• пятница, 29 Марта, 09:53
  • Baku Баку 5°C

Парадоксы и нечеткие плоды науки

07 февраля 2016 | 10:57
Парадоксы и нечеткие плоды науки

ИССЛЕДОВАНИЕ
Мировая наука прошла сложный исторический путь, в ходе которого эволюция периодически ускорялась революционными прорывами, он изобиловал тяжелыми, мрачными периодами. Но несмотря на все трудности наука развивалась и прогрессировала, и сегодня она уверенно движется вперед, опираясь на знания, созданные прежними поколениями, и вырабатывая новые.
Ученые во все времена придавали особое значение созданию запаса знаний, и в связи с этим имеются интересные высказывания. Так, отмечается, что чем больше запас знаний, тем быстрее прогресс человечества. И с этим трудно не согласиться.
Знания старятся
Опираясь на результаты исследований, ученые пришли к парадоксальному выводу о том, что в современную эпоху временной интервал в 20 лет между количественным и качественным освоением информации равносилен интервалу в несколько веков в прошлом. То же противоречие выявлено и относительно знаний и их запаса: выяснилось, что знания быстро старятся, причем темпы этого старения со временем обретают тенденцию к возрастанию.
Таким образом, знание, этот двигатель прогресса, за короткий срок обесценивается, подобно стажу и опыту. Поэтому согласно требованиям времени оно нуждается в обновлении и совершенствовании. Причем обновление и совершенствование должно опережать технический прогресс, ибо знания, получаемые нами в молодости, - лишь база, которая нуждается в постоянном обогащении и расширении. Поэтому каждый должен на протяжении всей жизни непрерывно учиться. Словом, знания, подобно технике, должны все время совершенствоваться.
Для подтверждения сказанного есть смысл совершить экскурс в не столь отдаленное прошлое - конец XX века и ознакомиться с результатами проводившихся в то время социологических опросов, связанных с художественными произведениями и научными трудами. Выяснилось, что 80% художественных произведений забывается уже на следующий год после выхода в свет, а спустя 20 лет - 99%. Иными словами, по прошествии времени путевку в жизнь получают десять из тысячи изданных книг и лишь одна обретает бессмертие.
Схожая картина наблюдается и в научной литературе. Как следует из результатов исследований, 80-90% добытых человечеством знаний обретается в период жизни современного человека и преобладающее большинство их хранится в научных библиотеках в виде книг. К сожалению, половина литературы, хранящейся в научных библиотеках, остается нетронутой, а это значит, что эти издания никого не интересуют. Другая половина востребована всего один раз.
В ходе указанных социологических исследований выявлен и такой весьма примечательный момент: 99% авторов книг несостоятельно, т.е. их труды людям неинтересны. Поэтому большинство написанного ими по прошествии некоторого времени теряет всякое значение и попросту выбрасывается за ненужностью.
Крестовые походы в литературу
Если исходить из требований логики, то следует признать, что активный приток в литературу новых авторов, поиски и эксперименты в области литературы и науки, стремление к новаторству и созданию оригинальных теорий вовсе не означает какое-то важное открытие.
Как заметил известный литературовед и историк культуры Ю.Лотман, крестовые походы в литературу и науку хоть и выглядят несколько устрашающе, в конечном счете полезны, поскольку все эти потоки пугающих нас масс, по сути дела, разрыхляют почву и подготавливают ее к севу, и в конечном счете на этой подготовленной почве возникают крупные литературные и научные школы. Словом, те, кто учиняет такого рода крестовые походы на литературу или науку, приносят своим современникам и их ближайшему будущему ощутимую пользу, закладывая фундамент для прогресса.
Еще один интересный результат упомянутых выше социологических исследований состоит в том, что общее число ученых в мире имеет тенденцию к росту пропорционально численности «выдающихся ученых», однако более половины издаваемой научной литературы приходится на долю 10% ученых, тогда как более 75% их коллег за свою жизнь не издало более одной научной статьи. Согласитесь, ситуация обескураживающая.
Как же сделать так, чтобы повысилась эффективность научной работы ученых? На этот извечно волнующий людей науки вопрос весьма метко ответил Н.Паркинсон в своей работе «Эффективность тысячи», отметив, что рост числа ученых со временем приведет в конечном счете к непомерному увеличению их удельного веса по отношению к населению в целом и - параллельно - к снижению научной плодовитости.
В связи с этим тот же Н.Паркинсон заметил, что для преодоления такой нелепой ситуации следует идти путем не увеличения числа «выдающихся ученых», а изменения направления научных исследований. Именно этим путем мировая наука двигается с начала XX века. Вот почему достигнуты выдающиеся успехи, появились новые теории и открытия, налицо революционные перемены в науке: возникли кибернетика, искусственный интеллект, софт компютинг и др.
Умные машины
Появление и эволюция человека, этого венца мироздания, заняли временной отрезок в миллионы лет. Аналогичным образом немало времени потребовалось для развития таких новейших областей науки, как софт-компьютинг и искусственный интеллект. В конечном итоге, пройдя соответствующий путь развития и совершенствования, все эти думающие машины - плод успехов кибернетики - стали помощниками человека в самых различных сферах жизни и производства, облегчают ему решение самых различных проблем.
Один из основоположников кибернетики Норберт Винер, испытывая гордость за проделанную работу, заметил: «Эти помощники человека сделают его могущественным, и человек будет повелевать слепыми силами стихии не только на нашей планете, но и далеко за ее пределами».
Однако с незапамятных времен человек испытывал недоверие ко всему новому. С появлением научных открытий, и среди них - электронных устройств, способных, подобно человеку, думать и принимать решения, люди в страхе стали задаваться вопросом: откуда мы знаем, что эта бездушная машина, состоящая из нескольких мотков кабеля и пригоршни транзисторов, может быть умнее живого человека с его сознанием и способностью мыслить? На этот вопрос удачно ответил видный русский математик XX века А.Колмогоров, имеющий большие заслуги в развитии кибернетики: «Я принадлежу к той самоотверженной категории кибернетиков, которая не видит принципиальных ограничений в подходе к жизненным проблемам с позиций кибернетики, считая возможным анализировать жизнь в целом и в том числе человеческое мышление во всей его сложности. Создание искусственных живых существ, способных размножаться и эволюционировать, имеющих чувства и переживания, проникнутых интеллектом со всеми тонкостями мышления - задача технически очень трудная, но в принципе выполнимая».
Эту точку зрения подтвердил английский ученый профессор У.Эшби, один из родоначальников кибернетики: «Нам казалось, что если человек достаточно умен, то он способен на все, что гений может решить любую проблему. Пора отказаться от этого представления, мешающего прогрессу… Существа, именуемые людьми, используя информацию, уберегают себя от полного непонимания… Эта информация несет в себе как опыт, накопленный за миллионы лет эволюции, так и личный опыт человека. Дайте человеку проблему, соответствующую кругу его знаний, и он может быстро ее решить. Вот в чем состоит его настоящий ум. Машина… будет настолько же умна».
Присоединяясь к этому мнению, видный английский ученый Теринг, основываясь на результатах проведенных экспериментов, заявил, что создание искусственного интеллекта вполне реально и что он не будет уступать человеческому, что настанет время, когда «умные машины» начнут конкурировать со своими создателями.
Оптимистично был настроен в отношении перспектив бездушных, но думающих и принимающих решение машин и известный физик Ампер, который в своей классификации наук указал кибернетику как будущую «науку управления государством».
Отец нечеткой логики
В конце XX века - в июне 1996 года - на международной научной конференции по вопросам нечеткой логики в германском городе Зиген отец нечеткой логики (этот титул был присвоен ему на международной конференции в Санта-Фе) профессор Лютфи Заде с присущей ему дальновидностью заметил: «XXI век будет веком интеллектуальных систем. В результате информативной революции на рубеже XX и XXI веков мы сумели создать глобальную информационную сеть - интернет. В результате будущих революционных изменений в области интеллектуальных систем появятся интеллектуальные роботы, интеллектуализированные системы управления, нечеткие системы. То, что в будущем появятся водители-автоматы, самолеты и вертолеты будут управляться без пилотов дистанционно посредством умных систем, сегодня кажется фантастикой и у многих вызывает сомнение, но это реальность».
Продолжение следует
Мохбаддин САМЕД
banner

Советуем почитать