• четверг, 18 Апреля, 13:46
  • Baku Баку 22°C

Требуем конкретики

09 апреля 2016 | 12:20
Требуем конкретики

Последнее обострение обстановки на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Армении резко активизировало не только МГ ОБСЕ, но и дипломатов ведущих стран мира. В частности, на днях Баку посетил глава МИД РФ Лавров, а на следующий день - премьер-министр Медведев с вице-премьером Рогозиным.
Российский политолог, вице-президент Центра стратегического моделирования Григорий Трофимчук в интервью газете «Каспiй» выразил свое мнение относительно идущих вокруг карабахского конфликта процессов и перспектив.
- В чем причины обострения обстановки на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Армении?
- Главных причин обострения как минимум две. Во-первых, за последние годы резко ухудшилась геополитическая обстановка, идет украинская война (перемирие там пусть никого не смущает, это явление временное, к сожалению), сирийская война, - и вся эта нестабильность начинает затапливать пространство СНГ. Сюда же входит и вопрос Крыма, которого для РФ уже нет, но для тех, кто считает какие-то территории в постсоветской зоне своими, он, наоборот, встает во всей своей актуальности.
Во-вторых, за последние десятилетия карабахский конфликт как бы застыл на мертвой точке, что рано или поздно должно было дестабилизировать ситуацию, причем в наиболее сложных формах. Кстати, об этом я говорил и в августе
2014 года, и раньше. В августе 2014-го резкое обострение ситуации с применением тяжелого вооружения и наличие большого количества жертв прямо показало, что лозунг «Давайте жить дружно» уже не работает. В отношении Минской группы ОБСЕ также были серьезные нарекания. Ведь если вы не в состоянии дать реальные рекомендации, не живете в солдатских палатках и не умываетесь на улице водой из бутылок, тогда почему занимаетесь этим делом? То есть, уровень комфорта должен соответствовать уровню рекомендаций.
- Насколько отразится на урегулировании карабахского конфликта последнее обострение на линии соприкосновения?
- Считаю, что последствия будут серьезные. Сама ситуация на Южном Кавказе пусть для многих и незаметно, но уже существенно изменилась. Изменился расклад сил. Многие мировые центры силы (США - прежде всего) ждут развития обстановки после объявленного перемирия. И теперь Россия является чуть ли не единственным ответчиком за практическое разрешение карабахского конфликта, так как МГ ОБСЕ очень сложно назвать ответственной инстанцией. И от РФ теперь будут, с одной стороны (Азербайджан и др.), требовать максимальной скорости по содействию в освобождении значительной части территорий прямо сейчас, с другой стороны (Армения и др.) - оказывать давление, чтобы этого ни в коем случае не произошло. Причем и в том, и другом случае Москва попадает фактически под открытый шантаж. И если она теперь не сделает ничего (ну или попытается вернуть ситуацию в то же самое двадцатилетнее русло), то получит противника не только в лице Баку, но и Еревана.
- Означает ли довольно нейтральная позиция России, Беларуси, Казахстана и других стран то, что никто, в том числе и ОДКБ, не поддержал Армению в этой «четырехдневной войне»?
- Кстати, сам Ереван именно так и квалифицирует ситуацию, хотя на официальном уровне использует щадящие формулировки, насколько это, в принципе, возможно. Все понимают, что если внутри таких важнейших структур, как ОДКБ и ЕАЭС, если и не произошло никакого конфликта, тем более «раскола» по данному поводу, то уж во всяком случае ситуация находится на пороге. Саму РФ пытаются втолкнуть в открытую войну за Армению и «НКР», но пока и здесь до этой грани ситуация не доползла. Москва взяла паузу, но пауза эта кончится очень быстро, лимита для двух десятилетий здесь уже нет. Ереван занял бы другую позицию, если бы увидел за прошедший год настоящие, реальные плоды евразийской интеграции, которые могли бы стать определенным балансом на фоне отсутствия внятной реакции от ОДКБ. Но пока, к сожалению, нет ни того, ни другого. Армению будут снова пытаться увести на Запад, как это было до начала 2015 года - причем здесь будет применяться весь набор средств, включая усиление протестных настроений внутри армянского общества. Оценивая это, Баку, естественно, вправе квалифицировать происходящее как негласную поддержку своих действий от Астаны и Минска. Но для себя самих Казахстан и Беларусь ситуацию ухудшили, так как половинчатые, нечеткие позиции в таких делах почти всегда оборачиваются против тех, кто их занял.
- Какова ваша оценка последних заявлений Лаврова в Баку о том, что статус-кво в карабахском конфликте неприемлем, что, кстати, соответствует позиции официального Баку?
- Это достаточно свежая формулировка, но не более того. От Москвы теперь ждут намного большего, чем просто констатации факта. В противном случае получится так, что война шла только за эту формулировку. Так называемое «существующее положение» по факту было выгодно для РФ, но теперь оно резко сброшено под откос и возврата к прежней системе баланса уже не будет.
Глава российского МИД сделал в Баку и другие заявления о том, что все параметры для развития процесса в позитивном ключе уже подготовлены. Однако нет никакой уверенности, что Ереван и Ханкенди воспримут известие об ускорении процесса с тем же оптимизмом. Скорее наоборот, есть уверенность, что их позиции на порядок ужесточатся. МИД РФ, на мой взгляд, надо идти сразу по нескольким параллельным направлениям, каждое из которых должно нести явную новизну. Одно из них - изменение персонального и качественного состава МГ ОБСЕ, с введением туда «живых» людей, настоящих экспертов. Все это вместе создаст нужные политические предпосылки, в том числе прикроет российский МИД.
- С чем связана такая дипломатическая активность Москвы: Лавров, Медведев и Рогозин в течении двух дней посещают Баку?
- Круг таких посещений будет намного шире. Вопрос только в том, что Баку (как и его главные союзники, кстати) теперь уже не удовлетворится просто фактом высоких визитов. Он теперь ждет только одного - конкретики. В противном случае боевые действия продолжатся. Россия заявила, что она готова стать посредником в разрешении карабахского конфликта. Если забыть о том, что позади двадцать лет точно такого же посредничества, это сообщение звучало бы по-новому. Другими словами, это может сработать против самой Москвы. У РФ есть шанс изменить политическую атмосферу в этом вопросе, но только в том случае, если даже на уровне самих формулировок она не будет допускать серьезных просчетов и повторов. Какая-то надежда на это еще сохраняется, но уже чисто гипотетическая, так как время почти упущено. Если Россия попробует убедить Армению в том, что надо экстренно реализовать Мадридские принципы (хотя бы в какой-то их части), это может создать предпосылки для резкого крена Еревана в сторону Запада. Самому Западу такой расклад выгоден, так как в ходе этого процесса будет качественно усилен суверенитет самопровозглашенной «НКР».
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать