• четверг, 25 Апреля, 03:19
  • Baku Баку 19°C

Пропагандистское клише,

19 января 2016 | 14:29
Пропагандистское клише,

НА ГРАНИ ФОЛА
Ситуация у нашего северного соседа остается не простой. С одной стороны Россия проводит активную внешнюю политику, принимается обновленная Стратегия национальной безопасности страны. С другой стороны, РФ серьезно испортила отношения с Евросоюзом, США и Турцией. В результате против нее действует целый ряд санкций экономического характера.
Все это осложняется резким падением цен на нефть и курса национальной валюты - рубля. Как следствие, в стране растут цены на все, что негативно отражается на жизни населения, практически отсутствует экономический рост. В этих условиях все большее количество экспертов начинает говорить о необходимости проведения в России ряда реформ, качественной трансформации власти.
Свою оценку принятой стратегии нацбезопасности и ситуации, сложившейся в экономической жизни РФ в интервью газете «Каспiй» дал известный российский политолог Дмитрий Москвин.
- Недавно президент Путин подписал новую Стратегию национальной безопасности. Насколько она соответствует тем вызовам и сложностям, с которыми сталкивается страна во внешней и внутренней политике и социально-экономической сфере?
- Стратегия национальной безопасности вызывает недоумение своей вторичностью относительно ранее опубликованных аналогичных текстов. Она опоздала минимум на четверть века. Углубляясь в текст документа, начинаешь задаваться вопросом: он написан на основании многофакторного анализа глобальных и региональных процессов, или же пропагандистские клише, насквозь изъевшие информационное поле России, стали основой для описания картины мира кремлевскими стратегами? Одно лишь то, что СНГ и непризнанные Абхазия и Южная Осетия рассматриваются как одно из ключевых направлений внешней политики РФ, вызывает массу вопросов.
Более того, в тексте отсутствует экономический анализ ситуации в мире и место России в глобальной экономике. При этом заявляется цель на превращение РФ в одну из лидирующих мировых держав. Как это сделать без колоссальной модернизации экономики и перехода к производству инноваций, - не ясно. Разработчики стратегии предлагают все усилия направить на политические и военные средства, на дальнейшее расширение роли государства и его присутствие во всех сферах общественной жизни. Но насколько это эффективно?
Лично меня потряс раздел, касающийся культуры. Это что-то страшное! Глухая оборона от любого внешнего воздействия, замкнутость на воображаемых духовно-нравственных ценностях, какие-то ложные представления об историческом единстве россиян. Вместо развития и обогащения культуры России как части мирового культурного процесса предлагается чиновничий контроль, госзаказы и ощущение осажденной крепости для всех задействованных в культурной жизни. В принципе уже этого достаточно, чтобы понять, что подписанная Путиным стратегия нуждается в скорейшем пересмотре и формулировании действительно прорывных приоритетов и нахождении соответствующих им средств достижения.
- Насколько сложившаяся в настоящее время в России ситуация в социально-экономической сфере опасна для национальной безопасности страны?
- Сейчас РФ - это страна, которая не производит ничего глобально значимого. Нефть и газ, как выяснилось, слишком неконкурентная продукция, чтобы делать на них ставку в экономике. Тем не менее, больше половины доходов бюджета государства формируются за счет доходов от продажи этих природных ресурсов. Нельзя быть лидером и не производить ничего, в XXI веке так не бывает. Но амбиции сильнее разума, поэтому Кремль упорно идет по пути символического оформления могущества страны - участие в вооруженных конфликтах, громкие публичные заявления и обвинения на грани фола. Но риторика не может быть ресурсом развития экономики. И вот именно это становится очевидно в условиях стремительного сокращения качества жизни россиян.
Я бы сказал, что главный источник угрозы для национальной безопасности России находится внутри нее. Это отсутствие экономической стратегии и нежелание поверить, что децентрализация, сокращение роли государства, развитие культуры, науки и образования являются серьезными средствами обеспечения будущего России. В обществе сейчас ощущаются весьма мрачные настроения, бизнес не верит ни в какие обещания, капиталы стремительно уплывают из страны, инвестиций нет, бюджеты всех уровней дефицитные. Все стремительно схлопывается. А ведь в России появилось первое поколение, которое не знает бедственных условий жизни, голода, отсутствия элементарного бытового комфорта. Думаю, очень скоро это поколение сформулирует свои вопросы к обанкротившей его власти.
- Как известно, и так находящаяся под гнетом экономических санкций и контрсанкций со странами Запада, Россия ввела санкции против Турции, что легло дополнительной тяжестью на экономику страны. Однако в последние дни распространяется информация о частичном ослаблении санкций в отношении турецких компаний. Означает ли это частичное признание Кремлем ошибочности своей санкционной политики в отношении Турции?
- То, что санкции против Турции были результатом эмоций, очевидно было сразу. Сейчас происходит их корректировка, в конце концов, они и не коснулись основных статей торговли между странами. В условия глобализации экономики очень сложно превратиться в закрытую и самодостаточную страну. Российское руководство это понимает хорошо. Впрочем, опыт почти двухлетней жизни под санкциями и антисанкциями показывает, что страна готова приспособиться и перестроиться.
Сейчас в России очень модно говорить об импортозамещении. И когда дело доходит до реальных действий, то всем становится очевидным, насколько российское производство отстает от зарубежного. Это означает, что бизнес и руководство все более осознают потребность в новых технологических разработках. Как бы странно это ни звучало, режим санкций для России оказывается одним из факторов ее возможной модернизации.
- В сентябре этого года в России состоятся выборы в Госдуму. Как существующие сейчас настроения в обществе отразятся на итогах выборов? Сможет ли партия власти снова победить?
- Да, подготовка к выборам набирает силу. Уже появляются первые результаты социологических замеров, которые показывают, что россияне готовы поддержать статус-кво во власти. Насколько эти настроения устойчивы - вот главный вопрос этих выборов. Социально-экономическая турбулентность в России может обернуться неожиданными результатами.
Я ожидаю роста популярности националистических сил. Пока что они не консолидированы в виде партии или движения, но точно будут выдвижения по одномандатным округам. Их риторика и популизм, увы, подкупают избирателей. Думаю, что многие кандидаты будут пользоваться националистическими лозунгами для повышения своей привлекательности. И проблема в том, что это фактически сделает праворадикальные идеологии после выборов легальными в России. Кремль выпустил джина, и обратно в бутылку он добровольно не полезет. Поэтому мое следующее ожидание от предвыборной кампании - рост неправовых и насильственных действий, прежде всего, со стороны власти в отношении неконтролируемых кандидатов и партий.
Но также высока угроза агрессивного поведения со стороны так называемых «патриотов», которые в последнее время мобилизуются под лозунгами борьбы с «врагами народа». Буквально сейчас мы видим, как происходит мобилизация «гвардейцев» Рамзана Кадырова под схожими лозунгами.
Все это говорит, что выборы будут очень нервными, а потому их результат может оказаться иным, нежели этого ждут в Кремле или в оппозиции.
- Каков вообще ваш прогноз на будущее России при низких ценах на нефть, санкциях, отсутствия экономического роста? Сможет ли ныне правящий режим в стране сохраниться или все же все-таки он будет трансформироваться?
- Сразу после парламентских выборов трансформация российской системы власти мне видится неизбежной. В российских регионах помимо выборов в Государственную Думу пройдут еще многочисленные выборы в местные парламенты, избрания глав регионов и муниципалитетов. В условиях ощущаемого россиянами кризиса и отсутствия внятных ответов из Кремля на эти вызовы общество будет лихорадить. Россия входит в зону неравновесного состояния, поэтому к концу 2016 года я бы ожидал действий со стороны власти на изменение положения дел в стране. Только вот спрогнозировать вектор этих изменений сложно. Вероятнее всего, что это будет еще большее закручивание гаек.
- Кстати, в Казахстане в связи с кризисом задумали экономические реформы, бюджет сформирован из расчета 20 долларов за баррель нефти. Будет ли нечто похожее происходить в России в ближайшие годы?
- Российское руководство не способно сформулировать стратегию реформ, в чем мы убедились на протяжении последних 15 лет. Каких-либо новых субъектов принятия решений Кремль не допустит. Но требования реформирования, модернизации и прорывной экономической стратегии - это условие выживания России. Ловушка в том, что любые радикальные реформы становятся причиной смены власти и режима. Кремль это знает и ищет способы, как минимизировать риски. Именно это будет главным предметом размышлений власти в ближайшие годы, а отнюдь не параметры экономических преобразований.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать