• четверг, 18 Апреля, 16:55
  • Baku Баку 22°C

В сердце «Большой Евразии»

27 января 2016 | 12:43
В сердце «Большой Евразии»

ЭКСКЛЮЗИВ
Тренд на сближение тюркоязычных государств существовал с начала 1990-х годов, и постепенно приобретал системный характер. С годами связи между обретшими независимость бывшими советскими республиками и Турцией постоянно укреплялись, постепенно подведя тюркоязычные страны к необходимости институционализации своих взаимоотношений.
Первыми сближаться начали парламенты, создав уже в 1998 году Парламентскую Ассамблею тюркоязычных стран (ТюркПА). Далее, в 2009 году, был создан Совет сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ). Созданные позже такие структуры, как Тürksoy и Тюркская академия, только упрочили ранее заложенный фундамент тюркской интеграции и расширили сотрудничество между тюркоязычными государствами со сферы политики и экономики на гуманитарные сферы.
О феномене тюркской интеграции, достижениях и перспективах, а также о роли в этом процессе Тюркской академии в эксклюзивном интервью газете «Каспiй» рассказал президент Международной Тюркской академии Дархан Кыдырали.
- Насколько востребован в мире тренд на интеграцию тюркоязычных народов?
- Прежде всего, надо говорить именно об интеграции народов. Ведь в современном мире существует много видов интеграции. Что касается тюркоязычных народов, то здесь мы видим два параллельных процесса. С одной стороны, родственные народы с общими корнями, общей историей и культурой, после нескольких десятилетий восстанавливают свои вековые связи, открывают для себя свое общее прошлое и задумываются о своем общем будущем. Что может быть более естественным?
С другой стороны, большинство тюркоязычных стран являются соседями, что само по себе - серьезный фактор, объективно подталкивающий и к экономическому и иному взаимодействию, к обмену, как товарами, так и идеями.
Если выйти на более высокий уровень обобщения, можно сказать, что интеграционные тренды наблюдаются сегодня во всем мире, и тюркоязычное пространство не исключение. Более того, уже вошло в оборот такое понятие как «интеграция интеграций» - иначе говоря, речь идет о взаимодействии между большими интеграционными блоками, о взаимной координации больших интеграционных проектов, которые таким образом выходят с регионального уровня на континентальный и глобальный.
Яркими примерами могут служить российско-китайское соглашение о сопряжении проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), а также инициатива президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, озвученная недавно с трибуны Генассамблеи ООН касательно возможности реализации континентального мега-проекта «Большой Евразии», объединяющего ЕАЭС, ЭПШП и ЕС.
Именно в таком контексте тренд на интеграцию тюркоязычных государств обретает жизнеспособность и актуальность. Тюркский мир, расположенный в самом сердце «Большой Евразии», может и должен стать ее скрепляющим каркасом, мостом - в первую очередь, между Европой и Китаем, Россией и Индией.
Если посмотреть вглубь прошлых веков, тюркоязычные народы на протяжении всей своей истории выполняли именно эту миссию - соединять континенты и цивилизации, но при этом, не ограничиваясь ролью посредников, вносить и свой неповторимый вклад в мировую цивилизацию, задавать собственный импульс ее развитию.
В данном контексте можно вспомнить о культурно-историческом феномене тюркского гуманизма, воплощенного в творчестве ряда средневековых ученых, мыслителей и литераторов Тюркского мира, и объединяющего духовные ценности ислама с богатым культурным наследием братских народов, а также с достижениями передовой науки своего времени.
Именно этот феномен, рожденный на стыке религии, культуры и науки, сделал возможным тот прорыв во всех областях развития человеческого общества, который продемонстрировал Тюркский мир на пике своего подъема.
Сейчас история повторяется на новом витке спирали. Одним из главных проявлений данной тенденции можно считать заинтересованность и активное участие тюркоязычных стран в континентальном проекте Шелкового пути, на котором расположены все без исключения тюркоязычные государства.
Как в свое время сказал Президент Азербайджана И.Алиев с трибуны III саммита Тюркского совета: «…Тюркский мир сегодня усиливается. Он охватывает большой географический ареал, сотрудничество между нашими народами должно усиливаться. Наши народы имеют давние связи, мы вместе жили, были опорой друг для друга. Сегодня же в качестве независимых государств мы вместе по многим вопросам и должны быть вместе».
- Насколько эффективны уже предпринятые шаги в этом направлении (создание ССТГ, ТюркПА, Тюркской академии и т.д.)?
- Любая интеграция - это в первую очередь институты, бюрократия, свод законов и правил, мероприятия, направленные на практическую реализацию решений первых лиц и ведомств. Интеграция - это не только «притирка» стран друг к другу, но и выстраивание прочных отношений на долгосрочную перспективу, с опорой на точные расчеты касательно того, чего мы хотим достичь в результате сближения в течение 5, 10, 50 лет и более. Интеграция - это выработка ответа на общие проблемы наших стран, реакция на тренды и запросы времени.
Мы видим, как тюркоязычные страны, принимая решение о создании таких институтов, как Тюркский совет, Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран, ТЮРКСОЙ, Тюркская академия (TWESCO), заложили прочный фундамент сближения через институционализацию отношений друг с другом. Если посмотреть на все международные организации, отвечающие за интеграцию тюркоязычных стран, глазами нынешними, находясь в 2016 году, то можно увидеть, как развивались сами эти государства в течение 25 лет, и в какой последовательности определялись приоритеты.
С обретением независимости у постсоветских тюркоязычных стран возник сильный запрос на возрождение исконных культур, традиций, ценностей, которые помогли бы человеку ориентироваться в новом мире. Следует не забывать, что эти страны с самого начала своего существования в качестве независимых государств старались максимально влиться в международные структуры - например, став полноправными членами ООН.
Запрос на создание Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран появился в конце 1990-х годов, после того как государственные институты в наших странах прошли определенный путь становления, и их деятельность начала приобретать, в хорошем смысле этого слова, рутинный характер. В итоге, в 1998 году была создана ТюркПА.
С начала 2000-х годов мы видим, как тюркоязычные страны уже полностью формируются в качестве политических систем с определенным внешнеполитическим курсом, с выстроенными прочными отношениями со многими государствами мира, с международными организациями. Каждая из тюркоязычных стран четко видела свою роль и место в мире. Можно сказать, что идея создания Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) витала в воздухе.
В 2006 году в турецком городе Анталье, на курултае глав тюркоязычных государств президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым была впервые выдвинута инициатива о создании Тюркского совета, в частности, об открытии его постоянного органа - Секретариата.
Как известно, впоследствии, в 2009 году в азербайджанском городе Нахчыване главами наших государств было принято практическое решение о создании данной структуры. Это означало, что лидеры тюркоязычных стран готовы на регулярной основе встречаться друг с другом, обсуждать общие проблемы на самом высоком уровне и искать совместные пути их решения.
Еще через год была создана Тюркская академия, которая получила статус международной организации в 2014 году. Сам факт создания нашей академии говорит о том, насколько важным и необходимым стало развивать научные и образовательные связи в условиях современного мира.
Сегодня важным условием процветания каждого из государств является его вклад в развитие научных связей, интеграция в мировое научное сообщество, производство актуальной и конкурентоспособной научной продукции. Упор на интеллектуальный труд и вложения в качественное образование сам по себе уже показывает, насколько серьезно тюркоязычные страны подходят к интеграции.
Мы видим, как наши культурные связи постепенно привели к взаимодействию государственных институтов, трансформируясь во взаимодействие тюркоязычных стран на уровне глав государств, что и привело в результате к созданию Международной Тюркской академии, работа которой переводит сближение тюркоязычных стран на новые рельсы, длина которых нескончаема, как сам путь научного познания.
- Каковы перспективы тюркской интеграции по линии Тюркской академии?
- Наша организация отвечает за один, но весьма важный аспект этого процесса - мы называем его научной интеграцией Тюркского мира. Это означает укрепление научных связей, формирование общего образовательного и, в целом, интеллектуального пространства тюркоязычных стран. В этих целях мы проводим самостоятельные научные исследования, финансируем научно-исследовательские проекты в Тюркском мире и Евразии, проводим научные мероприятия.
Благодаря деятельности Академии историки, археологи, социологи, культурологи, экономисты и специалисты в других научных областях не только обмениваются идеями, результатами исследования и репликами на конференциях, но и создают некое академическое сообщество. Для нас главное, чтобы ученые и менеджеры, курирующие науку и образование тюркоязычных стран, знали друг о друге, сотрудничали на институциональной основе, обменивались опытом и знанием, ездили друг к другу, писали вместе статьи и книги, цитировали работы. В науке чрезвычайно важны знакомства, обмен идеями, различные взгляды и интерпретации. Только так каждая из стран может обогатить свою науку, свой интеллектуальный и символический капитал.
Так, летом прошлого года нами был создан Союз национальных академий наук Тюркского мира (СНАНТМ), решение о создании которого было принято в конце ноября 2014 года на 3-м заседании министров образования тюркоязычных стран в Баку. На академию возложены функции секретариата СНАНТМ.
Кроме того, академия подписала более 30 меморандумов о сотрудничестве с научно-исследовательскими и образовательными организациями тюркоязычных стран. В частности, мы тесно работаем с институтами литературы и истории тюркоязычных стран и регионов, национальными библиотеками, ведущими вузами Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Турции, а также Татарстана и Башкортостана.
При этом мы не ограничиваемся сотрудничеством только с тюркоязычными странами. Не пытаемся изолироваться и строить нечто обособленное. Надо понимать, что в мире существуют более «продвинутые» центры научного знания, которые транслируют свои идеи, теории и парадигмы по всему миру. Мы хотим, чтобы ученые Тюркского мира достойно представляли свои страны в международном академическом сообществе, говорили на общем понятийном языке, делились оригинальными и интересными исследованиями, разработками.
Исходя из этого, мы стремимся тесно работать с НИИ и вузами России, США, Европы, Китая, Японии, Южной Кореи и т.д. Эти страны с точки зрения изучения истории, культуры, традиций и языков тюркоязычных стран известны своими фундаментальными трудами, выдающимися учеными, крупными библиотеками с редкими книгами и т.д. Например, мы помним о том, какой большой вклад внесли ученые России в развитие тюркологии. Мы подписали меморандумы о сотрудничестве с Российским этнографическим музеем, Институтом востоковедения РАН, Российским государственным гуманитарным университетом, Казанским федеральным университетом, Уфимским научным центром РАН и т.д.
Одним словом, Тюркская академия всегда открыта для сотрудничества с научно-образовательными организациями стран всего мира. Так, в наступившем 2016 году, в честь 90-летия Бакинского тюркологического конгресса мы планируем провести в Астане «Форум гуманитарных наук», благодаря которому мы соберем за одним столом ведущих ученых из России, США, Японии, Кореи, Узбекистана, Венгрии, Монголии и т.д.
Мы также планируем принять участие в юбилейных мероприятиях, посвященных 90-летию Бакинского конгресса. В свое время это стало событием, сыгравшим большую роль в истории мировой тюркологии. В нем приняли участие В.Бартольд, А.Самойлович и ряд других выдающихся тюркологов. Это событие дало мощный импульс развитию тюркологии в СССР. И сегодня одна из наших стратегически важных задач - возродить фундаментальную тюркологию как науку на стыке ряда дисциплин, применяя новые методы исследований, но при этом, не отрываясь от основ классической тюркологии, заложенных в свое время российскими и западными учеными.
Более того, я хотел бы сказать несколько слов о проблематике более широкого плана - о необходимости возрождения не только тюркологии, но востоковедения в целом.
Кстати, именно на данном направлении для нас особенно актуально сотрудничество именно с российскими коллегами. Надо признать, что еще в царской России в свое время сформировалась школа востоковедения, научный уровень которой по сей день остается для нас своего рода эталоном. Так, например, научный уровень трудов В.Бартольда, написанных еще 100 лет назад, по сей день не достигнут нами. По объективным причинам эта научная школа большую часть своего внимания уделяла тюркоязычным народам, их языкам, истории и культуре. Мы, тюркоязычные народы XXI века, в этом смысле являемся ее должниками.
Позже, в советский период, накопленная база знаний была востребована уже советской тюркологией и востоковедением, чьи традиции по сей день продолжают ученые братских стран. Истинная наука не признает национальных и государственных границ - так было, есть и будет всегда. Мы и сейчас поддерживаем постоянную связь с крупнейшими российскими тюркологами и востоковедами - с такими известными специалистами как Д.Насилов, Д.Васильев, А.Дыбо, Н.Широбокова и многими другими.
Я говорю о востоковедении в связи с тем, что роль Азии в XXI веке стремительно возрастает - не случайно говорят, что солнце восходит на Востоке. И не случайно глава казахстанского государства, выступая на 70-й сессии Генассамблеи ООН, внес предложение о переносе штаб-квартиры ООН в Азию.
- Как вы считаете, может ли охлаждение отношений между Россией и Турцией поставить Астану и Бишкек на грань выбора между ССТГ и ЕАЭС? Какой выбор сделает Казахстан в такой ситуации?
- Прежде всего, мы - научная организация. В силу этого мы занимаемся не геополитикой, а непреходящими ценностями, которыми богата история и культура тюркоязычных народов. Как сказал в свое время основатель современного азербайджанского государства Гейдар Алиев: «Человек должен жить для духовного блага. Тот, кто оберегает свою духовность, будет жить вечно». И он же: «Народ, обладающий высокой культурой, всегда будет идти вперед, будет жить и развиваться».
Иначе говоря, геоэкономические и геополитические тренды - недолговечны, они быстро меняются. Но есть вещи, которые остаются неизменными на протяжении веков. Таков, например, многовековой симбиоз тюркских и славянских народов на бескрайних просторах Евразии, о котором в свое время писал такой выдающийся ученый как Л.Н.Гумилев, чьим именем назван Национальный университет в Астане.
У цивилизаций и народов более долгий срок жизни, чем у экономических проектов и политических альянсов. Поэтому главное остается, а второстепенное рано или поздно отходит на второй план. Поэтому мы смотрим в будущее с оптимизмом.
Уверен, что Казахстан будет продолжать развитие своих отношений как с Россией, так и с Турцией в экономической, научной и гуманитарной сферах.
Мы считаем, что родство корней, языка и истории с одной стороны, и сотрудничество между соседями на основе общих экономических интересов с другой стороны, ничуть не противоречат друг другу.
Тут уместно вспомнить, что казахстанский лидер Н.А.Назарбаев на предыдущем IV саммите ССТГ в Бодруме четко заявил, что не видит никакого противоречия между этими двумя направлениями движения наших стран.
Наконец, не следует забывать и о том, что в составе Российского государства проживают многочисленные тюркоязычные народы. И не случайно президент Российской Федерации В.В.Путин на своей недавней пресс-конференции заявил, что сотрудничество между Россией и Тюркским миром будет продолжаться.
- Как бы вы оценили сотрудничество по линии Тюркской академии между Казахстаном и Азербайджаном?
- Начнем с того, что Тюркская академия, образно выражаясь, родилась в Азербайджане: решение о ее создании было принято на азербайджанской земле, на родине строителя вашего государства Гейдара Алиева - в Нахчыване, в 2009 году. Баку и Астана уделяют большое внимание двусторонним и многосторонним научно-образовательным связям. Академия осуществляет эти намерения двух стран в форме конкретных мероприятий и проектов. Тюркская академия подотчетна государствам-учредителям, включая Азербайджан, и постоянно информирует их о проделанной работе.
Кроме того, каждый Саммит лидеров тюркоязычных стран имеет для нас особое значение, поскольку мы совместно с главами государств не только подводим итоги года, но и обсуждаем, в каком направлении нам двигаться, планируем, как нам реализовать поставленные государственными лидерами задачи в нашем направлении.
Говоря непосредственно о деятельности нашей академии, то в 2014 году мы провели международную научную конференцию «Тюркский мир: наследие великих людей», посвященную 150-летнему юбилею А.Гусейнзаде и 130-летнему юбилею М.Э.Расулзаде.
Если говорить о самых последних событиях, связанных с Азербайджаном, то совместно с Азербайджанским государственным университетом экономики только что создан Союз экономистов Тюркского мира.
1 ноября 2015 года представители нашей академии присутствовали в качестве международных наблюдателей на парламентских выборах в Азербайджане.
В конце ноября прошлого года мы отметили 70-летие Национальной Академии наук Азербайджана, и наградили президента НАНА Акифа Ализаде медалью Тюркской академии.
Для нас символично, что в конце ноября 2015 года в Баку нас приняли в качестве наблюдателя в Исламскую организацию по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО). В это же время Саудовская Аравия передала Азербайджану статус председателя Генеральной конференции ИСЕСКО.
22 декабря 2015 года в Баку мы также отметили 550-летие Казахского ханства и 170-летие великого казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева. По истории Казахского ханства недавно был издан сборник статей казахстанских ученых в переводе на азербайджанский язык.
Мы подписали меморандумы о сотрудничестве с ведущими исследовательскими институтами Азербайджана, в частности, с теми, которые входят с состав НАНА. При подготовке учебника «Общей тюркской истории» за основу нами был взят подход Академии наук Азербайджана.
И, стоит подчеркнуть, что в нашей работе мы постоянно ощущаем поддержку со стороны высшего руководства Азербайджана. Так, недавно МИД АР передал в дар библиотеке Тюркской академии более 40 ценных экспонатов.
Кроме того, в этом году планируется открытие в Астане филиала Бакинского международного центра мультикультурализма.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать