• четверг, 28 Марта, 16:46
  • Baku Баку 16°C

Противоречивый процесс,

23 февраля 2016 | 11:38
Противоречивый процесс,

МНЕНИЕ
На фоне не прекращающихся боевых действий в Сирии все чаще появляется информация об успешных переговорах между Россией и США по достижению режима прекращения огня в этой стране.
О том, насколько вероятно в ближайшее время подписание этого соглашения, в интервью газете «Каспiй» рассказал военный эксперт, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова Александр Перенджиев.
- Как известно, не успев начаться, межсирийские переговоры в Женеве сразу же зашли в тупик и их продолжение отложено до конца февраля. С чем это связано?
- Прежде всего, с противоречивостью заявлений и принимаемых решений на этих переговорах, в том числе с российской стороны. А именно с решением о прекращении огня. Ведь, во-первых, идет наступление сирийской армии, происходит освобождение территории САР от террористов разных мастей. Много потрачено сил, средств, в конце концов, здоровья и жизней воинов армии Башара Асада на наступательную операцию. Необходимо продолжать атаки на позиции «игиловцев» и других террористических групп в целях закрепления успеха.
Прекращение огня - это прекращение наступления. Это решение перечеркивает всю кропотливую работу, как самой сирийской армии, так и ВКС РФ по уничтожению боевиков. Мне лично это все напоминает ситуацию, когда в мае 1995 года чеченские боевики были зажаты в горных местностях. И вместо того, чтобы их «додавить», тогда российская сторона объявила перемирие. Это обстоятельство позволило отрядам террористов перегруппироваться, подкопить силы и, в дальнейшем организовать атаку на Грозный и массовый теракт в городе Буденновске Ставропольского края.
Во-вторых, глава российского МИД Сергей Лавров, говорит, что соглашение о прекращении огня будет действовать только между официальным Дамаском и отрядами сирийской умеренной оппозиции. В отношении ИГ наступление, по его словам, будет продолжено. Но ведь в таком случае, все отряды ИГ тут же «автоматически» превращаются в подразделения «умеренных». Из чего немедленно следуют протесты, как представителей Запада, так и официальных представителей сирийской оппозиции, в отношении официальной Москвы и Дамаска о том, что не выполняются условия перемирия. Что собственно уже и происходит!
- На днях появилась информация о достижении договоренности о прекращении насилия в Сирии на переговорах между Россией и США в Женеве. Насколько эта информация отражает реальность?
- Договоренность о прекращении огня в Сирии - весьма противоречивый процесс. Безусловно, есть большое и понятное желание прекратить войну и установить мир в этой многострадальной арабской стране. Но этим благим пожеланием, согласно русской пословице, вымощена дорога в ад. Что-то подобное уже происходило на постсоветском пространстве.
Например, минский процесс (как «Минск-1», так и «Минск-2») по прекращению огня и урегулированию вооруженного конфликта на юго-востоке Украины начинался только после наступательных действий народного ополчения ДНР и ЛНР, и понесенных в ходе них больших потерь украинскими вооруженными силами. Но когда ВСУ «утюжили» Славянск и Краматорск, а затем Донецк и Луганск, ни о каком прекращении огня речи не велось со стороны западных политиков.
Подобное происходит и в Женевском процессе, который начался после того, когда боевики-террористы разных мастей стали нести большие потери в ходе наступательной операции сирийской армии при поддержке ВКС РФ. При этом западные политики придумали хитрую, по сути, наглую формулу сохранения присутствия террористов на территории Сирии под брендом «умеренная сирийская оппозиция».
На мой взгляд, процесс прекращения огня в том виде, в котором он обсуждается, не отвечает истинным интересам сирийского народа. Ведь тогда территория современной САР де-факто разделится как минимум на две части: одна - асадовская, вторая - … вся остальная - «игиловская», «умеренной оппозиции», турецкая, саудовская, то есть одним словом антиасадовская. Таким образом, под видом переговоров о прекращении огня, речь идет о разделе Сирии.
Именно заключение перемирия, на мой взгляд, создает благоприятные условия для Турции и Саудовской Аравии по вводу своих войск в Сирию и участие этих государств в разделе САР.
- Страны Запада в лице США и ведущих стран Евросоюза неоднократно призывали Россию прекратить боевые операции в Сирии, объясняя свои призывы гуманитарной катастрофой…
- Эти призывы связаны с информационно-имиджевой войной, которую ведут США и остальные страны НАТО против России в Сирии. Планы Запада и отдельных стран Арабского Востока по уничтожению Сирии и взятию ее территории под свой полный контроль находятся под серьезным срывом в результате действий ВКС РФ против террористов на Ближнем Востоке.
При этом хотелось бы еще раз напомнить, что главной целью свержения режима Башара Асада со стороны западной и саудовской коалиции является строительство газопровода, который будет проведен из Аравийского полуострова в Европу через территорию Сирии и Турции. Тогда потребность европейских государств в российском газе может полностью исчезнуть, или, по крайней мере, значительно уменьшится. Вот поэтому события в САР так сильно волнует США, страны ЕС, и не в последнюю очередь Турцию, Катар и Саудовскую Аравию.
- Как по-вашему, введет ли свои войска Турция в Сирию в сложившейся обстановке и стоит ли в таком случае опасаться столкновения турецких и российских военных?
- Турция войска в Сирию, несомненно, введет. В особенности тогда, когда там установится режим прекращения огня. Что же касается боевых столкновений между турецкими и российскими военными, то латентная война между Россией и Турцией уже идет.
Кроме этого, сирийские командиры говорят об обнаружении среди «игиловских» боевиков военнослужащих турецкой армии. Вот этот факт как раз и свидетельствует о том, что непосредственное столкновение между турецкой и российской армиями в САР вполне реально. Ведь Турция открыто ввела свои воинские подразделения в Сирию для борьбы не с ИГ, а именно с сирийской армией, которую поддерживают российские воздушно-космические силы. Поэтому при определенных обстоятельствах может наступить открытый вооруженный конфликт между Россией и Турцией. Хотя лично я против такого сценария и надеюсь, что со стороны предпримут все необходимые меры для его предотвращения.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать