• четверг, 28 Марта, 21:02
  • Baku Баку 13°C

Строго на Запад

21 ноября 2014 | 12:10
Строго на Запад

Закаспийский природный газ потечет по трубам «Южного коридора» в страны Европы.
Такой вывод можно сделать из итогов визита главы Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) Ровнага Абдуллаева в Ашгабад, где он встретился с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым. СМИ Туркменистана со ссылкой на государственное агентство страны разместили скупую информацию об этом, однако она заслуживает большего.
Дабы не утомлять читателя, опустим описание нынешнего вполне приемлемого (с учетом нюансов времен правления Туркменбаши) нормального уровня двусторонних отношений, которые, в общем-то, немаловажны для оценки среднесрочных и долгосрочных перспектив.
Быть или не быть
Отметим лишь несколько моментов, свидетельствующих о том, что имеющиеся среди игроков всех уровней противоречия будут преодолены. Прежде всего, это создание по инициативе Туркменистана под эгидой ООН международной экспертной группы, главной целью деятельности которой является разработка нового международно-правового механизма, нацеленного на обеспечение надежных и стабильных поставок энергоносителей на мировые рынки. Сам состав группы и темп подготовки к первому, декабрьскому, заседанию в Ашхабаде говорит о серьезности намерений основных геополитических игроков диверсифицировать поставки туркменского газа. У этой страны есть формальное преимущество - она нейтральна и не входит нив один из известных военно-политических блоков.
Кроме того, она готова к содержательным консультациям со всеми заинтересованными сторонами при условии создания постоянно действующего механизма политических консультаций для предотвращения угрозы возникновения конфликтных ситуаций. Для того чтобы реально обосновать выход из-под влияния России, эта страна рассчитывает на логическое продолжение широкого диалога по проблеме энергетической безопасности в рамках резолюции ООН «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества», принятой 13 мая 2013 года, коспонсорами которой выступило 71 государство.
Сам Бердымухамедов, тяготящийся «братскими объятиями» и прокрустовым ложем Путина, тоже не прочь развернуть вектор поставок газа в сторону Запада - самого надежного и относительно справедливого плательщика. После 20 сентября этого года, с запуском проекта TAP с прицелом на TANAP (предусматривают выход азербайджанского газа на рынки Европы) Старый Свет стал гораздо ближе официальному Ашхабаду. Кроме того, два давних покупателя (Россия и Иран) отказались приобретать у Туркменистана природный газ на старых условиях, что может поставить Ашхабад в ситуацию полной зависимости от закупок газа Китаем.
Ослабить подобную зависимость мог бы газопровод в Индию и Пакистан через территорию Афганистана (ТАПИ), обретший реальные очертания благодаря созданию операционной компании. Но реально ли это? Ответ отрицательный, и вот почему. Во-первых, эта страна не имеет собственной инфраструктуры для транспортировки энергоносителей, что ограничивает ее экспортный потенциал. И газопровод в Россию, и его аналог в направлении Китая на ее территории контролируются «северным братом», и ситуацию не спасает даже то, что это государство богато и обладает четвертыми по объему запасами в мире. Так что если еще и Китай откажется от поставок по старым условиям (бери или плати за все), благополучие закаспийской страны окажется под угрозой. Россия и Иран как крупные поставщики газа никогда не были для Ашхабада идеальными покупателями, но вместе они закупали до 20 млрд. кубометров газа в год, что служило приличной подушкой безопасности от не упускающего случая сбить цену Китая.
Кроме того, проект ТАПИ подразумевает прокладку газопровода через чуть ли не родоплеменной Афганистан, что сопряжено с огромными рисками, в том числе военными и политическими. Далее, - этот газопровод якобы пройдет через территорию Пакистана в ненавистную ему Индию. Можно приводить немало примеров противоречий между этими государствами, тысячелетиями составлявшими единое жизненное пространство. Так что прокладывать трубу через них значит ставить Индию в заранее зависимое от Пакистана положение, - а это гораздо опаснее, чем пропускать сегодня российский газ в Европу через Украину. Да и Исламабад не горит желанием, ему гораздо ближе, выгоднее и спокойнее получать иранский газ.
Кроме того, привлечение многомиллиардных инвестиций под многотысячекилометровый проекта - дело не из легких, ибо это под силу исключительно кредитоспособному и надежному концерну типа ВР, могущему гарантировать поставки газа по этому газопроводу. А ему выгоднее, чтобы голубое топливо шло не на юг, а на запад. Государственная компания «Туркменгаз» надежной международной репутацией не обладает, такие гиганты как Chevron, ExxonMobil, Total и Petronas не проявляют реального интереса к ТАПИ, - разве что в случае выделения прибыли как в газопроводе, так и в месторождениях газа, а это не нравится туркменскому руководству, выступающему против паевого раздела.
Азербайджан поможет
И тут как раз как нельзя кстати 20 сентября объявили о «палочке-выручалочке» в виде Южного газового коридора. Поскольку игроки и намерения серьезные, Бердымухамедов начал засматриваться на перспективы. Почему бы и нет? Вот и Ровнаг Абдуллаев вовремя подоспел (в который раз) с выражением готовности предоставить Ашхабаду инфраструктуру, диверсифицированную систему нефтегазовых трубопроводов и другие возможности, необходимые для реализации его нефтегазовых проектов. По его мнению, диверсификация транспортных маршрутов из Каспийского бассейна станет важным фактором в усилении энергетической безопасности не только потребителей, но и самих государств этого региона, уменьшит транспортные расходы и сделает коммерческие поставки углеводородов более рентабельными.
Это не первое заявление азербайджанской стороны о том, что Азербайджан открыт для взаимовыгодного сотрудничества. Баку уже заложил фундамент проекта «Южный газовый коридор», предназначенного для транспортировки азербайджанского газа в Турцию и Европу. Чтобы подключить к нему туркменские энергоресурсы, остается построить 300-километровый газопровод по дну Каспия к берегам Азербайджана. Но этот несложный в техническом исполнении проект так и продолжает оставаться идеей уже почти 20 лет. Может ли данное предложение главы SOCAR сдвинуть его с места?
Помнится, в свое время зависимость от Москвы заставила Ашгабат сделать разворот в сторону Китая в 2009 году. Теперь Ашгабат достиг такой же точки в отношениях с Китаем. Потому самым выгодным во всех вариантах для него был бы Транскаспийский газопровод. Однако его закладка постоянно откладывается и осложняется нерешенностью вопроса о правовом статусе Каспийского моря. Решать, конечно, Бердымухамедову. Думается, Ровнагу Абдуллаеву будет с чем приехать в Баку, ибо он, похоже, прочитал в глазах президента Туркменистана согласие. Так что, течь лет через десять-двенадцать закаспийскому газу на Запад…
«Каспiй»
banner

Советуем почитать