• пятница, 29 Марта, 00:59
  • Baku Баку 7°C

«За последние 3 года Азербайджан вернул в Армению 10 человек и 2 трупа»

25 февраля 2016 | 15:42
«За последние 3 года Азербайджан вернул в Армению 10 человек и 2 трупа»
В связи завершением срока полномочий глава представительства Международного комитета красного креста (МККК) в Азербайджане Дениз Дуран дала интервью АПА.
- Госпожа Дениз, вы находились в должности главы азербайджанского представительства МККК в течение 3 лет. Срок ваших полномочий заканчивается. Как вы оцениваете деятельность МККК за эти годы? Какую работу в Азербайджане провело представительство за последние 3 года?
- В течение этих 3 лет мы продолжили сосредоточивать свое внимание на 2 основных направлениях нашей деятельности: гражданское население, проживающее в прифронтовой зоне, пропавшие без вести и их семьи. Наша рабочая группа каждую неделю посещает жилые районы вдоль прифронтовой зоны, оказывает материальную помощь малообеспеченным и чаще других подвергающимся обстрелу селам. Помимо этого, мы помогаем семьям, дома которых находятся близко к военным позициям, закладывать кирпичом и менять направление дверей и окон, которые смотрят на линию фронта. В некоторых случаях мы строим небольшую защитную стену перед одной частью дома, чтобы во время перестрелки у этих семей была хотя бы одна безопасная комната. Самое опасное, что они могут сделать во время обстрела, это бежать из дома. Меняя направление окон и дверей домов при поддержке МККК, они могут спрятаться в безопасной комнате и подождать завершения перестрелки. В 2014 году МККК получил разрешение на посещение некоторых сел, куда ранее ему дорога была заказана. Мы высоко оценили доверие, оказанное нам правительством, и смогли предложить наши программы более нуждающимся людям. С 2014 года мы наблюдаем рост напряженности и его отражение на прифронтовом населении. Если гражданское лицо получит ранение в результате перестрелки или подрыва на мине, то представители МККК навестят его и предложат свою помощь. Это может быть финансовая помощь, в некоторых случаях обсуждение их положения со службами, которые в состоянии им помочь. Районные отделения Общества красного полумесяца Азербайджана (ОКПАз) также наблюдают за состоянием людей, на которых конфликт повлиял напрямую. К сожалению, за последние 3 года ОКПАз и МККК часто занимались оказанием подобной помощи. С 2014 года мы наблюдаем рост напряженности и влияние его на близлежащие села.
Что же касается пропавших без вести людей, то мы продолжили деятельность в этой сфере с их семьями, в том числе с Государственной комиссией по делам пленных, заложников и без вести пропавших граждан. Как вы знаете, в результате войны многие люди потеряли своих близких. Эти люди сталкиваются с очень странной ситуацией. Они хотят верить, что их близкие до сих пор живы. Но, к сожалению, после стольких лет, скорее всего их родных нет в живых. Однако семьи не извещены официально об их гибели. Таким образом, вся семья, особенно матери и жены, не зная, что произошло с их родными, живут в неопределенном состоянии, которое очень тяжелое с психологической точки зрения. МККК помогает этим семьям встретиться с людьми, которые разделяют их горе, и помогает им в решении некоторых повседневных проблем. МККК выбирает людей, особенно матерей и жен, реально понимающих ситуацию, готовых разделить горе семьи, у которой родственник пропал без вести. Мы проводим обучение этих женщин, чтобы они могли стать наблюдателями и оказывать разного рода помощь в зависимости от состояния и нужд каждой семьи.
В этом году МККК приступил к сбору биологических образцов биологических родственников пропавших без вести лиц. Эти образцы хранятся в военном госпитале Службы госбезопасности, чтобы однажды в случае необходимости была возможна эксгумация человеческих останков для идентификации путем сравнения образцов ДНК, и чтобы была возможность вернуть тела их семьям. Благодаря этому отдельные семьи однажды смогут узнать судьбу своих близких и провести процесс захоронения. Сбор всех биологических образцов потребует годы. Примерно 3700 азербайджанцев считаются пропавшими без вести, и для их идентификации у 3-6 членов семьи должны быть взяты образцы. Это гигантская совместна работа МККК и Госкомисси.
Мы должны понять еще одну вещь, некоторые из семей никогда не найдут ответов на свои вопросы, и некоторые пропавшие без вести лица найдены не будут. Печальная реальность заключается в том, что многих из них, может даже большинства, уже нет в живых. Ситуация, в которой они погибли, останется неизвестной, и их тела никогда найдены не будут. МККК ранее уже был свидетелем подобного во многих войнах. Поэтому очень важно понять, что чувствуют семьи, помочь им пережить это и осознать потерю.
Вообще мы в Азербайджане смогли сделать многое, потому что этот конфликт еще не урегулирован, и люди все еще страдают от его ужасных последствий. Одной из причин того, как нам удалось сделать столько работы является разрешение нам правительства осуществлять гуманитарную миссию.
Кроме того, мы посещаем лиц, содержащихся в учреждениях, подконтрольных Министерству юстиции, МВД и Службе госбезопасности. В 2015 году мы обновили заключенное с правительством соглашение, предусматривающее право посещать места заключения. Это позволяет нам продолжать оказывать эту услугу в отношении как органов содержания, так и заключенных и их семей.
- Сколько пленных было возвращено Азербайджаном и Арменией в период вашей работы руководителем структуры?
- С января 2013 года МККК создал условия для репатриации из Азербайджана в Армению 10 человек и 2 трупов. Кроме того, на линии соприкосновения осуществлялась передача задержанных с обеих сторон. Азербайджанская сторона вернула двух людей и приняла двух людей.
- Сколько в настоящий момент лиц содержится в Азербайджане и Армении?
- В настоящий момент в Нагорном Карабахе содержатся два азербайджанца, азербайджанская сторона же держит у себя одного военнопленного. Ходят слухи и делаются заявления, что число этих лиц больше. Иногда предполагают, что этих людей скрывают. МККК часто слышит эти претензии с обеих сторон. В подобных случаях мы всегда требуем конкретной информации. Тогда нам сообщают: «Кто-то сказал, что кого-то знает…». Таким образом, никогда не было показателя правдивости этих претензий. Мы видим как подобные заявления мучительно воспринимаются семьями. Они располагают к тому, чтобы думать будто их близкий жив и где-то страдает. К сожалению, следует считать, что большинство пропавших уже не живут, а подобные заявления для семей очень болезненны. Если в МККК поступит какая-либо содержательная информация, мы ее внимательно проанализируем.
- Сколько сегодня в вашем списке числится пропавшими без вести?
- Когда семья обращается в бакинский, ереванский и нагорно-карабахский офис МККК для того чтобы узнать о судьбе пропавшего лица, то эти офисы их регистрируют. МККК зарегистрировало около 4500 пропавших без вести с обеих сторон. Бакинское представительство зарегистрировало около 3700 человек, ереванское представительство и миссия в Нагорном Карабахе – 400.
- За годы работы освобождению скольких людей способствовало азербайджанское представительство МККК?
- В первые годы войны ситуация была запутанная, много людей были задержаны, потом возвращены. В связи с тем, что у МККК нет статистики этого периода, мы не можем назвать точные цифры. Однако согласно примерным подсчетам при помощи МККК более 700 человек были возвращены домой. В первые годы войны многие люди были задержаны, затем их обменяли или возвратили. Многие такие процессы осуществлялись без участия МККК. Слово «заложник» начало применяться с этих времен. Задержание и содержание людей в ходе нагорно-карабахского конфликта осуществляются сторонами конфликта, и эти моменты регулируются Женевскими конвенциями. Этих людей правильно называть не «заложниками», а интернируемыми гражданскими лицами, а если они военные, то военнопленными. Мы видим, что слово заложник все еще используется, однако более правильно использовать термины из Женевских конвенций.
- Какая работа ведется в связи с возвращением в Азербайджан Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева?
- Хоть от МККК ожидают многого в связи с их возвращением на родину, мы не должны забывать, что МККК не принимает каких-либо решений в связи с возвращением задержанных лиц. МККК как и все организации действует в определенных рамках. Мы работаем в пределах, отмеченных для нас государствами, присоединившимися к Женевской конвенции. Следует отметить, что Женевскую конвенцию подписали и ратифицировали, можно сказать, все государства. Рамки деятельности для нас – следить за условиями содержания задержанных и обращением с ними, создавать возможности для обеспечения связи между заключенными и их семьями. Мы выполняем и будем выполнять свою работу до тех пор, пока это будет востребовано.
- Обращались ли вы к сторонам в связи с вопросом организации по «Skype» общения заключенных Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева с их семьями? Что делается в этом направлении?
- В соответствии со своим мандатом и в рамках деятельности, МККК в основном налаживает связь между заключенными и их семьями, и старается делать так, чтобы они не прерывались. Мы строим эту связь посредством писем между заключенными и их семьями (письма Красного Креста). Другие средства связи помимо писем Красного Креста следует обсудить с содержащей заключенных стороной, мы же не разглашаем двусторонние конфиденциальные обсуждения, которые проводим со сторонами.
- Имеется информация о том, что с самого начала сирийских событий многочисленные азербайджанские граждане принимали участие в боях в Сирии. Поступали ли к вам обращения в связи с внесением ясности в судьбы этих лиц?
- МККК не открывал поисковый запрос в связи с находящимися в Сирии гражданами Азербайджана. Это значит, что к нам никто не обращался, кроме одной семьи. В 2014 году эта семья обратилась к нам, однако она не обладала достаточной информацией. Ситуация на этих землях с точки зрения безопасности остается нестабильной. Это осложняет проведение полномасштабной поисковой деятельности. Если семьи не будут обладать важной и новой информацией о своих родных, то шансы успешного завершения поисков весьма малы.
- Сменен руководитель Государственной комиссии по делам пленных, заложников и без вести пропавших граждан. Как нам стало известно, в связи с завершением срока ваших полномочий вы встретились с новым руководителем Госкомиссии Мадатом Гулиевым. Какие вопросы вы обсудили с ним?
- Мы и ранее сотрудничали с нынешним руководителем Государственной комиссии Мадатом Гулиевым. Как вам известно, Мадат Гулиев занимал должность заместителя министра юстиции Азербайджана и начальника Пенитенциарной службы. Когда он находился на этой должности, у нас было с ним продолжительное и конструктивное сотрудничество. После нового назначения мы встретились с ним и поздравили его. Мы намерены продолжать конструктивное сотрудничество с Мадатом Гулиевым и далее.
- Мы слышали о ротации в структуре МККК?
- Новоназначенный глава азербайджанского представительства Международного комитета Красного Креста (МККК) Елена Аймоне Сессера уже находится в Баку. В настоящее время идет процесс приема-сдачи. Я покину Азербайджан 4 марта.
banner

Советуем почитать