• четверг, 28 Марта, 20:32
  • Baku Баку 13°C

Несбыточная мечта романтиков,

09 февраля 2016 | 13:09
Несбыточная мечта романтиков,

РАЗМЫШЛЕНИЕ
На фоне негативных высказываний ряда лидеров западных стран относительно мультикультурализма как политики, могут возникнуть сомнения в оправданности вкладывания интеллектуальных ресурсов в развитие мультикультурализма в Азербайджане. Но это далеко не так.
Во-первых, мультикультурализм в условиях современного Запада и в реалиях Азербайджана совпадает разве что своим названием. Во-вторых, общество, его настроение играют определяющую роль в возможности реализации идей мультикультурализма. В-третьих, мультикультурализм - лучшая из возможных альтернатив для современного мира.
Ни для кого не секрет, что на Западе основным камнем преткновения для развития мультикультурализма является вопрос сожительства иммигрантов из Африки и Азии с местными гражданами: вечно актуальны споры, которые сводятся к разнице в системах ценностей иммигрантов и местных.
В 2012 году институт изучения общественного мнения Allensbach провел репрезентативный опрос на тему: «Является ли ислам частью Германии?». Результаты оказались обезнадеживающими. Опрошенных просили выбирать из 21 высказываний, с которым ассоциируется, по их мнению, ислам.
Оказалось, что 83% ислам ассоциировали с насилием к женщинам, 77% думали, что типичным для ислама является фиксация на традиционных религиозных принципах, 70% опрошенных ассоциировали ислам с фанатизмом и радикализмом. Большинство населения считало, что приверженцы ислама предрасположены к физическому насилию (64%), к мести и возмездию (60%), миссионерскому усердию (56%) и стремятся к политическому влиянию (56%). Только 13% опрошенных связывали любовь к ближнему с исламом, у 12% слово «ислам» вызывало ассоциацию с благотворительностью и лишь у 7% - с открытостью и толерантностью.
Такая картина позволяет лучше понять разочарование лидеров западных стран в политике мультикультурализма. Так, попытки построить мультикультурное общество в Германии, в котором представители различных культур будут «жить в полном согласии», полностью провалились. Такое заявление сделала канцлер ФРГ Ангела Меркель, выступая в Потсдаме на встрече с молодежным крылом ее партии Христианско-демократический союз Германии: «В 1960-х годах власти ФРГ призвали иностранных рабочих приезжать в страну, и теперь они живут в ней. Тогда мы обманывали себя, заявляя, что они не останутся в Германии и уедут. Однако это далеко от реальности», - отметила канцлер. А.Меркель также подчеркнула, что сегодня иммигранты, проживающие в Германии, должны предпринять больше усилий, чтобы интегрироваться в немецкое общество, в частности выучить немецкий язык. «Тому, кто по-немецки не говорит, мы не рады».
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон тоже признал провальной политику мультикультурализма 5 февраля на Мюнхенской конференции по безопасности. В рамках доктрины государственного мультикультурализма, объясняет премьер-министр, британские власти поощряли раздельное сосуществование культур. Это привело к недостатку национальной идентичности, что, в свою очередь, спровоцировало интерес молодых британских мусульман к экстремистским идеям.
Кэмерон, однако, провел четкую грань между исламской религией и идеологией исламского экстремизма. «Если мы хотим преодолеть эту угрозу (доморощенный исламский экстремизм), то я думаю, пора перевернуть страницу с провалившимися методами прошлого», - заявил британский премьер на конференции.
Провальной политику мультикультурализма признал и экс-президент Франции Николя Саркози: «Да, это провал. Правда заключается в том, что во всех наших демократиях слишком пекутся об идентичности тех, кто прибывает, и слишком мало - об идентичности принимающей стороны. Общество, в котором общины сосуществуют рядом друг с другом, нам не нужно. Если кто-то приезжает во Францию, то он должен влиться в единое сообщество, являющееся национальным. Если кто-то с этим не согласен, пусть не приезжает во Францию. Наши соотечественники, исповедующие ислам, должны иметь возможность жить и практиковать религию, как и все другие наши сограждане, принадлежащие к другим конфессиям, «но речь должна идти лишь о французском исламе, а не исламе во Франции».
Политики, очевидно, отражают настроение общества. Казалось бы, вывод очевиден: если практиковавшие политику и идею мультикультурализма страны так яро его критикуют, говорят о его провале, то, очевидно, что мультикультурализм - несбыточная мечта романтиков.
Но как бы не так - мультикультурализм, как уже отмечалось выше, бывает разным и его западная версия не сработала потому же, почему не сработала бы любая другая политика.
Дело в том, что в последние годы Запад пытается решить проблему крупнейшего со времен Второй мировой войны миграционного кризиса. Количество беженцев растет просто неестественно быстро. И в условиях кризиса, никакой лидер не стал бы толкать речи о мультикультурализме в стране, где общественное мнение настолько однозначно. С другой стороны, где гарантия того, что в условиях кризиса сработала, не провалилась бы любая другая политика? Последовали ли какие-то конкретные шаги по преодолению мультикультурализма в этих странах? Нет!
И это дает основание полагать, что речи политиков столь высокого ранга скорее рассчитаны на внутреннюю публику. Да и публика эта неоднородна: часть из них продолжает показывать торжество европейского мышления, принимает наплыв беженцев с аплодисментами в местах их прибытия, демонстрируя тем самым свою поддержку. Другие кактегорично выступают против засилья мигрантов, требуя незамедлительного их выдворения.
Де-факто мультикультурализм почти неизбежно является лучшим среди альтернативных вариантов политики для Запада. Как минимум потому, что точка невозврата уже пройдена, а альтернативы нет.
Что предлагают критики мультикультурализма? Они могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности. Но ни один из этих вариантов нереализуем, по крайней мере, без применения насилия. И даже если допустить применение жестких мер, процессы культурно-социальной интеграции, ассимиляции все равно не сработают в короткий срок. Такова их природа - необходимо как минимум три поколения, чтобы говорить о каких бы то ни было результатах этих политических шагов. Экспериментировать сегодня Запад себе позволить не может.
Если на Западе мультикультурализм является неизбежной необходимостью, то в Азербайджане мультикультурализм не необходимость и не вынужденное явление, а естественное положение дел. Являясь одним из аспектов толерантности, мультикультурализм не имеет никакого постулата или идеи, которая являлась бы толчком для возникновения конфронтации.
В отличие от западного мультикультурализма, азербайджанская модель имеет дело не с кардинально разными, непривыкшими друг к другу социальными группами, а с группами, которые уже сосуществуют по принципам мультикультурного общества по умолчанию.
Расположенный с географической точки зрения на границе Европы и Азии Азербайджан в историческом прошлом закрепился на пересечении различных цивилизаций: Ахеменидско-Сасанидской, Римско-Византийской, Скифско-Хазарской, Тюркско-Огузской. Выгодное географическое расположение и богатая природа этого края еще в древности стала причиной превращения данной территории в густонаселенную область.
С тех самых времен и по сей день Азербайджан выделяется в истории в качестве страны, отличающейся высоким уровнем толерантности. Этот удивительный край является родиной зороастризма, колыбелью христианства на Кавказе, местом широкого распространения ислама, территорией мирного совместного проживания различных этносов, взаимовыгодного симбиоза разнообразных культур. Как свидетельствуют исторические источники, этнический состав Азербайджана постоянно расширялся.
Сегодня наша страна выделяется своей этнической палитрой. Здесь, наравне с азербайджанскими тюрками, проживают такие этнические группы, как горские евреи, курды, талыши, таты, ингилойцы, цахуры, авары, лезгины, хыналыги, будуги, крызы… И что неудивительно, представители всех вышеперечисленных этнических групп считают себя азербайджанцами. Одновременно они сохранили элементы специфической культуры, отображающейся в национальном быту, творчестве, кухне и различных обрядах этих народов.
Именно поэтому наша страна, как отметил государственный советник Азербайджанской Республики по межнациональным вопросам, вопросам мультикультурализма и религии академик Кямал Абдуллаев, «сегодня своей политикой мультикультурализма и достигнутыми в этой области успехами Азербайджан является примером для многих стран мира, в том числе для исторически известных своим богатым опытом стран Запада. Можно решительно констатировать, что азербайджанский мультикультурализм стал одним из основных черт политического облика нашей страны».
И, как логическое следствие наличия реального опыта успешной реализации мультикультурализма, Министерство образования Азербайджана утвердило такие предметы как «Введение в мультикультурализм», а также «Азербайджанский мультикультурализм», которые в 2015-2016 учебном году успешно преподаются в 11 вузах Болгарии, Грузии, России, Литве, Чехии, Италии, Беларуси, Португалии, Украины, Швейцарии и Турции.
Мультикультурализм означает взаимную адаптацию разных категорий населения, создание более комфортных условий для меньшинств, а значит - повышение их социальной мобильности и укрепление общегражданской лояльности. Более того, для некоторых комментаторов мультикультурализм выглядит как политика мягкой ассимиляции. Но не следует забывать, что хорошие идеи, пройдя сквозь политическую призму, всегда рискуют в одночасье превратиться в пустую риторику.
Эльнур МАМЕДЛИ,
магистрант Академии государственного управления при Президенте Азербайджана
banner

Советуем почитать