• четверг, 28 Марта, 21:28
  • Baku Баку 13°C

Посол России: «Сегодня в наших взаимоотношениях с Азербайджаном самое главное - это стабильность»

10 февраля 2016 | 14:50
Посол России: «Сегодня в наших взаимоотношениях с Азербайджаном самое главное - это стабильность»
Трудно найти на пространстве СНГ страну, столь схожую с Россией с точки зрения амбиций, нежели Азербайджан. За последние пять лет эта южная республика продемонстрировала серьезный экономический рост, помноженный на демонстрацию независимой политики. А наличие сухопутных границ, в частности, с Россией, Грузией, Ираном, тесная близость отношений с Турцией - все это обеспечивает Азербайджану особое место в непростом регионе, геополитическое значение которого трудно переоценить.
Накануне Дня дипломатического работника, отмечаемого 10 февраля, «Комсомольская правда» пообщалась с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Азербайджанской Республике Владимиром Дорохиным и попытались разобраться в особенностях взаимоотношений, складывающихся между нашими странами.
- Владимир Дмитриевич, в начале апреля исполнится 7 лет с тех пор как вы вручили верительные грамоты президенту Ильхаму Алиеву. Срок серьезный. Как вы оцениваете уровень и характер взаимоотношений между Россией и Азербайджаном?
- На сегодняшний день в наших взаимоотношениях с Азербайджаном самое главное - это стабильность, дружественный характер отношений и заинтересованность в успехах обеих стран. За годы существования Азербайджана как самостоятельного государства мы научились понимать друг друга. Мы знаем наши возможности и не требуем большего. В свою очередь, Азербайджан занимает такую же позицию по отношению к России. Это называется стратегическим партнерством.
Особая ценность отношений России с Азербайджаном заключается в их предсказуемости. Мы можем быть спокойны за южные границы в той их части, где нашим партнером является Азербайджан. Никаких неприятных неожиданностей для нас не будет. И это очень важно в нынешней непростой международной обстановке.
У наших стран очень хороший товарооборот. Причем главное взаимодействие происходит вовсе не в нефтяном секторе. Азербайджан является одним из ведущих партнеров России в области военно-технического сотрудничества. Хочу особо отметить совместные уникальные, беспрецедентные гуманитарные программы, в основе которых лежит очень хорошее отношение в Азербайджане к русскому языку.
- В чем выражается сотрудничество в энергетической сфере?
- Можно сказать, что ведущие российские нефтяные и нефтегазовые компании взаимодействуют с азербайджанскими коллегами. Например, «Лукойл» является акционером международного энергетического проекта по освоению газового месторождения «Шах-Дениз» - крупнейшего на Каспии. «Газпром» тесно взаимодействует с азербайджанской государственной нефтяной компанией SOCAR. В настоящее время обсуждается возможность возобновления поставок российского газа в Азербайджан. С той же компанией SOCAR российская нефтегазовая компания «Роснефть» создали совместное предприятие, которое зарегистрировано в Европе. В Азербайджане также работает российская нефтяная компания «РуссНефть», которая добывает миллион тонн нефти в год.
У нас хорошее сотрудничество в области электроэнергетики. Есть соглашение о перетоках электроэнергии между Азербайджаном и Дагестаном. Мы сейчас работаем над тем, чтобы сделать из этого «треугольник»: Россия - Азербайджан - Иран. Все это означает создание рабочих мест для большого количества людей.
- Азербайджан исторически расположен на Шелковом пути. Это дает ему определенные преимущества. В конце января начал действовать Транскаспийский международный транспортный маршрут. Таким образом, из Восточной Европы через Украину, Грузию, Азербайджан и Казахстан открылся новый транспортный коридор в Китай. В частности, благодаря подписанному в Баку четырехстороннему протоколу, Киев получил возможность перевозить грузы в Поднебесную, в обход России. Но дело даже не в Киеве. Если транспортный коридор начнет пропускать грузы на полную мощность, на Южный Кавказ потекут большие деньги. Геополитическое значение всего региона и, в частности, Азербайджана изменится кардинально. Как Вы оцениваете перспективы этого нового маршрута?
- Транспортный потенциал региона налицо, но все о чем вы говорите - можно рассматривать лишь как проект. Пока что по маршруту прошел один экспериментальный поезд. И до пункта назначения он шел гораздо дольше, чем планировалось. Есть вопросы по тарифам.
Во всей этой истории следует отметить несколько важных моментов. Первое обстоятельство состоит в том, что страна, предлагая свою территорию в качестве транзитного пути, все равно занимает пассивную позицию. Пойдут грузы или нет - от нее не зависит. Произойдет развитие экономики в Китае - линия будет востребована. Если там продолжится экономический спад, то и поток грузов уменьшится. И Азербайджан ничего с этим сделать не сможет. Как не смогут сделать и другие участники проекта.
Второе обстоятельство. Даже невооруженным взглядом видно, что этот маршрут чрезвычайно сложный. Грузы придется постоянно перегружать. При этом - два раза вести их через море. А ведь Каспий может штормовать и неделю, и две. Кроме того, на пути существует очень сложный рельеф прохождения железной дороги через Грузию.
Третье, что стоит отметить. Этот проект немного политизирован в свете наших отношений с Украиной. В свою очередь мы в России к этому проекту относимся совершенно спокойно. Вопрос этого транспортного коридора не стоит в повестке дня российско-азербайджанских отношений. Хотят они этим заниматься - пожалуйста! Посмотрим, что из этого выйдет.
У нас нет никакой паники и нет никакой драматизации. В мире проходит столько железных дорог. Часть идет через Россию, часть мимо нее. Это рынок! От нашего БАМа мы отказываться не будем. А конкуренция, как известно, - двигатель прогресса.
- Продолжим тему конкуренции. Россия и Азербайджан схожи с точки зрения экономики. Их доходы во многом зависят от энергетической сферы. Россия поставляет газ в Европу. В свою очередь Азербайджан сотрудничает с ЕС, стараясь реализовать проект «Южный газовый коридор». Когда «южный» трубопровод заработает, Россия и Азербайджан станут прямыми конкурентами. Это не осложнит наши взаимоотношения?
- Хочу отметить, что в 2010 году «Газпром» сделал официальное предложение Азербайджану - закупать весь его газ. В том числе и тот газ, который будет добываться на шельфовом газоконденсатном месторождении «Шах-Дениз». Азербайджан ответил, что будет весь свой газ самостоятельно поставлять в Европу. И для этого занимается не только добычей газа, но и строительством газопровода.
Мы к этому отнеслись совершенно спокойно. Как и в ситуации с созданием транспортного коридора этот вопрос по двум причинам не стоит в российско-азербайджанских отношениях.
Первая причина - политическая. Она заключается в том, что это энергоресурсы Азербайджана. И он сам волен ими распоряжаться. Это его право. Вторая - экономическая. Давайте посмотрим, какие у Азербайджана будут объемы по перекачке газа. По прогнозам к началу 2020 года Азербайджан сможет поставить на европейский рынок 10 млрд. кубов газа. Это в лучшем случае.
Я не знаю, сколько к тому времени - с учетом всей политической ситуации - будет поставляться газа от «Газпрома» в Европу. Но не думаю, что объем поставок будет меньше нынешнего уровня, который примерно составляет 150 млрд. кубов. Поэтому говорить о серьезной конкуренции не приходится.
И тем не менее, как представитель страны, которая имеет дружеские отношения с Азербайджаном, я желаю, чтобы все коммерческие расчеты у Азербайджана сошлись с реальностью. Чтобы осуществились проекты, от которых они выигрывали во благо своего народа, интересов своей страны.
Баку между Россией И Турцией
- Господин посол, когда произошел кризис в отношениях между Россией и Турцией, от руководства Азербайджана поступили «сигналы» о готовности стать посредником в разрешении конфликта. Такое предложение было не случайным. Баку издавна тесно связан как с Москвой, так и с Анкарой. Есть ли необходимость в таком посредничестве?
- Мы в Москве очень хорошо понимаем щепетильность Азербайджана в свете того, что происходит в российско-турецких отношениях. В той позиции, которая озвучивалась на уровне Президента Азербайджана Ильхама Алиева и на уровне министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова, нет слова «посредничество». Они очень деликатно говорили, что готовы сделать все возможное для того, чтобы урегулировать эту трудную ситуацию в отношениях между двумя странами, которые одинаково близки Азербайджану.
Я могу сказать, что на сегодняшний день потребности в том, чтобы Азербайджан использовал свои возможности для решения этой проблемы, у нас нет. И Азербайджан к этому относится с пониманием. А что будет дальше - жизнь покажет.
- Давайте перейдем от трудов праведных к отдыху. Российские туристы по разным причинам лишились возможности отдыхать в Египте и Турции. Может ли Азербайджан - в силу своего географического положения, культурной близости, особого теплого отношения к русскому языку - стать альтернативой для российских туристов?
- Как посол Российской Федерации я был бы самым счастливым человеком, если бы 4 миллиона россиян, которые ездили до сих пор в Турцию, стали бы приезжать в Азербайджан. С удовольствием могу констатировать, что у нас есть рост туристического интереса к Азербайджану.
Для наших соседей открывается хороший шанс, чтобы привлечь к себе внимание. Перспективы для развития туризма у Азербайджана есть и страна делает это направление одним из приоритетных. Но одно дело декларировать, а другое - создать туристический бизнес. Это очень большая работа.
Надо быть реалистами. Хотя туризму в республике придается большое значение, они стараются развивать инфраструктуру и на море, и в горах, но на сегодняшний день Азербайджан не сможет принять миллионы русских туристов.
- Владимир Дмитриевич, вы - дуайен дипломатического корпуса Азербайджана. Для тех россиян, кто проработал в Баку долгое время, складывается следующее наблюдение: азербайджанцы очень хорошо осведомлены о реалиях российской жизни. В то же время россияне имеют слабое представление о соседях на юге: о том, как живут бакинцы, что любят, во что верят. Разве что Европейские игры осуществили информационный прорыв для познавания Азербайджана. На Ваш взгляд, такая проблема существует?
- Еще как существует! Проблему вы чувствуете правильно. Она и профессиональная, и политическая.
Для меня особенно болезненным является профессиональный вопрос. Когда я собирался ехать работать послом в Азербайджан, то стал смотреть: что напечатано про эту республику. И выяснил, что за 14 лет существования Азербайджана как независимого государства в России была опубликована всего одна книга об этой стране.
Для наглядности приведу пример. В 1991 году меня командировали в Венгрию на должность советника-посланника. Тогда в российском посольстве работал 51 дипломат, из которых 48 человек говорили по-венгерски.
Сегодня в посольстве России в Азербайджане работает 18 дипломатов. И нет ни одного человека, который бы профессионально готовился для работы на азербайджанском направлении. То есть кроме языка, учил бы историю Азербайджана, культуру, экономику этой страны. Не так давно в посольстве впервые появилась девушка с «русским» именем Айла Мамедова, которая более менее говорит по-азербайджански.
У нас до сих пор нет «азербайджановедения», нет научной, экспертной базы для осуществления политики в азербайджанском направлении. Как впрочем, я думаю, у нас нет экспертной базы для осуществления политики в других странах Содружества. Об этой ситуации в Москве знают и понимают, что нужно ее решать. Но это вопрос времени.
У данной проблемы есть политическая, информационная составляющие. Азербайджан - наш сосед. Это наш партнер, который понимает, что ему исторически без России жить нельзя. И мы, в свою очередь, должны знать его лучше, чем знаем сегодня.
За семь лет моей работы здесь я вижу, что ситуация чуть-чуть меняется. В российской прессе стало больше появляться материалов об этой стране. Азербайджан стал больше «на слуху», в том числе, благодаря публикациям «Комсомольской правды». И, конечно, наши азербайджанские коллеги стали проявлять большую активность в этом направлении.
- Азербайджан заинтересован в создании информационных проектов, рассказывающих о республике?
- Конечно, заинтересован. Азербайджан к этому готов, но не всегда у них хватает сил. Не всегда хватает профессионализма. По мере сил мы помогаем нашим азербайджанским партнерам с тем, чтобы информация о стране доходила до россиян. Небольшой сдвиг на уровне общественного сознания есть, но этого недостаточно.
banner

Советуем почитать