• пятница, 19 Апреля, 06:38

Тайна на обломках скал

20 марта 2016 | 14:56
Тайна на обломках скал

НАСЛЕДИЕ
Известно, что по количеству грязевых вулканов Азербайджан занимает первое место в мире. В нашей стране около 350 из 800 всех известных грязевых вулканов. У самых больших из них есть даже свои имена: Янардаг (горящая гора), Пильпиля (терраса), Гайнача (кипяток), Боздаг (серая гора)…
В последние годы наши грязевые вулканы привлекают внимание и зарубежных исследователей. Интересные факты приводят геологи НАСА, изучившие природу Марса. Они сделали вывод о том, что грязевые вулканы Азербайджана схожи по своему строению с возвышенностями Красной планеты.
Как только пришла весна, на прогулки по районам и окрестностям Баку отправились туристические группы. Первыми эту инициативу подхватили члены Азербайджанского географического общества (АГО), организовавшие уже несколько экотуров. Один из них - в Ширванский национальный парк - состоялся в начале марта, другой - в минувшее воскресенье, в Гобустан. Он назывался «По следам гобустанских тайн» (Qobustan sirlərinin izi ilə).
Сбор участников тура - ранним утром у главного здания Национальной академии наук. Примерно через 40 минут - первая остановка близ одноименного абшеронского поселка.
Облачившись в резиновые сапоги (в воскресенье с ночи шел проливной дождь) и куртки-дождевики, мы покидаем автобус и поднимаемся на сопку, далее - ложбинка вниз, снова - небольшое взгорье, и так два с половиной часа по влажной глинистой почве, в которой, как в болоте, увязают ноги. По пути встречаются лужицы с серовато-голубой грязью и тут же щелкают затворы фотоаппаратов и планшетников-айфонов. Многопиксельные гаджеты фиксируют небольшие кратеры грязевых вулканов, в которых булькает серебристо-серая лава. В некоторых местах она выходит из своих ложбин и плавно растекается по растрескавшейся земле.
У любого вулкана есть периоды активности и спячки. Наши пока спят, но это не мешает им поставлять на поверхность земли до 2,5-3 м сопочной грязи в сутки, что мы и наблюдали в центре кратера в виде легких всплесков. Но это для несведущего она грязь, а вообще-то это - постоянно обновляющаяся голубая глина, которая, кстати, довольно хорошо изучена медиками и биологами. О лечебных свойствах ее известно давно: грязь расширяет сосуды, усиливает кровоток, ускоряет обмен веществ в подлежащих тканях и вызывает реакции регуляторных систем. А химический состав грязи обладает обезболивающим, бактерицидным, рассасывающим и противовоспалительным действием. Помимо этого, вулканическая глина обладает хорошим косметическим эффектом, сродни пилингу, заряжает организм энергией и поднимает настроение. Дамы начинают судорожно искать хоть какую-то емкость, чтобы заполнить ее чудодейственным средством для омоложения, но - увы…
Первое извержение грязевого вулкана в нашей стране произошло 25 миллионов лет назад, а 12 лет назад крупнейший грязевой вулкан в мире, расположенный на территории Азербайджана, вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Эксперты не раз высказывали мнение, что там, где есть грязевые вулканы, в недрах обязательно имеются скопления нефти и газа, их еще называют бесплатной разведочной буровой. То есть, по сути, вулкан - сверхглубокая скважина, которая служит как бы подсказкой нефтяникам. Бурение обходится очень дорого, а вулкан, извергаясь, сам выносит на поверхность земли горные породы различного возраста и типа, изучая которые, геологи-вулканологи делают научные выводы о глубине их залегания, геологических образованиях, с которыми они могут быть связаны и т.д.
Изучение вулканов ценно и тем, что дает информацию о тех глубинных недрах земли, которые пока современной бурильной технике недоступны. В настоящее время бурение у нас достигло 7 километров, причем не везде, а вулкан информирует о глубине в 10-11 километров. С 1810 года по настоящее время на 50 вулканах Азербайджана произошло приблизительно 200 извержений. Они сопровождались сильными взрывами и подземным гулом, а из глубоких пластов земли наружу выходили газы, которые сразу же воспламенялись.
С целью усиления охраны грязевых вулканов в 2007 году Президент Азербайджана Ильхам Алиев распорядился о создании на Абшеронском полуострове природного заповедника. В него вошли грязевые вулканы, расположенные на побережье Каспия, а также близ магистральных автодорог и населенных пунктов. А спустя шесть лет, в 2013-м, при поддержке Фонда науки ГНКАР учеными-геологами был издан «Атлас грязевых вулканов мира». По свидетельству научного ассистента департамента морской геотектоники Германии Говейна Вимера, который приезжал в Баку для полевых исследований на вулкане Дашгиль, немецких специалистов впечатлил этот документ. «В глобальном масштабе, - заявил он, - нашли свое подтверждение результаты, полученные ранее азербайджанскими учеными, изучающими грязевые вулканы в течение полувека».
Следующий пункт нашего маршрута - историко-этнографический и художественный заповедник Гобустан, культурный ландшафт наскальных рисунков которого в 2007 году включен в список памятников Всемирного культурного наследия UNESCO.
Петроглифы Гобустана - художественная летопись прошлого. Они представляют собой огромную важность как для изучения первобытной истории человечества, так и для многих отраслей древнего искусства: графика, музыка, танцы, искусство обработки камней. Памятники Гобустана отражают период приблизительно в 20 миллионов лет - начиная с конца верхнего палеолита и до начала нашей эры.
На скальном массиве у подножия юго-восточной части Большого Кавказского хребта обнаружено огромное количество наскальных изображений, подскальных жилищ, стоянок древнего человека, курганных захоронений, которые хранят в себе удивительные секреты, не разгаданные до сих пор. Скалы Гобустана насчитывают около 6 тысяч рисунков, которые создавались со времен мезолита и до средних веков. Изображения сцен охоты, ритуального танца, земледелия, животных, лодок и разных символов встречаются преимущественно в пещерах и на обломках скал. Здесь нашла отражение история в 15 тысяч лет - с конца верхнего палеолита до средневековья.
Впервые наскальные изображения здесь были обнаружены в 1939 году. Их первооткрывателем и исследователем был Исаг Мамедрза оглу Джафарзаде. А систематическое изучение наскальных изображений началось в 1947 году. До образования Гобустанского заповедника на более чем 700 горных скалах Беюкдаша, Кичикдаша и Джингирдага И.М.Джафарзаде обнаружил около 4 тысяч изображений, а после создания заповедника в 1966 году коллекция пополнилась еще тысячей наскальных рисунков.
В 2012 году открылось новое здание административно-музейного комплекса, в полутора километрах от заповедника. Оно оснащено современным оборудованием - сенсорными экранами, лазерными изображениями, 3-D панорамами и видеороликами. Кроме того, в экспозиции представлены фигуры древних людей, чучела животных, макеты жилищ, отдельные экземпляры наскальных рисунков. Музей двухуровневый, в фойе собраны все типичные образцы местных петроглифов, а во всех залах есть интерактивная панель, на которой туристы могут узнать дополнительную информацию по тематике зала. Для более продуктивного менеджмента и консервации гобустанских памятников созданы цифровая база данных и цифровая карта, а в программе Map-info составлена карта заповедника с зарегистрированными на ней посредством GPS наскальными изображениями. Их здесь ни много ни мало - более шести тысяч, занявших свои места на тысяче скал. А еще - более 40 погребальных сооружений и порядка 20 древних жилищных поселений. Всего же учеными уже изучено более 100 тысяч ценных культурных объектов.
Скалы Гобустана также хранят память о пребывании здесь римских легионеров. В одну из пещер скалы спускаемся и мы. Члены АГО торопятся раскрыть плакат с «партийной» символикой, чтобы запечатлеть название организации в таком уникальном месте. А наш гид Узеир Микаилов торопится взобраться на вершину утеса, чтобы Эмиль Джебраилов (научный сотрудник Института географии НАНА) зафиксировал его для истории. Высота приличная - примерно с пятиэтажный дом, но зато какая панорама и как захватывает дух от головокружительного, почти акробатического этюда!
За этой картиной с ужасом наблюдают иностранные туристы. Подходят ближе, фотографируют. Знакомимся. Режиссер из Великобритании, представившийся как Мэтью, рассказывает, что информацию о Гобустане нашел в Интернете, заинтересовался и напросился в гости к своему другу и коллеге, бакинцу Сянану, с которым они вместе работают в одном из лондонских театров.
Пару дней провели в Баку, осмотрели достопримечательности, отведали знаменитые азербайджанские вкусности и в воскресенье, взяв семью товарища с годовалым Сэмюэлем, решили подняться в Гобустан. Маленькому английскому джентльмену здесь тоже очень нравится: он с удивлением разглядывает скалы, низкое небо, нависшее прямо над головой, новые лица, а когда дядя Мэтью на мой вопрос: «Ну и как вам здесь?» - поднимает большой палец и произносит традиционное: «Вау!», он широко улыбается, и в голубых арийских глазах отражается наше золотое гобустанское солнце.
Галия АЛИЕВА