• вторник, 16 Апреля, 09:16
  • Baku Баку 14°C

Бани Ичери шехер

02 апреля 2016 | 13:00
Бани Ичери шехер

С незапамятных времен в каждой махалле исторической части Баку - Ичери шехер - была своя баня: от однокупольной до увенчанной двенадцатью куполами - выбирай любую, что душе угодно. Однако люди не ходили мыться в чужую махалля. Каждая семья от мала до велика посещала баню той махалля, где она жила. Так и росли, взрослели люди, моясь в своей бане, и были омовения еженедельные - хафта, омовения ваджибат, джанабет.
В банях, которые посещали еще их деды и прадеды, они совершали и ритуальные омовения, и перед важными событиями в своей жизни. Так, еженедельные посещения бань - хафта - были обязательны для всех членов семьи. Омовения ваджибат совершались членами семьи, в которой кто-то умер вдали от дома. После похорон покойного все члены семьи обязательно должны были искупаться, а потом совершить акт печали. То есть после омовения каждый должен был бросить черпак воды сначала через правое, затем через левое плечо. Третий черпак - над головой, после чего следовало прочитать молитву печали. Если этот акт был совершен, следовало произнести: «Мехзи-мейит гюсулу елейирем, ваджибат-гурбети иллаллах». Девушки и женщины ежемесячно совершали омовения джанабет, дабы очиститься от природной скверны либо же после близости с мужем, мужчины - после близости с женой. При этом они молились, сообщая о причине омовения. То есть, сообщив сначала о причинах, завершали молитвой Аллаху.
В одном из произведений Джалила Мамедгулузаде рассказывается о мулле, который каждый день совершал брак сийгя (временный), и ходил в баню совершать омовения джанабет.
Если же самая старшая из одной семьи приходила в баню чужой махалля, всем становилось ясно, что она пришла выбирать девушку для сына. И тогда поднимался переполох... Появление в бане женщины, выбирающей невесту, было равнозначно выходу невесты замуж. Каждая женщина считала своим долгом полить гостье голову хоть одним тазиком воды. Вот с каких пор повелся обычай скреплять дружбу банной водой.
А уж омовение невесты - это целый обряд. Сопровождающие невесту мажут ей руки и ступни хной. Подружки рядом напевают:
Да помажу я руки твои хной,
Да принесу я у ног твоих жертву.
Украшенная родинками,
Стройная на загляденье!
Возьми хну, невеста,
Помажь хну, невеста!
Да будет здоров твой любимый,
невеста!
Да будет бело твое лицо, невеста!

Это заводила одна певунья, а остальные подхватывали припев:
Ах, украшенная родинками невеста,
Ах, уста сладки как мед, невеста!

Вместе с невестой мылись и ее подружки. Далее за дело бралась мешшате - женщина, украшающая невесту перед переходом в дом жениха. Ее еще называли «баш безейен» - главная украшающая.
Мешшате, сделав все необходимое при помощи притираний, разведенных на козьем сале, завершала свою работу уже в доме невесты.
Не менее пышным было и омовение жениха, как говорится, чтобы такая же участь досталась всем холостякам. Любящие холить свое тело мужчины, обернувшись красным покрывалом (фите) от груди до колен, отправлялись в парную. Из парной - в бассейн, из бассейна - опять в парную, а потом попадали в руки терщика, который растирал и разминал жениху каждую жилочку. А тут еще поспевала чайная церемония со сваренным в молоке и поджаренным горохом, хурмой, пахлавой, после чего сладко засыпали. Бывало, что и измученный банщик, выбившись из сил, засыпал рядом с клиентом.
Тяжелая это работа - быть терщиком в бане. Постоянно находясь во влажном, пропитанном паром помещении, терщики часто зарабатывали ревматизм, страдали заболеваниями дыхательных путей. Однако их умелые руки могли бесследно изгнать из тела любую болезнь. Их руки были целебными в полном смысле слова. Они и старика могли превратить в молодого человека. Омовения жениха и невесты оплачивал жених. Еще и банщикам раздавали подарки.
Особое значение имел и красный цвет фите. Это же не саван, чтобы быть белого цвета. Баня - это ухаживание за телом, это - здоровье, молодость, поэтому и покрывало должно было быть возбуждающего цвета.
Для большей радости в баню приглашали и музыкантов. А уж если мылись жених или невеста, то здесь без певцов не обойтись. Как бы близко ни была расположена баня от дома, возвращались на фаэтонах, обязательно немного поколесив по улицам, чтобы отдышаться, порадовать друзей, позлить врагов.
Даже вещи в баню укладывали особым порядком. Здесь было все - и нюхательный табак, и плошка для хны, накладываемой на усы и бороду, и фите, и сменная одежда, и киса - рукавица для терки, и пемза, и гребень для бороды… Лишь режущих предметов не брали с собой - ни ножниц, ни бритвы. Потому что стричь ногти в бане считалось непристойным. Стричь волосы - это дело цирюльника, у которого есть свои инструменты. Не брали в баню и вещи, издающие дурной запах. Напротив, ароматических веществ - мускуса, духов, масел, придающих мягкость коже, не жалели даже старики с давно увядшей и огрубевшей кожей.
В Государственном музее искусств Азербайджана можно увидеть все предметы, которые наши предки брали с собой в баню. В экспозиции представлены даже сатылы с запирающимися крышками. Туда женщины укладывали свои драгоценности, запирали их и сдавали банщице. Эти медные сосуды, украшенные строками из стихов восточных поэтов, орнаментом набати, даже со сценами из «Лейли и Меджнуна», изображенными на стенках, были настоящими произведениями искусства.
Собираясь в баню, женщины надевали самое красивое платье, брали с собой все свои драгоценности. Ведь баня была местом встреч для женщин, вся жизнь которых протекала дома, а здесь можно было поболтать, посоветоваться, посплетничать. Одна хотела позлить подруг своими украшениями, другая - узнать новости. Короче, главные женские вопросы решались в бане. Все подземные реки женских хитростей смешивались с банной водой.
Мальчики ходили с отцами в мужскую баню, а девочки с матерями - в женскую. Бывало, мальчика трех-четырех лет брала с собой в баню мать. Тогда одна из кумушек с острым язычком громко спрашивала возраст ребенка. И если мальчик, прибавляя себе возраст, говорил, что ему больше четырех, она удивленно спрашивала, почему же он и отца не привел в женскую баню? Женщины так шутили, посмеивались над ребенком, что мальчик с тех пор отказывался ходить в баню с матерью.
Некоторые современные писатели, истекая слюной, пишут о том, как мальчики в те времена подглядывали через окна купола за купавшимися. Однако все это неправда. Никому, даже самому отъявленному шалуну, не пришло бы в голову подглядывать за купанием женщин. Прежде всего это означало бы признаться в собственной невоспитанности. Кроме того, это могло привести к кровной обиде. Уж не говоря о родственниках этих женщин, но даже местные гочу вполне могли разделаться с подобным «шалуном».
Одним словом, баня была местом не только здоровья, чистоты, облегчения, но и общения.
Великий русский поэт А.С.Пушкин в своем «Путешествии в Арзрум» с восторгом писал о восточной бане. Баня - свидетельство уровня культуры. В Азербайджане были бани, которые обогревались одной-единственной свечой. К сожалению, наши современники, пытаясь узнать их секрет, полностью уничтожили их. В банном жару у человека прорезался голос, и он в порыве вдохновения заливался соловьем.
Чистота души начинается с чистоты телесной. Подобно тому, как человек хранит чистоту души, он должен сохранять в чистоте и обитель души - свое тело. Ведь и архитектурой своей бани напоминают мечети. И у них есть купола, ниши, не хватает только минаретов.
Да не познает ваше тело болезней, будьте всегда здоровы! Восстановите все бани в городе, в том числе и в Ичери шехер. Не превращайте их в столовые, не роняйте достоинства бани.
Сара Назирова (ОГУЗ)
banner

Советуем почитать