• пятница, 19 Апреля, 10:34
  • Baku Баку 13°C

Партнер или союзник?

12 марта 2016 | 10:30
Партнер или союзник?

Армянские СМИ наперебой обсуждают перипетии вызова в Москву Сержа Саргсяна и его встречу с президентом России Владимиром Путин. Особенно задевает армянских писак то, что главный обитатель Кремля, характеризуя связи между Ереваном и Москвой, назвал их «отношениями стратегического партнерства».
Почему так, обиженно вопрошают в Ереване? Ведь Армения и Россия вроде бы союзники, и у них есть на этот счет договор, заключенный в 1997 году. Обида эта, где-то обоснована: одно дело стратегический партнер, другое - стратегический союзник. Например, до того, как Турция сбила российский самолет, Россия называла отношения с Турцией стратегическим партнерством. С 2004 года таковыми Москва называет и отношения с Азербайджаном.
Запамятовал ли Путин, что с Арменией они не партнеры, а союзники, или Кремль отказывается от подписанных договоренностей? Примечательно в этой связи и другое заявление Путина по ОДКБ: «Рассчитываю, что удастся поговорить с вами как с председателем этой международной организации, потому что именно она отвечает за вопросы безопасности, за борьбу с терроризмом и организованной преступностью, чтобы на наших границах было все спокойно». И тут Путин опять не упоминает об армяно-российском союзническом договоре, который включает в себя вопросы безопасности. То есть в смысле безопасности Россия и Армения не нуждаются в ОДКБ, между ними заключен обязывающий договор. Но Путин фактически переводит вопрос безопасности в плоскость ОДКБ, то есть снимает ответственность с России.
Что происходит в ОДКБ, известно всем, и об этом довольно красноречиво высказался сам Серж Саргсян - на саммите блока в декабре 2015 года, где он лил крокодиловы слезы и высказывал обиду на членов ОДКБ по поводу того, что они не берут трубку и не звонят, чтобы узнать, что творится в Армении. После этого саргсяновского скулежа в ОДКБ ничего не изменилось и никто так и не позвонил бывшему обитателю карабахских слесарных мастерских, а Россия после того как продала Армении оружия на 200 млн долларов, поспешила заверить Баку, что военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном происходит в духе стратегического партнерства.
И вот Путин ссылается на организацию, которая касается безопасности Армении в той же мере, что и безопасности, например Зимбабве. Тем самым российский лидер указывает Саргсяну, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Если помните, всего лишь пару месяцев назад генсек ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что у 102-й российской базы в Гюмри нет задачи противостоять турецкой угрозе, она решает задачи регионального баланса. То есть он сказал то, на что намекнул Путин в ходе вчерашней встречи с Саргсяном.
Скорее всего, российский лидер обеспокоен оживлением Вашингтона и Брюсселя, которые однозначно стараются перетянуть Ереван в сферу своего влияния. Понятно, что это им не удастся, прекрасно знает это и Москва. Однако Первопрестольную раздражает кокетство Еревана с упомянутыми мировыми политическими центрами. Армянские СМИ сразу после последних слов Путина начали муссировать тему, что ни Россия, ни ОДКБ не имеют отношения к безопасности Армении. Мол, наоборот, их действия ставят под угрозу безопасность Армении. Безусловно, только от армян можно ожидать такую благодарность хозяину.
То, что именно благодаря России Армения все эти годы сохраняла свою государственность, - факт неоспоримый. Первопрестольная всегда оказывала поддержку своему вассалу, и не виновата Москва в том, что Армению возглавляет бездарный и кровавый режим, который своим дегенеративным правлением довел страну до голода и нищеты.
Недовольство пока выражает только армянская пресса, а их президент-провинциал после некоторого общения с сюзереном поспешил выразить свое глубокое удовлетворение тем, что армяно-российские отношения «развиваются очень хорошо». Саргсян из-за своего лизоблюдства подвергся резкой критике в Армении. СМИ утверждают, что в сравнении с тем, что происходило в период российско-турецкой дружбы, сейчас ситуация развивается «очень хорошо» для Армении, что позволяет совершать какие-то шаги во внешней политике, чтобы очередное русско-турецкое примирение не завершилось для Армении так же катастрофически, как прежние.
Безусловно, многое из того, о чем соизволил говорить Путин с криминалмейстером Армении, не просочилось в прессу. Думается, Путин жестко дал понять Саргсяну, что если он будет брыкаться и не выполнять безоговорочно указания Первопрестольной, может не дотянуть до конца своей второй каденции. Для такого нелицеприятного разговора с бывшим комсомальчиком у Путина имеются все рычаги - военные, политические и экономические. У России нет больше желания канителиться со своей содержанкой: страна-иждивенка должна вести себя соответственно своему статусу.
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать