание, издание и пропаганду статей или книг по Карабаху должны быть продиктованы внутренним убеждением каждого из нас. У всех, за редким исключением, своих проблем по горло, не до Карабаха, - им лишь бы заработать (у одних) или отнять (у других) последнюю копейку, кусок хлеба, дабы заполнить мешок или стеклянную банку недостающей суммой, несколькими драгоценными камнями, как у главного защитника страны от иностранных разведок Эльдара Махмудова. И их ведь немало! А содержимого одной такой кубышки хватило бы на многое...
Увы, патриотизм - ноша тяжелая. Каждый патриот обязан сделать то, что умеет лучше всего, и только тогда общему врагу можно будет противопоставить нашу силу, спаянную единой целью.
Патриотизм - не идеология, а состояние души человека, его внутренний стержень. Он ярко проявляется только тогда, когда в нем есть сильная потребность, как это было в начале апреля во время кровавых столкновений с армянами на земле Карабаха. Тогда патриотизм наш поднялся на самую высокую точку за последние 20 лет. Не надо ждать его падения до нулевой отметки, ведь так мы можем потерять самое дорогое - доверие народа.
Рафик АЛИЕВ,
доктор философских наук, профессор
banner

Советуем почитать