• пятница, 29 Марта, 17:58
  • Baku Баку 14°C

Тегеран-2016

10 января 2016 | 12:05
Тегеран-2016

КОММЕНТАРИЙ
Ситуация между Саудовской Аравией и Ираном продолжает оставаться напряженной и далекой от примирения. Стороны ведут в адрес друг друга жесткую риторику, обмениваясь обвинениями. И многие эксперты в этой ситуации предрекают войну.
Своими предположениями относительно истинных причин нынешнего обострения отношений между Эр-Риядом и Тегераном, перспектив выхода из ситуации, а также роли во всем этом США, ЕС и России в интервью газете «Каспiй» поделился научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, доцент факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко.
- С чем реально связано резкое ухудшение отношений между Саудовской Аравией и Ираном?
- Конфликт между Саудовской Аравией и Ираном длится с 1979 года. После прихода к власти аятоллы Рухолла Хомейни обратился с призывом к правоверным свергнуть «продажные монархии» Персидского залива. Одновременно Тегеран усилил давление на Бахрейн и Кувейт. С этого времени в Эр-Рияде считали Иран основной угрозой для своей безопасности.
Саудовская элита также понимала, что шансов устоять в прямой войне против Ирана у нее нет. Основную ставку саудовский королевский дом делал на гарантии безопасности со стороны США. В послании Конгрессу (1980 г.) президент Джеймс Картер заявил, что для Соединенных Штатов жизненно важна безопасность трех стран - Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ. Соответственно в Тегеране считали Эр-Рияд главной опорой американского присутствия в регионе.
Ситуация изменилась в последние два года. Во-первых, США провели относительно успешные переговоры с Ираном по его ядерной программе. Во-вторых, администрация Обамы спокойно наблюдала за усилением шиитов в Ливане, Ираке и Йемене. В-третьих, американская дипломатия отказалась от прямой поддержи военной операции против йеменских шиитов, которую с 25 марта 2015 года проводит «аравийская коалиция» во главе с Саудовской Аравией (в Эр-Рияде видят за событиями в Йемене руку Ирана). Все это вызывало в Эр-Рияде сомнения в том, не попытается ли Вашингтон в случае конфликта договориться с Тегераном за счет стран Залива.
Причины для беспокойства есть и в Иране. В последние два года Саудовская Аравия явно играет на понижение на нефть. Причины этого - стремление Эр-Рияда вернуть доминирующие позиции на мировом нефтяном рынке, сделав нерентабельной добычу нефти в других регионах и «сланцевые» проекты. Для иранской экономики, когда только удалось добиться частичного снятия с нее санкций, это болезненный удар. С тревогой восприняли в Тегеране и создание 15 декабря 2015 года «исламской коалиции»: альянса суннитских стран, который открыто поддержала Турция. Эр-Рияд пытается загнать Иран в угол, а у Тегерана не остается других механизмов, кроме жесткого ответа.
- Стоит ли ожидать перерастания конфликта в войну между этими странами?
- Исключать нельзя ничего, но стороны, думаю, пока воздержатся от прямой войны. В Иране опасаются американских гарантий безопасности Саудовской Аравии; в Эр-Рияде - военного превосходства Ирана. Скорее активизируется конфликт на территории третьих стран: Йемена, Ирака и Сирии. Тегеран, возможно, попытается активизировать шиитские движения в монархиях Залива, включая провинции самой Саудовской Аравии. Эр-Рияд попробует усилить конфликт между Ираном и США. Но в перспективе исключать опасности прямого военного столкновения нельзя.
Саудовская и иранская элиты, похоже, забывают уроки русско-японской войны. В начале прошлого века российская политика жестко и последовательно лишала Японию ресурсов на Дальнем Востоке. Император Николай II не желал вести диалог с Токио. Ответом Японии стал внезапный удар по Порт-Артуру и русскому флоту. Противник, загнанный в угол, способен на резкие шаги.
- Как, по-вашему, какую цель преследует Эр-Рияд, сплачивая вокруг себя суннитские государства? Не говорит ли это о том, что он раз и навсегда хочет покончить с шиитскими государствами и движениями?
- Безусловно, Эр-Рияд добился успехов в этом направлении. Саудовская Аравия занимает лидирующее положение в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (достаточно отметить, что штаб-квартира организации находится в Эр-Рияде). Не случайно эта организация была создана в 1981 году - в ответ на Исламскую революцию в Иране.
Сирийский конфликт доказал, что Саудовская Аравия играет важную роль и в Лиге арабских государств. Ее роль увеличилась после оккупации американо-британской коалиции Ирака и дестабилизации Египта. В 2011 году Саудовская Аравия и ОАЭ подавили протестные выступления в Бахрейне, в которых важную роль играли шииты.
За минувшие пять лет Эр-Рияд попытался консолидировать своих союзников. Операцию в Йемене начали вооруженные силы «Щит полуострова», образованные под эгидой Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Неформально ее стали называть «войной аравийской коалиции», что подчеркивало появление прообраза нового военно-политического блока во главе с Саудовской Аравией.
Перелом военных действий в Сирии, начавшийся после вступления в конфликт России, побудил Эр-Рияд начать консолидацию своего блока. 15 декабря 2015 года Саудовская Аравия объявила о создании «Исламской коалиции» из 34 государств, включая страны Африки. Хотя формально ее целью было объявлено противостояние терроризму и ИГ, суннитский характер коалиции несомненен. Все это неизбежно провоцирует Тегеран на ответные шаги.
- Какова роль в разжигании конфликта США, Европы, Израиля, Турции?
- Позиция США остается двойственной. Американцы обеспокоены успехами Ирана и укреплением шиитов в регионе и потому заинтересованы в создании суннитского противовеса. Однако прямая война Ирана и Саудовской Аравии привела бы к повреждению нефтяной инфраструктуры в Персидском заливе и, по-видимому, уничтожению саудовского военного потенциала. США могут оказаться перед сложным выбором: вступление в войну с Ираном или потеря своего присутствия в Персидском заливе.
Вместе с тем Вашингтон заинтересован в поддержании умеренной напряженности в Персидском заливе. Примирение Эр-Рияда с Тегераном поставило бы вопрос о целесообразности сохранения американского военного присутствия в Заливе (по логике:«Против кого здесь стоит американский флот?»). Зато наличие сильного враждебного Ирана заставляет суннитские монархии искать опору в Соединенных Штатах. Но есть риск, что умеренная конфронтация сорвется в прямой военный конфликт. Поэтому американская дипломатия будет балансировать между политикой сдерживания Тегерана и удерживанием Эр-Рияда от излишне провокационных шагов.
Страны ЕС также не заинтересованы в прямой ирано-саудовской войне. Еврокомиссия еще в 2008 году наметила проекты прокладки нефте- и газопроводов из стран Залива в ЕС. Война в Сирии привела к их подрыву, большая война в Персидском заливе окончательно поставит на них крест. Не заинтересована в конфликте и Великобритания, учитывая ее важную роль в области поставок углеводородов Персидского залива танкерным путем. Конечно, и американцам, и британцам хотелось бы ослабить Иран, но сделать это с помощью слабого военного потенциала Залива практически невозможно.
- Выгодно ли России противостояние этих стран, учитывая союзнические отношения Москвы и Тегерана, а также недавний визит в РФ представителя саудовской королевской семьи?
- Среди российских экспертов есть точка зрения, что война Ирана и Саудовской Аравии была бы выгодна Москве: она неизбежно привела бы к росту цен на энергоносители. Но помимо очевидного плюса, есть и серьезные проблемы. Первая: Москва была бы поставлена перед выбором между суннитами и шиитами. Вторая: большинство мусульман России - сунниты.
Курс Москвы на поддержку шиитского Ирана мог бы повлечь за собой резкий рост недовольства последних. Третья: в случае поражения Саудовской Аравии США и Великобритания могут вмешаться в конфликт против Ирана. Россия вряд ли заинтересована в разрушении инфраструктуры своего регионального партнера и неизбежных обвинений в «сдаче Тегерана». Вряд ли эти минусы - соразмерная плата за рост цен на энергоносители.
- Кстати, сможет ли Кремль стать посредником в этом конфликте?
- Едва ли Москве удастся примирить враждующие стороны. Во-первых, слишком глубоки противоречия между Саудовской Аравией и Ираном, чтобы их разрешить одним дипломатическим шагом. Во-вторых, в монархиях Персидского залива утвердился взгляд на Россию как на союзника шиитов. Российское посредничество воспринимается в Эр-Рияде как дипломатическая поддержка Ирана. Возможно, Москве удастся добиться подписания какой-то декларации. Но пока противостояние между Саудовской Аравией и Ираном будет усугубляться.
- Как этот конфликт может отразиться на сирийском урегулировании?
- Вырисовывается два сценария. Первый: отвлечение внимания Саудовской Аравии от Сирии на Йемен, Бахрейн и непосредственное противостояние с Ираном. Поддержка радикальной суннитской оппозиции в Сирии может сократиться, что приведет к укреплению сил Башара Асада. Второй: Эр-Рияд стремится любой ценой не допустить победы шиитов в Сирии и усиливает помощь оппозиции. Война в этой стране затягивается, что создает угрозу опосредованного военного столкновения России и Саудовской Аравии.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать