• вторник, 16 Апреля, 23:37
  • Baku Баку 18°C

Битва за железную когорту

03 апреля 2016 | 16:25
Битва за железную когорту

ГРИМАСЫ ИСТОРИИ
Эврика! Армянские историки вдруг «нашли» в архивах Ватикана неизвестные ранее документы, которые неопровержимо доказывают, что шесть генералов из знаменитой железной когорты Наполеона имели армянские корни. Самые «убедительные» доказательства относятся к имени маршала кавалерии Иоахима Мюрата.
Французские историки выступили с опровержением, общественность Франции шокирована очередным наскоком армянских историков дружественной Армении. Самую эффектную защиту героя Франции создал историк Пьер Рекамье: «Если это ваш национальный стиль, - обратился он к армянским историкам, - то забирайте «своего» Мюрата».
Приводим портрет подлинного Мюрата в изложении французского историка.
Маршал Иоахим Мюрат, командующий наполеоновской кавалерии, как и многие генералы Наполеона, - выходец из народа, по официальной французской версии - сын бочкаря. Существует минимум шесть версий того, выходцем какого народа был герой наполеоновских войн. Араб (в переводе с арабского «Мурад» - желанный), египтянин, курд, турок, аварец, сириец... Теперь армянские историки поставили точку в давнем споре, настаивая на том, что Мюрат - потомок славного царя Тиграна I.
В журнале Ragione в 1924 году изложена еще одна версия итальянского наполеоноведа С.Марджиротти: «Неистовый Мюрат», король неаполитанский, оказывается, родом из Турции. По версии итальянца, в 1788 году в Стамбул была доставлена партия породистых скакунов. 40 коней приобретено оптовиком Жаком Гравинье. Это была крупная партия, и оптовик нанял двух конюхов. Одним из них и был 13-летний мальчик по имени Мурад. Конюхи и кони прибыли в Париж. Четверка коней была подарена родному брату Людовика XVI - графу де Артуа, владельцу лучшей коллекции породистых лошадей во Франции. Отличный наездник, Мурад остался при дворе графа.
Наступает 1789 год: революция, падение Бастилии, «Марсельеза», королевская семья Бурбонов спешно покидает Францию. Дворцы и поместья Бурбонов конфискованы. Кони графа де Артуа реквизированы в действующую армию. Скакуны из графских конюшен попадают в хорошие руки - их владельцем стал генерал Дюмурье. Мурад - пока еще Мурад - поступает в кавалерию революционной армии. Он обожает коней, войну,он обожает Францию. Уже неплохо владеет языком, но даже если бы он знал его блестяще, его абсолютно не интересовали пламенные речи якобинцев. Его волнует азарт битвы и добрая выпивка после хорошо проведенного в седле дня. Юный Мурад обожал своих командиров. Сначала его кумиром был генерал Дюмурье, затем - Наполеон, сделавший его командующим своей кавалерии, а это 44 тысячи сабель. Уже через год битв и сражений Мурад (Мамелюк, как его ласково называл Наполеон) становится Мюратом.
В 1792 году армия революционной Франции перешла в наступление. 6 ноября в битве при Женаппе Мюрат получил свое боевое крещение. Ему было всего 17 лет. Враг повержен, и французы вышли на Рейн, овладели Франкфуртом-на-Майне. Мюрат возвращается в Париж героем революции. Здесь он примыкает к движению «бешеных». Его абсолютно не интересуют Марат, Робеспьер… Революция это скачки, азарт, сабельная атака и преследование поверженного противника.
Следующее появление героя на сцене: 20-летний Мюрат уже командир эскадрона, участник состоявшегося в 1797 году итальянского похода под командованием 27-летнего генерала Наполеона.
Самое забавное - Мюрат был уверен, что Наполеон идет в Италию «делать революцию». В Италии французский отряд под командованием Мюрата согласно приказу Наполеона занял Ливорно. Дорога на крепость Мантуя, одну из самых укрепленных в Европе, была открыта.
Мюрат - любимец Наполеона. Он демонстрирует фанатичную преданность, бесстрашие, ловкость и смелость в бою. Для вояки этого набора - более чем достаточно. Мюрат изучал французский по цитатам кумиров. Запала в душу такая фраза Наполеона: «Мне нужно оставаться великим,славным, возбуждающим восхищение». И Мюрат, любимец полководца, старался вызывать восхищение. На полях сражений - получалось, вне войны было сложнее. Мюрат с равным удовольствием громил австрияков, итальянцев, с не меньшим воодушевлением помог Наполеону по возвращении из итальянского похода задушить Французскую республику. Мюрат вернулся из Италии богачом. Вскоре Наполеон женит верного Мюрата на одной из своих сестер - Каролине. Для Мюрата это самая высокая награда. Но Каролина изменяла Мюрату с первых дней брака. Даже став королевой неаполитанской, она умудрилась завести любовную интрижку с министром иностранных дел Австрии Меттернихом - лютым врагом ее знаменитого брата и наивного, недалекого мужа-кавалериста. Но здесь была игра: сам Мюрат уложил в постель опытного и влиятельного старика-дипломата свою супругу-королеву, что и продлило его пребывание на троне. Но это потом, в 1814 году, а пока Мюрат в зените славы. Наполеон доверял ему безраздельно, он - член семьи. Так же как и генерал Леклерк, женатый на его младшей сестре.
В день, когда Наполеон решил свергнуть революционное правительство, первым он объявил о своем плане Мюрату и Леклерку. Именно гренадеры Мюрата разогнали законодательный совет. Франция - у ног Наполеона, там же и его верный Мюрат.
Маршал Мюрат сыграл огромную роль в битве при Маренго в 1800 году. Благодаря этой победе над австрияками Италия вновь щедро одарила Наполеона трофеями из папских сокровищниц и картинных галерей. Советский историк Тарле считал, что Мюрат не просто лихой кавалерист, но «недюжиный тактик, обладавший инициативой». На поле сражений - безусловно.
Благодаря тактическому маневру кавалерии Мюрата в 1805 году французы нанесли поражение австриякам при Ульме. Чуть позднее Мюрат захватил в плен восемь тысяч австрийских солдат, и Наполеон въезжает в Вену победителем. 1806 год. «Остатки прусской армии бросились к городу Веймар, преследуемые до города и в самом городе кавалерией Мюрата, - пишет Тарле. - Здесь их пало особенно много. Разгоряченные французские всадники рубили, не слыша криков о пощаде, не беря в плен».
Благодарный Наполеон преподнес Мюрату щедрый подарок - трон Неаполитанского королевства. Первым на этом троне был брат Наполеона - Жозеф. Затем Наполеон перекинул его на испанский трон, а Мюрату подарил неаполитанский.
О Мюрате можно сказать то же, что сказано о Наполеоне: «Он ненасытно ищет битв». Но страстное желание стать королем исковеркало и судьбу конюха, и загубило карьеру протеже. В 1806 году, мечтая об освободившемся испанском троне, именно Мюрат, командующий испанским корпусом, в письмах убеждал Наполеона оккупировать Испанию. И, на беду Франции, убедил, очень сильно подставив Наполеона.
В Испании разгорелась гражданская война, партизаны стали истреблять французские гарнизоны, армия несла большие потери. К тому времени бравый офицер измельчал, обрюзг, а благодаря изменам Каролины стал посмешищем в глазах парижского света. А ведь были славные деньки, когда в битве при Дрездене 27 августа 1813 года маршалы Мормон, Мюрат, Виктор, преследуя противника, взяли в плен более двухсот тысяч австрияков и пруссаков. Франция помнила: Мюрат не раз громил самого талантливого прусского генерала Блюхера. Но это в прошлом, теперь Мюрат - король Неаполя и вновь предает Наполеона.
…1814 год. Закат славы Наполеона. Армия европейской коалиции входит в Париж, Наполеон отрекается от престола и выслан на остров Эльба. Через сто дней неожиданно возвращается и без боя овладевает Парижем. Коалиция умело использует Мюрата в борьбе со все еще сильным Наполеоном. Узнав о возвращении Наполеона в Париж, Мюрат, король неаполитанский, объявляет войну австриякам. Начинается трагикомический период в судьбе короля-кавалериста.
Что мог предложить итальянцам выходец из низов? Только то, что он умел сам, - сесть на коня. У кого не было коня - стать под ружье. 50 тысяч итальянцев сели на коней и проиграли первое же сражение. Мюрат низложен, стал никем. Карточный домик под названием «Неаполитанское королевство» развалилось в мгновение ока. Упорхнула сестра кумира, разбежался двор, Мюрат изгнан из Италии. Бедняга тратил миллионы на свою игрушечную армию, а верные неаполитанцы предали Мюрата в первом же сражении.
Коалиция победителей в 1814 году намеренно держала Мюрата на неаполитанском троне. У Наполеона должна быть иллюзия, что в Италии у него верный союзник с 50-тысячной армией. Иллюзия сыграла злую шутку и с Наполеоном, и с Мюратом. Как только Наполеон вернулся в Париж с острова Эльба и начал готовиться к войне с Россией и Англией, он отдает приказ Мюрату прибыть со своей армией во Францию. На севере Италии путь Мюрату преградили австрийские войска. Армия разбежалась при первом залпе артиллерии австрийцев. Мюрат стал королем в изгнании и мальчиком для битья. Он объявил о своем отречении и от трона, и от кумира - Наполеона, обвивнив его в своих бедах: наивный мальчик, мол, поверил в сказки.
«В ранце каждого солдата, - изрек Наполеон, - лежит жезл маршала». Эта сказка вела по жизни тысячи мюратов, эскадроны кавалеристов и полки драгун. Мюрат - то ли сын французского бочкаря, то ли курд, турок, армянин (?) - невероятно тщеславен и готов был разве что не сапоги лизать Наполеону за великолепную игрушку, которую тот ему подарил. Игрушка называлась «трон».
Очень скоро Мюрат создал, как ему казалось, сильную армию. Довольно многочисленную, по масштабам итальянских королевств. Но из лихого рубаки получился потешный правитель. Стремясь внушить соседям, что с ним следует считаться, он обманывал самого себя. Ему казалось, что 50 тысяч наспех обученных солдат - достаточная военная сила, с которой он в состоянии сыграть самостоятельную партию. Как минимум - в истории Италии. Какое-то время итальянские республиканцы даже прочили Мюрата на роль объединителя итальянских графств и княжеств. Наполеон желал использовать армию Мюрата в битве при Ватерлоо. Но бедняге кавалеристу было уготовано сыграть в истории Наполеона и Италии весьма жалкую роль: пришлось отречься от престола и вручить свою любимую игрушку - Неаполитанское королевство - королю Фердинанду IV.
Из донесения русского дипломата - барона Тейль - императору Александру в 1814 году: «Мюрат в Неаполе и Наполеон на Эльбе представляют для Европы, и в частности для самой Австрии, гораздо более реальную опасность, чем рост влияния Бурбонов».
Так считали все, кроме английского министра Кестльри и Александра. Именно потому что Наполеон и Мюрат представляли опасность для всех ведущих игроков, но не для Кестльри и Александра, они и держали Мюрата до поры до времени на неаполитанском троне. И Париж, и Вена слезно умоляли Александра убрать Мюрата ввиду угрозы объединения вооруженных сил Наполеона и Неаполитанского королевства.
Два осколка когда-то великой империи обязательно объединятся. Но Мюрата не трогали, причем без объяснения причин. Более того, дальновидный Меттерних имел свои виды на Мюрата. И дело не только в чарах его супруги Каролины, сестры Наполеона. И даже не в том, что Мюрат преподнес столь приятный подарок старому развратнику. Меттерних презентом, конечно, воспользовался, но не из-за прелестей обольстительной красавицы Каролины Мюрат продержался на троне лишних полгода. Нельзя было трогать Мюрата до того, как Наполеон решиться на войну с коалицией. Наоборот, венские дипломаты все время пребывания Наполеона на острове Эльба говорили, что Мюрат - серьезнейшая проблема для Австрии в военном и политическом отношении. Мюрат контролирует чуть ли не всю Италию и Средиземноморье. Одним словом, Австрия страшно боится Мюрата.
Стоило только Наполеону бежать с острова Эльба и вернуться во Францию, Мюрат двигает войска на север Италии. Англичане обрадованы: теперь нет препятствий для смещения Мюрата и возвращения Бурбонов в Неаполь. Меттерних, Талейран и Веллингтон принимают решение: Мюрат более не нужен, мавр сделал свое дело и может проваливать. Неаполь возвращается королю Фердинанду IV. Министр иностранных дел Франции Талейран посылает Фердинанду своего человека за наградой. Требует за Неаполитанское королевство шесть миллионов. Фердинанд отдает только два.
Движение Мюрата на север вполне объяснимо. Если победит Наполеон: сир, я спешил к вам на помощь. Победит коалиция: господа, я хотел принять участие в разгроме «корсиканского чудовища»... Но армия разбежалась, подкачали неаполитанцы. Мюрат терпит поражение от не раз битых им австрияков. Все с радостью бросают короля, еще недавно угрожавшего походом на Рим для создании единой Италии.
Мюрат хотел сыграть роль Гарибальди. Сразу после поражения Веллингтон заявил, что он предал союзников, на него нельзя положиться. И Мюрат понял, что его черед настал. Ни Наполеон, ни его противники не позволят отсидеться бедному кавалеристу в его любимом Неаполе.
Хозяева вытолкнули марионетку на сцену. Мюрата в буквальном смысле затравили. Англичане угрожали блокадой с моря, австрияки - вторжением. Сицилийский король, претендовавший на Неаполь, обращается за поддержкой к Александру. Император дал согласие, Меттерних в свою очередь предлагал использовать Мюрата против Наполеона, затем - против Бурбонов. Даже если бы супруга Мюрата успела бы за сто дней ублажить с десяток властителей мира, в судьбе ее инфантильного и слабоумного супруга-маршала ничего бы не изменилось. Заверения загнанного в угол Мюрата о нейтралитете никого не интересовали. Король-ничтожество не смеет иметь права на нейтралитет.
10 апреля 1815 года Австрия объявила неаполитанскому королю войну. Мюрату нанесли не просто сокрушительное поражение, его побили как неопытного мальчишку. Кавалерист подписывает отречение от обожаемого престола и навсегда покидает политическую сцену Европы. Мюрат был снят за несоответствие занимаемой должности. Так что кавалерист подставился вовремя. Маршала легендарной непобедимой когорты Наполеона неоднократно им битые австрияки выгнали из Италии униженным и нищим.
Австрийский генштаб был прекрасно осведомлен о слабых боевых качествах неаполитанской армии, которая была рассеяна в первом же бою. То, что произошло, и боем-то нельзя назвать. Скорее - избиение младенца. Бездарность Мюрата и ничтожность его армии были военной тайной союзников - Англии, России, Австрии. Тайной, которую коалиция тщательно скрывала от самого Мюрата, Наполеона и лидеров итальянского освободительного движения. Император Александр и его союзники великолепно разыграли Мюрата. Даже Людовик XVIII поверил в то, что Мюрат - сильная фигура. «Если для Бонапарта есть еще какой-то резерв, то он в Неаполе, благодаря Мюрату», - пишет Людовик Талейрану 10 декабря 1814 года.
«Мюрат может легко объединить под своими знаменами недовольных не только в Италии, но и во Франции», - писал русский дипломат Сухтелин. Разумеется, Людовик XVIII был запуган. В свою очередь Мюрат убежден, что его воспринимают как серьезную политическую фигуру, почти равную самому Наполеону. Стоило только в этом уверить Европу, то есть участников Венского конгресса и самого Мюрата, как уже ничто не могло помешать союзникам, победителям Наполеона, превратить Мюрата в то, кем он все эти годы был, - в короля Ничто. «В того самого голого короля Андерсена, - пишет в заключение французский историк. - Армянские авторы считают Мюрата армянином? Дарим, отдаем без боя! Можете гордиться и сотворить очередную легенду».
Естественно, после этой публикации вопрос об армянском происхождении короля-конюха был снят с повестки и армянские историки взялись за другого представителя железной когорты Наполеона - генерала Бернадота. Вот тут они натолкнулись на жесткий отпор французских и шведских историков: «Бернадота не отдадим, тут настоящее качество, бесспорный герой и неординарная личность».
Жан-Батист Жюль Бернадот родился в 1763 году в городке По в Гаскони. При Наполеоне сперва стал генералом революции, затем - маршалом империи, а в 1818-м - королем Швеции и Норвегии. Теперь он начал зваться Карл XIV Юхан. Умер в 1844 году, передав корону сыну. Династия Бернадотов успешно правит Швецией до сих пор. Король из Гаскони - предмет обожания и во Франции, и в Швеции. С ним связана такая история. Будучи тяжело больным, король Бернадот упорно отказывал шведским медикам пустить себе кровь. Когда же согласился, врач увидел на руке короля вытатуированный фригийский колпак с девизом «Смерь королям».
Вот за такого героя французские историки будут биться так же яростно и азартно, как армия Наполеона во время славного итальянского похода.
Ширин МАНАФОВ
banner

Советуем почитать