• пятница, 29 Марта, 00:03
  • Baku Баку 7°C

Клекочущие орлы vs ИГ

29 января 2016 | 12:10
Клекочущие орлы vs ИГ

ВЗГЛЯД
Война в Сирии продолжает разрастаться, втягивая все новых участников теперь уже в наземную войну. Если ранее в боевых действиях были задействованы только подразделения, верные Асаду, поддерживающие оппозицию, курдские ополченцы и боевики ИГ, то в последние месяцы все больше появляется информации об участии в отдельных операциях подразделений российского спецназа. Недавно же стало известно, что американцы также намерены включиться в проведение наземных операций.
О том, как будет выглядеть это участие и к чему оно приведет в интервью газете «Каспiй» рассказал главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда содействия прогрессу Алексей Синицын.
- Недавно было объявлено, что коалиция во главе с США задействует сухопутные войска в Сирии и Ираке для борьбы с ИГ. Чем вызвано данное решение, тем более, что ранее американцы были против сухопутной операции?
- Но почему вы все-таки решили, что американцы готовят масштабную наземную операцию? Примером таковой можно считать знаменитую «Бурю в пустыне» по освобождению Кувейта, территория которого раз в 10 уступает тому пространству, что сейчас ИГ контролирует в Ираке и Сирии. В ней против армии Саддама участвовало 600 тыс. военнослужащих, из которых 400 тыс. были американцами. Но сейчас эксперты и те, кто себя ими позиционируют, делают выводы о проведении американцами наземной операции, исходя из статьи в Politico главы Пентагона Эштона Картера «Ash Carter: It’s Time to Accelerate the ISIL Fight» («Эш Картер: Пора форсировать борьбу с ИГИЛ») и его выступлений по ТВ.
В последнем интервью телеканалу CNBC Эштон Картер говорил только о «boots on the ground» - «ботинках на земле». Но сколько пар ног в американских ботинках окажется на территории Ирака вблизи Мосула - мистер Картер тогда не уточнил. Однако в своих откровениях ресурсу Politico он поведал о 1800 бойцах элитной 101-й дивизии американских ВДВ, которые могут быть направлены в Ирак.
Один этот факт дает нам возможность представить план действий американских десантников. 101-я дивизия является одной из самых «харизматичных» в армии США, ее боевые возможности изучены вдоль и поперек. Не утомляя читателя цифрами и терминами, замечу, что 1800 человек - это батальонная тактическая группа, способная, как считает американское командование, маневрируя на вертолетах, создавать в оперативно-стратегической глубине противника «подвижные» очаги (районы) активных боевых действий.
Боевой девиз «клекочущих орлов», как называют парней из 101-й дивизии, «Rendezvous With Destiny» - «Встреча с судьбой». Но встретиться с нею в лице игиловцев американские десантники смогут только под Мосулом, во взаимодействии с иракской армией и курдской пешмерга, которая пока вовсе не стремится штурмовать эту иракскую «столицу» ИГ. Освобождать от ИГ всю территорию Ирака и, тем более, Сирии - американцы просто не способны. Впрочем, Эштон Картер на это никогда и не претендовал.
- Как известно, США меняют стратегию по борьбе с ИГ. Теперь американцы намерены отсечь внешнюю поддержку ИГ путем оказания давления на Турцию с целью закрытия турецкой границы с Сирией. Получится ли этот вариант у американцев?
- Всем известная американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor на своем сайте бывает иногда поразительно словоохотлива: «Начатая наземная операция Анкары могла бы нанести удар по ИГ. Но многие эксперты и политики отмечают, что ключевой приоритет Турции - курды». Но курды - также приоритет для США, а сейчас и России в борьбе с ИГ. Тем более что в боевых порядках курдских «Сирийских демократических сил» (SDF) сражаются арабские военные из Сирийской Свободной Армии, христиане-ассирийцы и даже сирийские туркманы из «Бригады султана Селима».
Все они получают огневую поддержку с воздуха, и значительный арсенал оружия со стороны обеих коалиций. Сегодня все мировые СМИ оживленно обсуждают возможное открытие военных баз на территориях, контролируемых сирийскими курдами. Американской - в сельскохозяйственном аэропорту местечка Римелан, в восточной Хасаке, а российской - в аэропорту города Камышлы. И официальный представитель Центрального командования ВС США (CENTCOM) полковник ВВС Патрик Райдер, и официальный представитель российского оборонного ведомства генерал Игорь Конашенков, яростно отрицают возможность развертывания подобных баз. Аргументация у них схожая - мол, нашей авиации и без новых площадок есть откуда наносить удары. Встречный вопрос - а ударным вертолетам аэродромы не нужны? Без них наступление на Эр-Ракку, сирийскую «столицу халифата», обещает затянуться.
Террористы сейчас почти отрезаны от турецкой границы. Армия Асада фактически вышла к ней в Латакии, а в зоне ответственности курдских сил между ними и турецкой территорией остался только городок Джераблус, который еще контролируется радикалами. Правда, все чаще появляется информация, что террористы без боя сдали его турецкому спецназу. Однако это отнюдь не означает турецкого продвижения вглубь Сирии, как утверждают, например, агентство Hawar News или канадский аналитический центр GlobalResearch.
США категорически против вхождения турецких войск в Сирию, за которым открывается перспектива совершенно непредсказуемой войны с курдами, сейчас столь успешно противостоящих террористам из ИГ. Еще в конце осени из греческих и израильских источников приходила информация, что части 1-й турецкой армии из Восточной Фракии перебрасываются к сирийской границе. Но именно, чтобы предотвратить это наступление, в Анкару приезжали председатель Объединенного комитета начальников штабов США Джозеф Данфорд и вице-президент Джо Байден, который отказался признать боевые организации курдов - террористическими. А теперь, вот, и Евросоюз категорически потребовал остановить столкновения турецких ВС с курдами из РПК. В этих условиях Анкаре, видимо, придется принять весьма настойчивое американское предложение о закрытии границы.
- На днях в западной прессе была опубликована информация о том, что, якобы, президент Путин просил Башара Асада добровольно уйти в отставку. Правда, Кремль вскоре это сообщение опроверг. Тем не менее, уйдет ли Асад в ближайшее время или все-таки в марте 2017 года?
- Если опровержение об отставке Башара Асада делается на уровне пресс-секретаря российского президента, то, значит, его сирийский коллега может спокойно продолжать работать. С какой целью Москве педалировать отставку Асада? Без него и его гарантий, данных Кремлю по целому ряду военно-политических позиций, пребывания российских ВКС в Сирии становится бессмысленным.
«Успехов российской авиации оказалось достаточно, чтобы полностью исключить вероятность отстранения Асада от власти», - это утверждают не те, кого привычно называют кремлевскими пропагандистами, а влиятельная The Washington Post. Очевидно, что такая позиция без лишнего шума принимается Белым домом, для которого вынужденный уход сирийского президента с политической сцены является, скорее, делом личного престижа, чем главным условием внутрисирийского урегулирования. Но так, как до его реальных результатов еще очень далеко, можно оставить решение судьбы Асада будущей администрации. Асад останется у власти до марта 2017 года, но я вовсе не уверен, что он лишится ее после этого временного рубежа.
- Каков ваш прогноз по развитию ситуации в Сирии на фоне успехов правительственных войск, создания третьей коалиции и обострения отношений между Саудовской Аравией и Ираном и переговорах по будущему Сирии, которые должны начаться 29 января?
- Исламской коалиции, созданной в Эр-Рияде, места в Сирии нет, там и так становится слишком тесно от вооруженных игроков. Военная составляющая саудовского альянса не сформировалась и, кажется, уже благополучно забыта. Обострение отношений между Ираном и Саудовской Аравией в сирийском контексте существует лишь на эмоционально-вербальном уровне. Их протеже - ливанская «Хизбалла» или, к примеру, просаудовская «Джабхат ан-Нусра» - продолжают также ожесточенно сражаться друг с другом. Пределы ненависти давно достигнуты. Более того, уже сам Джон Керри заявляет, что «усилия по установлению мира в Сирии не должны страдать от спора между Саудовской Аравией и Ираном».
Однако влияние Эр-Рияда и его союзников еще долго будут чувствоваться в сирийском переговорном процессе, начало которого можно затянуть, но не избежать. В арабской и израильской прессе муссируются слухи о том, что США и Россия якобы согласовали кандидатуру премьер-министра переходного правительства, на плечи которого лягут все тяготы по созданию новой конституции, проведению реформ и даже национальному примирению. Если это так, то таким премьером видится только координатор Верховного комитета сирийской оппозиции Рияд Хиджаб. Он - суннит, интеллектуал, уже возглавлял правительство Сирии при самом Башаре Асаде, но в 2012 году покинул страну и перешел в оппозицию. Однако против него плетут козни саудиты, их сирийская креатура и региональные союзники Эр-Рияда.
Но чего добьются они и даже та часть вооруженной оппозиции, которая может принять участие в мирных переговорах, если будут их всячески затягивать? Сейчас становится очевидным, что стратегическая инициатива перешла на сторону правительственной армии. Это, может быть, и не радует Вашингтон, но и там многие признают, что с каждым днем позиция официального Дамаска выглядит все более прочной. Поэтому мне трудно не согласиться с военным аналитиком Вашингтонского института ближневосточной политики Джеффем Уайтом: «Даже если переговоры все-таки состоятся, трудно представить, как они могут привести к осмысленному решению, если баланс сил на фронте и дипломатической арене изменился решающим образом в пользу Асада и его союзников».
Поэтому сирийской оппозиции необходимо торопиться с переговорами, если она действительно стремится принять посильное участие в разрешении кризиса, а не оставаться сообществом «непримиримых эмигрантов».
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать