Духовная память мегаполиса
РЕПОРТАЖ
Много добрых слов сказано и написано о стремительном развитии Баку в последние годы. За прошедшее время в одном из самых привлекательных городов мира, с его уникальным рельефом, со стремительными потоками нисходящих к Бакинской бухте улицами, сплошь состоящими из архитектурных шедевров, накопилось много проблем, и теперь город переживает поистине масштабное обновление. Гости Баку - высокие должностные лица и дипломаты, деятели искусства, спортсмены, туристы из разных стран - в один голос отмечают, какой нарядной выглядит столица, восторженно отзываются о наших краях, гостеприимстве азербайджанского народа, изобилии, достопримечательностях и национальных художественных ценностях.
К сожалению, к иным нашим землякам понимание значимости этих преобразований пришло не сразу. Понадобились время, наглядные свидетельства в пользу коренных перемен, чтобы сошли на нет вроде бы ностальгические вздохи по утрате «исторического облика и сложившейся за десятилетия ауры». Чтобы за появлением множества новых объектов культуры, отдыха, спортивных сооружений, радующих архитектурным обликом комфортабельных многоэтажных жилых домов, за кропотливой работой по реконструкции помпезных особняков прошлого века общество увидело политическую волю руководителей государства и лично президента Азербайджана Ильхама Алиева, учитывающих не только политические и экономические, но и нравственные параметры.
Речь о трепетном отношении к древним заповедникам и памятникам, к кропотливой реставрации уникальных мечетей и Гыз галасы, других раритетов. Ко всему, что тяготеет к корням национальной истории вообще, и при современном развитии Баку в частности.
И конкретно о том, что в череде уверенно расположившихся на месте обветшавших времянок, улочек с крохотными тротуарами, замысловатыми переулками, тупиками-даланами нарядных особняков, изменивших облик проспектов, создавших комфортные условия для бакинцев, по-прежнему живут «прописавшиеся» в разных уголках столичного мегаполиса скульптурные композиции, наполняющие город аурой исторической памяти и человеческой благодарности самым достойным личностям, составляющим гордость нации и укрепляющим силу духа поколений.
Святое место
С особыми чувствами спускаюсь с нагорной части моего Баку по стареньким закоулкам, отходящим параллельными и не очень улочками по такой колоритной улице, что и сегодня кое-кто по старинке называет Советской. По той, что и ныне по большей части состоит из отслуживших свой век одноэтажных покосившихся домишек…
Кое-где она уже уступает место современным новостройкам, но сейчас думаю не об этом: как и много лет назад, не устаю восхищаться открывающимся отсюда видом: полукружьем Бакинской бухты, освещенными ярким утренним солнцем постройками, куполами мечетей, кронами вековых деревьев, когда-то посаженных в его парках, скверах и на Приморском бульваре нашими предками…
Всякий раз, с гордостью признаваясь в любви этому уникальному городу, в котором мне посчастливилось родиться, не перестаю поминать добрым словом тех, кто создал все это и оставил нам в наследство, кто знал цену памяти и благодарности и научил этому нас, потомков.
Вот он, бывший Нагорный парк - теперь святое место - Шехидляр хиябаны. На месте старого Чемберикендского кладбища не долго просуществовало увеселительное заведение под названием «Парк культуры и отдыха имени Кирова». Теперь тут снова кладбище, где покоятся безвременно погибшие за независимость Азербайджана отважные наши братья и сестры, память о которых заключена ныне в безмолвные гранитные плиты и лаконичные надписи на них.
Здесь каждый может поклониться их праху, прочувствовать смысл их подвига во имя Родины, ощутив и в себе тот эмоциональный отклик, который делает каждого из нас человеком, способным не только мыслить, но и чувствовать, быть признательным и благодарным.
Да, ушедшие из жизни в наши дни соотечественники и далекие предки, одарившие нас светом своего ума, приблизившие нас к достижениям цивилизации и человеческого гения, личности, прославившие наш Азербайджан, - мыслители, поэты, ученые, народные герои - это наше национальное достояние. И потому так радует то, что рядом с нами живут не только память о них, их труды и хранящиеся в музеях экспонаты, но и их скульптурные изображения, установленные в разных частях города. Одаривая всех нас энергетикой своих духовных подвигов, они вселяют веру в возможности человека, вдохновляют, возвышают каждого, кто готов стремиться вперед и выше.
Силой таланта выдающихся художников воссоздан облик лучших сынов Азербайджана, и теперь их творения стали одной из достопримечательностей нашего Баку, а их герои - нашими современниками, чей облик дорог и близок каждому из нас.
Связь времен
Редко кто из людей, кроме специалистов, задумывается над тем, как же создаются скульптурные портреты, кто и как работает над ними, что отличает лучшие из произведений и о чем каждое из них может сказать да и говорит тем, кто мимоходом или с особым вниманием смотрит на них.
О, это совсем не простая наука, и занимаются ею только самые талантливые, всесторонне образованные мастера скульптуры и ваяния, испытывая на этом пути немалые творческие муки, нередко связанные с очень многими проблемами.
Помню первую встречу с действительным членом Академии художеств СССР, замечательным азербайджанским скульптором Омаром Эльдаровым, когда он работал над скульптурным портретом общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева и поделился со мной мыслями, рождавшимися в ходе воплощения этого образа, позволив мне понять, какие это творческий труд, большая честь и огромная ответственность - запечатлеть образ великой личности, да еще и выставить его на всеобщее обозрение!
Скульптурный портрет нашего лидера во весь рост тогда был установлен в центре Баку, перед фасадом Дворца Гейдара Алиева. А теперь он стал частью паркового комплекса, недавно построенного на преобразившейся после сноса давно пришедших в негодность одноэтажных построек по улице Физули.
В центре Баку на высоком постаменте возвышается величественный памятник Низами Гянджеви, который был выполнен в рамках грандиозного проекта проведения 800-летнего юбилея поэта на мировом уровне. Это образ одного из самых почитаемых в мире поэта и мыслителя ХII века, составляющего гордость азербайджанского народа, и нынешние поколения бакинцев как должное воспринимают тот факт, что его память увековечена и подобным образом. Между тем теперь уже мало кто знает о том, что чуть ли не мистические совпадения преследовали тех, кто готовился провести на соответствующем уровне эту знаменательную дату. Дело в том, что 800-летний юбилей Низами намечалось отметить в 1941 году. Тогда на могиле Низами на заброшенном кладбище в Гяндже стоял скромный камень, и на его месте был сооружен мавзолей из товузского белого камня, а для установки в Баку - скульптор Фуад Абдурахманов изваял роскошный монумент. Но, увы, началась война, и юбилейные торжества не состоялись. Готовый памятник, отливавшийся, кстати, в Ленинграде, был установлен уже в 1947 году.
Было решено отметить 850-летие Низами в 1991 году, но, увы, началась карабахская война, и опять юбилей отмечен не был.
К счастью, среди скульпторов был объявлен конкурс на лучший памятник Низами, который должен был заменить пострадавший от атмосферных выбросов мавзолей из белого камня, и выигравший этот конкурс скульптор Горхмаз Суджаддинов удостоился чести соорудить многофигурную композицию.
Увы, Горхмаз муаллима уже нет с нами, но близ Гянджи живет его детище - 22-метровый многофигурный комплекс - монумент великого поэта, выполненный из полированного бордового гранита, окруженный отлитыми в бронзе фигурами героев произведений его «Хамсе» - «Пятирицы»: Фитне и Фархада, Лейли и Меджнуна, Искендера, семи красавиц - собирательными образами представителей народа, носителями лучших его черт, воплощающих мечты наших предков.
Живет, как изысканно выполненный сказочный герой Бахрамгюр возле вестибюля Бакинского фуникулера, одним из авторов которого также в свое время стал теперь уже покойный Горхмаз Суджаддинов.
Живет, скорее всего, для того, чтобы каждый из нас, оказавшись рядом с такими скульптурами, ощущал какую-то связь времен, задумывался о смысле жизни, получал импульс, побуждающий к самоочищению…
Есть чем гордиться
Общеизвестно, что неповторимый облик самым красивейшим городам мира, помимо их великолепной, разнообразной архитектуры, зеленых ландшафтов, причудливого рельефа и других особенностей, в огромной степени придает монументальная скульптура. Горожан и гостей восхищают установленные тут и там изображения сказочных героев, образы, навеянные раздумьями мастеров о явлениях и событиях и, конечно же, монументы в честь достойных граждан.
Вся эта историческая память поколений, эти приметы той или иной эпохи не просто напоминают о том, что было, но и согревают зарядом духовности, который несут и энергетика послания лучших скульпторов, и аура великих мира сего, чьи образы увековечены благодарными потомками и служат путеводной звездой каждому из нас. Нашему Баку в этом смысле есть чем гордиться.
Вряд ли найдется среди нас человек, которого не волнует наследие нашей замечательной поэтессы Натаван - владетельная хангызы, любимица народа, мудрая просветительница своего времени, она к тому же была и тонким поэтом, сумевшим выразить в поэтической форме мысли и чаяния женщины, матери, достойной дочери своего народа.
Чести выполнить ее скульптурный портрет еще в 50-е годы удостоился Омар Эльдаров. Этот образ привлек молодого тогда скульптора глубокой лиричностью, духовной красотой, и все эти черты он тонко, с большим вкусом передал в мраморном изваянии поэтессы. Настолько удачно, что через несколько лет, когда было решено установить в центре Баку монумент Натаван, выбор пал на Омара Эльдарова. Конечно, монументальный вариант потребовал более «прямолинейного» решения, однако художнику удалось сохранить основные черты образа, найденные в мраморном портрете. Даже в бронзе он сумел передать негромкий, лирический характер поэтессы, обусловивший искренность и печаль ее стихов. Получилось это у мастера за счет искусства драпировок, которым он удивительно свободно владеет, а они - тяжелые заломы бархатного или парчового платья, нежные, словно трепещущие кружева манжеты рукавов, прихотливо струящиеся складки шелкового покрывала - не только передают приметы времени, но и романтический аромат героини скульптурного портрета.
Как говорит сам академик, даже при условии, что большинство его работ предназначено для всеобщего обозрения и возвеличения той или иной личности, он любит все красивое и не считает грехом приукрасить тех, чьи скульптурные портреты создает - в мраморе, бронзе или дереве…
Его привлекает выразительный жест, движение, а драпировки, создавая дополнительную игру светотеней, позволяют использовать орнамент, подчеркивая таким образом национальный характер произведения. Не секрет, что мусульманский Восток, запрещая изображение человека, широко использовал и придавал важнейшую роль орнаменту.
В этом отношении показательны несколько портретов народного художника Азербайджана Саттара Бахлулзаде - характерные очертания его фигуры. Позы, выбранные скульптором, его пристрастие к орнаментам и особый дар чувствовать суть творческой личности, ее значимость в культурном достоянии народа позволили О.Эльдарову и тут создать на редкость обаятельный образ истинного творца, художника необычной судьбы и редчайшего дарования.
Мы уже привыкли к стилю этого мастера, однако стоит присмотреться, и станет ясно, что все его работы - тут и там прописавшиеся в азербайджанской столице, не похожи друг на друга. Они многое говорят о выдающихся деятелях нашего народа, о своеобразии национального искусства, о развитии нашей многовековой культуры и умении ценить заслуги достойных людей.
Символы Баку
Полвека назад Омар Эльдаров создал памятник выдающемуся композитору Узеиру Гаджибейли, и он по сей день является одним из символов нашего города - как дань уважения к основателю азербайджанской профессиональной музыкальной школы, где естественная, свободная поза, скрупулезно вылепленные детали, выражение лица - все говорит о том, что перед нами незаурядная личность.
Установленный перед зданием Государственной консерватории, ныне именуемой Бакинской музыкальной академией, он составляет как бы единое целое с ней - кузницей кадров, воспитывающей молодых представителей талантливого музыкального азербайджанского народа на приверженности его заветам и тяготении к мировым стандартам.
А рядом с весьма оригинальным зданием Азербайджанской государственной филармонии установлен мраморный бюст сподвижника Уз.Гаджибейли - другого выдающегося азербайджанского композитора и общественного деятеля - Муслима Магомаева, созданного также Омаром Эльдаровым. Несмотря на небольшие габариты, этот памятник как нельзя более гармонично вписывается в окружающее пространство и, настраивая на камерный лад, приглашает войти в храм музыки.
Одну из центральных площадей Баку украшает памятник Мухаммеду Физули. Установленный на площади перед зданием Азербайджанского государственного драматического театра, он привлекает много посетителей, неизменно останавливающих внимание не только на самой фигуре мощного монумента, но и на украшающих постамент барельефах. На них запечатлены герои его бессмертных произведений, в частности ставшие всемирно известными Лейли и Меджнун, настраивающие нас на романтический лад и пробуждающие уважение к людям, способным на самопожертвование, очищающим душу для свободного парения над суетностью бытия.
На одной из самых высоких отметок города Баку установлен выполненный скульптором Джалалом Гаръягды мощный памятник Нариману Нариманову - государственному деятелю советских времен, много сделавшему для процветания своего народа. И это тоже память о нашей истории, знак того, что мы способны помнить добро и быть благодарными.
В 1998 году диплома Международного смотра-конкурса лучших архитектурных произведений за проект памятника академику Юсифу Мамедалиеву удостоился известный азербайджанский скульптор Акиф Аскеров. Этот замечательный монумент, увековечивший память выдающегося ученого страны, одного из президентов Национальной академии наук. Он также установлен в весьма удачном месте - в центре азербайджанской столицы, рядом с самым красивым зданием нашего города - легендарной «Исмаилийе», ставшей одним из символов Баку.
Назначение в жизни
В последние годы, освободившись от пут коммунистической идеологии, мы смогли, наконец, по достоинству оценить роль своих предков, о которых долгие 70 лет советского режима не имели и права вспоминать, вычеркнув их имена не только из учебников, но и из научных трудов, которым, по сути, надлежало хранить принцип объективности. Как результат этих новых взглядов на историю, на роль личности в ней у нас создано несколько высокохудожественных скульптурных портретов. Так созданы скульпторами и установлены в многолюдных уголках города памятники великому, многострадальному поэту Насими, прогрессивному правителю страны Шаху Исмаилу Хатаи, народному артисту Азербайджана Бюль-Бюлю, а также множество скульптурных барельефов в честь ушедших из жизни наших замечательных соотечественников. Это - мемориальные доски в честь первого народного художника Азербайджана Азима Азимзаде; барельефы в память о первой азербайджанке, ставшей врачом, - Соны Велихан, об офтальмологе - академике Зарифе Алиевой; бюст народного поэта Самеда Вургуна; доски-барельефы в честь и в память о выдающихся музыкантах Ниязи и Вагифе Мустафазаде, геологе Мирали Кашкае, писателе Расуле Рзе и поэтессе Нигяр Рафибейли, бюст в честь выдающегося мецената и предпринимателя Гаджи Зейналабдина Тагиева и многие, многие другие. Это скромные свидетельства того, что они были и оставили свой след на земле, это знак того, что и сегодня они среди нас, в нашем городе, что продолжают одаривать своими щедротами. Что и мы благоговейно чтим все, связанное с ними. Они также напоминают нам, что человек не должен довольствоваться малым, его назначение в жизни - совершенствоваться и служить своим соотечественникам!
Галина МИКЕЛАДЗЕ