• четверг, 28 Марта, 19:49
  • Baku Баку 13°C

ЦБА не будет контролером

05 марта 2016 | 11:37
ЦБА не будет контролером

Депутаты Милли Меджлиса обсудили и утвердили на последнем пленарном заседании законопроект о поправках в закон «О Центральном банке», предусматривающий ограничение ряда ключевых полномочий регулятора с последующим переходом этих функций к Палате по надзору над финансовыми рынками - публичного юридического лица, созданного указом главы государства от февраля текущего года.
В частности сообщается, что новая структура получит полномочия по лицензированию, регулированию и контролю над деятельностью рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов, страховых и кредитных организаций - имеются в виду банки, небанковские кредитные организации и оператор почтовой связи, а также платежных систем. Кроме того, недавно было предложено обязать финансовые организации платить взносы органу надзора над финансовыми рынками, что, в свою очередь, предполагает поправки в целый ряд законов «О банках», «О почте», «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах», «О страховой деятельности», «О лотереях», «О небанковских кредитных организациях». На данный момент парламент страны рассматривает вытекающие из этих решений законодательные обстоятельства и надлежащие коррективы.
Суть изменений
Итак, согласно нововведению, слова «государственный орган» в ст.2.1 закона заменяются на «публичное юридическое лицо». Одна из важных поправок связана с исключением ст.5.0.7. Проще говоря, Центробанк лишится функции лицензирования и регулирования банковской деятельности, осуществления надзора за банковской деятельностью в законодательном порядке. Кроме прочего, отнимается часть полномочий правления ЦБА. Так, изменения предусматривают ликвидацию ст.22.0.9 - 22.0.12, то есть бывший контролер утратил функции обеспечения стабильной работы банковской системы страны, лицензирования, регулирования и надзора за банковской деятельностью с целью защиты интересов кредиторов и вкладчиков.
Согласно другой законодательной поправке, ЦБА сможет выделять банкам кредиты в случае кратковременных проблем с их платежеспособностью и при недостаточной ликвидности только при соответствующем обращении органа надзора за финансовыми рынками. Следуя поправкам, период, на который может быть выдан кредит, не должен превышать одного полугодия. Вопросы о выдаче подобных кредитов ЦБА будет рассматривать после обращения органа надзора за финансовыми рынками, решение же о предоставлении кредита в течение двух дней принимает сам Центробанк.
Первый среди равных?
Действующее законодательство в этом плане было весьма конкретно, сосредоточивая надзорные функции и финансирование коммерческого банковского сектора в руках Центробанка. Согласно законопроекту в этом механизме ожидаются коренные новшества применительно к передаче части функций надзорному органу. Проще говоря, Центробанк будет выделять кредиты банкам в случае кратковременных проблем с их платежеспособностью и при недостаточной ликвидности, но только при соответствующем обращении органа надзора над финансовыми рынками.
О сути законодательных корректив, обсуждаемых в эти дни в Милли Меджлисе, редакция газеты «Каспiй» поговорила с профессором, доктором экономических наук трех стран (Россия, Турция, Азербайджан) Захидом Фарруховичем Мамедовым. С его слов, в этом случае банки не смогут обращаться непосредственно в Центробанк. «Вопросы кредитования коммерческих банков будут решаться надзорным органом, - пояснил З.Мамедов. - Таким образом, палата будет выносить конечное решение о кредитовании банка в соответствии с оценкой текущей финансовой ситуации в банковском институте и определении существующих проблем. Как правило, решение о финансовой помощи принимается исходя из соображений необходимости оздоровления: скажем, содействие безнадежному банку - пустая трата средств. С передачей этих функций органу надзора Центробанк уже не будет кредитором последней инстанции, более того, он не несет ответственности за решение о выделении финансовой помощи тому или иному банку».
Напомним, что в настоящее время ЦБА может выделять банкам кредиты, в том числе субординированные в порядке и при условиях, определенных им самим, в целях обеспечения стабильности банковской системы, защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Но авторы закона «О Центральном банке» не ограничились пересмотром этих полномочий. Так, из закона предлагается изъять статьи, наделяющие ЦБА правом лицензировать банки и регулировать их деятельность. В том числе назначать временных администраторов, оценивать финансовое положение кредитных организаций и национального оператора почтовой связи, устанавливать стандарты корпоративного управления в банках и местных филиалах иностранных банков, выдавать разрешение на деятельность клиринговых (процессинговых) организаций и осуществлять надзор над ними.
Ключевые рычаги управления
Со слов З.Мамедова, за главным банком страны остается роль регулятора денежных потоков и денежно-кредитной политики, управление валютным курсом и золотовалютными резервами, составление платежного баланса. «ЦБА сохраняет существенный рычаг управления - денежную политику, предусматривающую стабильность цен, а также обеспечение стабильности банковской и платежной системы, - уточнил профессор. - Но возникает вопрос: как ЦБА обеспечит стабильность, не имея полномочий надзора, принимая во внимание необходимость инспекционных и дистанционных проверок? Думаю, эти функции переходят к надзорному органу, однако с учетом указанных задач регулятора возникает необходимость в их совместной работе. Практика совместного участия регулятора и надзорного органа существует во многих странах мира».
Появилась также информация о пересмотре статуса ЦБА из «государственного органа» на «публичное юридическое лицо», а понятие «уставный капитал» предлагается заменить на «уставной фонд». Профессор З.Мамедов затруднился объяснить этот момент, принимая во внимание ст.7 Закона «О центральном банке».
«По этой статье глава Центробанка подотчетен Президенту, - сказал наш собеседник. - Кроме того, все вопросы, связанные с назначением главы регулятора, решаются на уровне Президента страны. В целом же председатель правления подотчетен главе государства в вопросах финансовой деятельности, а законодательный орган страны получает информацию о денежной политике в ходе бюджетных обсуждений».
Информация о задаче
Говоря о пересмотре полномочий Центробанка с привязкой передачи ряда его полномочий единому надзорному органу, профессор подчеркнул первостепенность понимания вектора развития к той или иной финансовой модели. «Пытаться изобретать велосипед - пустая задача, ведь сегодня в мире уже сложилось несколько типов экономических систем и соответствующих им финансовых рынков. Наиболее распространенные финансовые модели - аглосаксонская (биржевая модель, - Ред.) и германская, иначе ее называют европейской, или континентальной. В первом случае финансовая система выстраивается в соответствии с экономическим поведением населения, т.е. обеспечивает через механизм функционирования финансового рынка финансирование активной инновационной деятельности и венчурного бизнеса. Германская модель экономического развития характерна для стран континентальной Европы и отличается ключевой ролью банковского сектора, проводящего основные финансовые потоки. Рынок акций при этой модели играет подчиненную роль и не является главным источником привлечения капитала», - сказал профессор.
На взгляд нашего собеседника, реформы, обусловленные созданием единого надзорного органа, требуют также определения модели финансового контроля. В этом направлении очевидна необходимость изучения накопленного развитыми странами передового опыта финансового надзора, формировавшегося столетиями параллельно с развитием финансовых институтов и рынков. «За последние полтора десятка лет во многих странах системы банковского надзора подверглись серьезным реформам. При этом ряд государств, в том числе Великобритания, создали интегрированные органы надзора за всем финансовым сектором, включая банковское и страховое обслуживание, а также операции с ценными бумагами. Также существуют страны, где функция надзора полностью сохраняется за Центральным банком. Наконец, в некоторых странах за центральным банком или органом со схожими функциями сохраняется часть контрольных и регулирующих полномочий. Итак, можно выделить несколько моделей разделения функций между надзорными органами, в нашем же случае важно понять, какой именно модели финансового надзора будет соответствовать разделение полномочий между Центробанком и Палатой по надзору над финансовыми рынками», - считает профессор.
Наш собеседник также обращает внимание на необходимость научно обоснованного аналитического доклада для понимания положительных и негативных сторон принимаемых сегодня решений по распределению полномочий между ЦБА и единым надзорным органом.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать