• пятница, 29 Марта, 10:13
  • Baku Баку 5°C

Все для фермера

28 января 2016 | 15:45
Все для фермера

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Министр экономики Шахин Мустафаев сделал некоторые заявления по поводу кредитования предпринимателей в рамках годовой деятельности Государственного фонда поддержки предпринимательства, действующего при Министерстве экономического развития. Поводом для этого стала прошедшая во вторник конференция, посвященная итогам второго года реализации Государственной программы социально-экономического развития регионов на 2014 – 2018 гг.
Руководитель экономического блока сообщил собравшимся, что в прошлом году фермеры в регионах страны получили 53 млн манатов беззалоговых льготных кредитов через 32 небанковские кредитные организации (НБКО). Со его слов, в рамках инвестиционных проектов в аграрном секторе 5,1 тыс предпринимателей получили 213 млн манатов. В целом же по линии льготного кредитования за последние годы открылось 43 птицеводческих комплекса, 25 животноводческих комплексов, 39 хозяйств интенсивного садоводства, 53 логистических центра, 22 зерновых амбара, различные предприятия по переработке фруктов, овощей, молока и мяса, сообщает чиновник. Кроме этого, заработали 28 заводов по производству хлеба, 46 тепличных комплекса и прочие предприятия, позволившие нам обеспечить рост экспортного потенциала, снизить зависимость от импорта и укрепить продовольственную безопасность.
Усиленная государственная поддержка
Из выступления чиновника также выяснилось, что в девятнадцати районах страны завершилась организация фермерских зерновых хозяйств на площади 40 тыс га производительностью 58-60 центнеров с гектара. Как отметил Мустафаев, для усиления финансовой поддержки частного сектора Национальный фонд поддержки предпринимательства в 2015 году выдал 5 243 предпринимателям льготные кредиты на сумму 248,5 миллиона манатов, которые позволят создать до 12,6 тысяч новых рабочих мест.
«В целом в прошлом году было создано 110 тысяч новых рабочих мест, из которых 84 тысячи являются постоянными. В то же время по различным причинам были закрыты 40 тысяч рабочих мест. В последующие годы будут проведены работы по развитию традиционных производственных сфер, в том числе хлопководства, табаководства, а также ковроткачества и других», - сообщил глава ведомства.
В целом отчетность по кредитованию в рамках НФПП на конец этого года пока не составлена, но имеются данные позапрошлого года, вызывающая вопросы экспертов к эффективности вложенных средств. Как посетовал корреспонденту газеты «Каспiй» эксперт-экономист Азер Мехтиев, малому и среднему предпринимательству кредитование этой организации помогает мало, потому что до 80% получателей льготных кредитов по линии фонда - крупные компании, холдинги и субъекты предпринимательства, непосредственно с ними связанные.
«То, что льготные кредиты получают крупные компании, можно заключить из официальной отчетности, размещенной в общем доступе на сайте фонда», - сказал нам А.Мехтиев». Сама процедура получения льготного бизнес-кредита сложна и ступенчата, для этого предприниматель должен представить бизнес-план в коммерческий банк, последний отправляет его на рассмотрение фонда, за которым остается последнее слово. По словам экономиста, наивно надеяться на получение льготного кредита «случайной» компании, ведь причины отказа могут быть любые.
Эксперт: Для чего мы это делаем?
Похожее мнение высказал газете «Каспiй» специалист в сфере сельского хозяйства Вахид Магеррамов, считающий, что ключевой целью финансовой поддержки предпринимателей по линии государственного фонда должна быть эффективность. По данным нашего собеседника, в стране насчитывается 870 тысяч владельцев сельскохозяйственных земель, а с учетом членов их семей количество потенциальных фермеров достигает четырех миллионов.
«На этом фоне статистика НФПП о кредитовании чуть более 5 тыс предпринимателей мизерна и не гарантирует достаточной эффективности, - считает В. Магеррамов, обращая внимание на средние процентные ставки кредитования сельского хозяйства по стране. – Если обратиться к официальной отчетности правительства о кредитования сельского хозяйства на уровне, в среднем, 28% годовых, допуская при этом, что верхний предел процентных ставок по кредитам поднимается до 30 – 36%, такие условия не способствуют использованию кредитов по назначению - в сельском хозяйстве. Надо понимать, что бизнес не может работать на кредитные организации, а условия банков сильно снижают его рентабельность. Чтобы повысить эффективность заемщики находят иное применение кредитам, скажем, пускают эти средства в торговлю. И тут возникает вопрос: для чего это делается?». По мнению эксперта, такого рода моменты требуют внимания к отдаче, потому что целью бурной деятельности НФПП является не сам процесс выделения миллионов на финансирование проектов, а реальная польза от государственных инвестиций в местный агропром.
Отдача должна быть целью
Итак, очевидность подхода к деятельности фонда с точки зрения эффективности уходит в плоскость цифр и фактов. На взгляд нашего собеседника, вопросом эффективности вложенных средств должны заниматься профильные ведомства, в частности, Счетная палата. «Экспертный подход не может строиться на домыслах, а забота об отдаче от вложенных по линии фонда государственных средств имеет непосредственное отношение к структуре независимого государственного финансового аудита. Оценкой эффективности распоряжения государственными ресурсами занимается Счетная палата, - напомнил нам собеседник, - и такого рода вопросы решаются на уровне этого ведомства».
Не углубляясь в финансовые дебри оценки эффективности вложенных средств, эксперт обращает внимание на растущие показатели импорта продовольственной продукции. «Несмотря на государственные дотации, статистика указывает на рост импорта по таким позициям как молоко и молочная продукция, мясо, картофель, пшеница и многое прочее, -указал В. Магеррамов. – Мы выделяем средства на развитие агропрома и это хорошо, но возникает вопрос: почему на этом фоне увеличиваются объемы импорта сельхозпродукции? Ведь результатом масштабных инвестиций в сельское хозяйство должен быть рост производительности, а если производим, то где результат? Почему показатели ввоза продовольствия проявляют среднегодовой показатель роста на уровне порядка 20%, тогда как ежегодный прирост населения не превышает 1,3%? Несмотря на двойную статистику и то, что данные Госкомстатистики и Государственного таможенного комитета существуют в параллельных измерениях, объемы ввоза в стоимостном выражении в отчетах таможни показали существенный рост. Отсюда можно заключить о повышении физического веса ввозимой продукции, ведь мировые цены на продовольствие по итогам прошлого года проявили заметный спад».
О чем говорит статистика?
Так, импорт пшеницы к октябрю прошлого года составил $224 млн. 792, 72 тыс. Для сравнения, годом раньше Азербайджан ввез ее на $172 млн. 483,98 тыс. В целом же, ввоз зерновых увеличился на 40%. Несмотря на то, что овощеводство считается быстроразвивающейся отраслью, таможня информирует о значительном увеличении объемов ввоза. Так, на октябрь этого года было импортировано овощей и фруктов на $42 млн 793,5 тыс., что превышает показатель октября позапрошлого года - $17 млн 914,61 тыс. При этом экспорт в отчетный период даже понизился со $168 млн 269 тыс. до $162 млн 440 т. Сравнительная таможенная статистика говорит о двукратном снижении за прошедший год экспорта чая с $22 млн. 421,79 тыс. до $12 млн. 489,51 тыс. Данных по импорту чая в таможенной статистике не замечено. Экспорт масел растительного и животного происхождения просел с 146 млн. 714,43 тыс. до 113 млн. 931,77 тыс. Похожая ситуация прослеживается с вывозом сахара - в денежном эквиваленте показатели упали с $172 млн. 589,7 тыс. в октябре позапрошлого года до $168 млн. 831,7 тыс. годом позже.
Сводки таможни свидетельствуют о дефицитном балансе по ряду продукции. Для сравнения, в позапрошлом году мы импортировали мяса на $14 млн. 467,46 тыс; молока - $4 млн. 852,66 тыс., сливочного масла на $19 млн. 715,79 тыс; овощей и фруктов 17 млн. 914,61 тыс. Как уже говорилось, показатели ввоза пшеницы составляли $ 172 млн. 483,98 тыс; масел и жиров $67 млн. 968,5 тыс.; сахара $144 млн. 887,24 тыс.
Статистика прошлого года по этим позициям выглядит следующим образом: мясо $12 млн. 912,09 тыс; молоко $4 млн. 263,77 тыс; сливочное масло $16 млн. 72,62 тыс; овощи-фрукты $42 млн. 793,5 тыс; пшеница $224 млн. 792,72 тыс; масло и жиры $63 млн. 63,7 тыс. Сахара в этом году ввезли меньше, чем в прошлом, на $89 млн. 714,23 тыс. В этом данные таможни и статистического ведомства, заявляющего о росте внутреннего производства, гармонируют. При этом средние цены на сельхозпродукцию на 19% ниже, чем годом раньше. Так, стоимость зерна на мировом рынке просела на 15,4%; растительного масла - 19%, молочная продукция упала в цене на 28,5%, мясо - 15,1%, а сахар на 21%.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать