• четверг, 18 Апреля, 12:33
  • Baku Баку 22°C

Просвет в конце туннеля

01 марта 2016 | 12:31
Просвет в конце туннеля

ПОДРОБНОСТИ
Можно уверенно констатировать, что ветер перемен у южных соседей крепчает, - так, на выборах в иранский парламент и, главное, в Совет экспертов победили сторонники реформ.
С избранием в 2013 году Хасана Роухани президентом Исламской Республики Иран наметились тенденции к улучшению отношений с международным сообществом, что в итоге привело к отмене санкций. А дальше сработали причинно-следственные связи: даже на обывательском уровне потенциальные избиратели смекнули, что ставить надо на победителей.
Несмотря на препятствия
Доступ сторонников либерализации и нормализации отношений с Западом в парламент фактически был заблокирован оппонентами - Наблюдательный совет муллократии во время предварительной проверки кандидатов на выборах в Меджлис из 3 тыс. «реформаторов» забраковал, без преувеличения, 99% нежелательных лиц. Еще хуже обстояли дела при выборах в Совет экспертов, состоящий из 88 представителей высшего духовенства. Достаточно сказать, что через «сито» не прошел даже внук основателя ИРИ Сейед Хасан Хомейни, что многими было воспринято как покушение на наследие покойного имама.
И все же главное - конечный результат. Даже при столь иезуитском отборе результаты голосования свидетельствуют о некотором укреплении позиций сторонников президента и его соратника, экс-президента Али Акбар Хашеми Рафсанджани, сумевших нанести «консерваторам» несколько чувствительных поражений. В Тегеране они выиграли вчистую, получив все 30 депутатских мандатов, так что консерваторы, согласно предварительным результатам, могут утратить парламентское большинство. В новом меджлисе у них пока 79 мест плюс 44 кресла независимых кандидатов, которые по мнению экспертов, являются потенциальными противниками сторонников старого.
Что касается Совета экспертов, то здесь «консерваторы» уже отошли на вторые роли, так как наибольшее число голосов получил тандем Роухани и Рафсанджани. Причем, «консерваторам» не помогло ни активное использование административного ресурса, ни явная поддержка рахбара (верховного лидера Ирана) аятоллы Али Хаменеи, накануне голосования обрушившегося на «агентов внутри страны».
Старт дан
По сути дела, нынешние выборы можно назвать референдумом о доверии реформам Хасана Роухани, однако говорить о полном разгроме консерваторов пока не приходится, хотя очевидно, что инициатива в Иране перешла к реформаторам. Избиратели устали от жесткой риторики времен противостояния с Западом, войны санкций и поиска внутренних врагов, хотят пожать плоды рационального курса главы государства.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буньятова Видади Мустафаев, за время правления действующего президента в области внутренней политики в Иране никаких серьезных изменений произошло:
- Инициативы Роухани постоянно наталкивались на сопротивление консервативно настроенного парламента, а предметом острых дискуссий становились вопросы развития экономики, испытавшей сильное негативное воздействие санкций, а также национальные и конфессиональные отношения. В то время, как реформаторы готовы предоставить живущим в стране меньшинствам определенную культурную и экономическую автономию, консерваторы категорически отвергают такую возможность, что не способствует снижению напряжения внутри иранской политической системы.
До очередных президентских выборов в Иране осталось чуть более года и в этих условиях, нынешние выборы должны дать ответ на главный вопрос: обратимы ли реформы и могут ли консерваторы взять реванш? В этом смысле трудно переоценить значение выборов в СЭ, который контролирует самого рахбара - духовного лидера Ирана, стоящего на вершине властной пирамиды. Согласно их конституции, пост духовного лидера не предоставляется пожизненно: верховный аятолла может быть смещен коллективным решением входящих в Совет экспертов богословов и знатоков шариата.
Руководитель Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу также настроен скептически:
- Согласно сообщениям, по итогам парламентских выборов в Иране победу одержали реформаторы. Еще в конце 90-х, при избрании президентом реформатора Мохаммеда Хатами тоже были оптимистические прогнозы о реформировании системы. Но за 8 лет при нем мало что изменилось, а избранный вслед за ним Ахмединежат, «закрутивший гайки», и вовсе своими ядерными делами подвел страну под санкции, столкнувшись с серьезными финансовыми потерями.
Нынешний президент объявил миру, что у Ирана нет намерений стать обладателем ядерного оружия и тем самым избавил страну от санкций, длившихся 11 лет. Однако ответа на вопрос, стоило ли отбрасывать страну на 11 лет назад, если не собирались создавать ядерное оружие, не последовало. При этом там возможности для реформ ограничены, причем настолько, что даже президент-реформатор не в силах освободить двух экс-кандидатов в президенты, незаконно содержащихся под домашним арестом. Армия, полиция, и СМИ под контролем верховного лидера, от которого и зависит курс государства. Так что упирается в то, кто будет на этом посту, и смогут ли реформаторы сменить в Совете экспертов первое лицо государства.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать