• суббота, 20 Апреля, 12:15
  • Baku Баку 23°C

Клубок противоречий

13 января 2016 | 10:22
Клубок противоречий

РЕГИОН
Накануне мировые СМИ распространили информацию, о том, что Иранские специалисты заполнили-таки цементом активную зону ядерного реактора на тяжелой воде в Араке, начав процесс его реконфигурации, согласно договоренностям по сокращению своей программы по исследованию атома. К этому вроде бы подтвержденному постулату надо бы отнестись с определенной долей осторожности, поскольку источником является персидское агентство FARS.
Верится с трудом
Не нам судить о достоверности сообщения, тем более, как ожидается, международному агентству атомной энергетики (МАГАТЭ) еще предстоит подтвердить в течение нескольких дней, что реактор реально выведен из строя. Помнится, еще в ночь с 13 на 14 июля Иран и «шестерка» членов Совета безопасности ООН достигли исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома.
Примерно полгода тому назад длительные переговоры завершились принятием Совместного всеобъемлющего плана действий, выполнение которого полностью снимет с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза в обмен на верификацию мирного характера иранской ядерной программы. В рамках ограничений было достигнуто соглашение о том, что, в частности, запасы обогащенного урана в Иране должны быть снижены до 300 килограммов, а избыток вывезен из страны, в частности, в Россию.
Позиции сторон устраивали всех, но тут же пришло неожиданное, но не для всех, сообщение о том, что организация по атомной энергии Ирана (AEOI) вовсе не собиралась завершать демонтаж центральной части реактора в Араке. Оказывается, эта структура отнюдь не состоятельна и не автономна в собственных поступках, а потому должна завершить согласованные действия до дня имплементации, то есть до того, как об этом распорядится верховный лидер (аятолла Али Хаменеи).
Позицию его мы знаем, она основана на постулате о том, что Ирану хорошо все то, что плохо для американцев и израильтян. Так что теперь переговорщикам придется ждать, когда окончательно завершатся некоторые подготовительные работы, предваряющие высшее политическое распоряжение, после чего станет возможным завершение демонтажа центральной части реактора.
Кстати, государственное новостное агентство IRNA тоже отмечает, что местные специалисты вроде начали подготовительные работы процесса демонтажа, однако речи о его завершении и заполнении цементом активной зоны быть не может, во всяком случае, пока.
А ведь для всего мирового сообщества очевидны перспективы реализации этого плана, поскольку в принятого совместного всеобъемлющего плана действий полностью снимет с Ирана введенные экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза. А это означает автоматическое размораживание счетов, инвестиции в нефтяную сферу. Единственная оговорка в том, что, согласно договору, Иран обязан избавиться от 98% обогащенного урана, а любые пути к ядерному оружию для Тегерана будут закрыты. Также Тегеран согласился не обогащать уран свыше 3,67% на протяжении 15 лет.
Как говорится, сложное это дело, политика, но спрашивается, к чему муллократии ядерная бомба, когда она окружена со всех сторон соседями, остро переживающими относительно подобной перспективы. Ведь, как ни крути, в таком случае, у Турции и Саудовской Аравии однозначно появится мотивация для наращивания собственного ядерного потенциала, чтобы их многовековой соперник не посмел разговаривать с ними с позиции силы.
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать