• вторник, 23 Апреля, 06:24
  • Baku Баку 20°C

Тотальная хаотизация

27 декабря 2015 | 10:16
Тотальная хаотизация

МНЕНИЕ
События в регионе Ближнего Востока все больше начинают напоминать большую свалку из различных государств, организаций и движений, борющихся друг с другом. Меняются союзники, создаются самые различные коалиции, преследующие зачастую противоположные интересы. И хотя официально общим врагом для абсолютного большинства участников этой грандиозной свалки является террористическая организация «Исламское государство» (ИГ), друзьями противники ИГ так и не стали.
О нынешних российско-американских и российско-турецких отношениях, перспективах этих связей и будущем Сирии в интервью газете «Каспiй» рассказал российский политолог, вице-президент Центра стратегического моделирования Григорий Трофимчук.
- США ввели новый пакет санкций против России. Как это понимать после визита Керри в Москву, прошедших переговоров и единогласного принятия резолюции СБ ООН, когда, казалось бы, Вашингтон и Москва действуют заодно против общего врага?
- Керри приезжал в Москву с одной целью: уточнить, как продвигается реализация договоренностей, которые были обсуждены «на бегу» президентами РФ и США на последних встречах в Анталье и Париже. В первую очередь по реализации Минска-2, так как чувствуется, что вопрос сирийского урегулирования в связке с Москвой для Вашингтона является чисто факультативным. При этом имелся в виду конец 2015 года, когда Белый дом рассчитывал увидеть от Кремля т.н. «реальные шаги». Этого, по мнению, Запада не произошло, поэтому был запущен дополнительный пакет санкций.
Что касается ИГ, то против него сейчас действуют не только РФ и США, но с недавних пор и мусульманская коалиция - то есть все кому не лень. Утрируя ситуацию, нельзя исключать того, что скоро и сам ИГ объявит о формировании собственной коалиции «по борьбе с терроризмом». Общие действия в Сирии между Россией и Америкой возможны только в том случае, если Западу удастся заставить Москву вести своими силами наземную, сухопутную операцию. В принципе, для этого Западом и был не так давно поднят вопрос о якобы возобновлении диалога по линии Россия-НАТО.
- Удастся ли правительству Асада и оппозиционным силам Сирии сесть за стол переговоров и прийти к согласию о будущем страны?
- Запад в лучшем случае даст Асаду отмеренное количество месяцев, чтобы он не мешал формированию нового правительства Сирии. Если Вашингтон не всегда говорит об Асаде или иногда как бы «забывает» о его существовании, то это не значит, что Запад забыл о нем на самом деле.
Отстранение Асада - ключевой для Вашингтона вопрос. На последней встрече в США по данному поводу вся схема по отстранению Асада от власти, в принципе, была уже проговорена. Сам Асад зачастую делает резкие, непримиримые и, я бы даже сказал, странные заявления, которые идут вразрез с желанием России урегулировать ситуацию. Что никак не способствует изменению отношения Запада к этой фигуре и снятию градуса конфликта. Такое ощущение, что он не политик и не понимает остроты момента.
Особенно Западу «против шерсти» такие заявления Асада по поводу его личного участия в будущих выборах, когда «народ сам должен принять решение». Поэтому западные специалисты по информационной работе используют теперь в диалоге с Россией очень простой аргумент: «Асад является главным раздражителем для ИГ, поэтому терроризм не может быть побежден, пока он находится у власти».
- Кстати, каким вы видите будущее Сирии, тем более что и саудиты высказываются за сохранение единой Сирии, но в чьих руках будет власть?
- Весь Ближний Восток будет подвержен административно-территориальной трансформации, тем более что единая Сирия, единый Ирак существуют только на старых картах и в чьем-то воображении. По факту эта территория подвержена тотальной хаотизации. У террористов был план: создав эту волну хаоса, направить ее на Кавказ и в Центральную Азию. Но после российского вмешательства в события этот план претерпел некоторые изменения.
Однако это не говорит о том, что конфигурация региона будет сохранена в неизменном виде. К тому же здесь существует сильнейший курдский фактор, когда этому народу необходим так называемый «Сирийский (Западный) Курдистан» для того, чтобы иметь не только официальное право на участие в международной коалиции, но и стимул для дальнейшей борьбы. Что касается Саудовской Аравии, то ей, как и США, бывшая единая Сирия, естественно, не нужна.
- Как вы относитесь к известию о том, что прочесть бортовые самописцы сбитого Су-24 не представляется возможным, - это правда или попытка Москвы скрыть правду?
- Вскрытие «черного ящика» транслировалось в прямом эфире. И оно показало, что все внутренности у прибора разбиты. Скрывать там, в принципе нечего, как минимум по двум причинам. Во-первых, Россия сама пошла на такую публичную информационную акцию. Во-вторых, любой специалист подтвердит, что параметры ящика не фиксируют ни переговоров с турецкой стороной, ни точного маршрута движения.
- Турецкий министр таможни и торговли на днях выразил надежду, что кризис в отношениях между Россией и Турцией удастся урегулировать к марту будущего года. Каков будет ваш прогноз на этот счет?
- Российско-турецкие отношения не вернутся к своему прежнему состоянию, даже если в них наметится период относительной стабилизации, в частности в торгово-экономической сфере. Запад (США и НАТО) почувствовали, что им выпал судьбоносный шанс навсегда ослабить Россию, и теперь в эту сторону будут вкладываться все средства, включая даже стратегические американские запасы нефти.
Турция неожиданно стала одним из ключевых рычагов этого плана, так как никто на Западе изначально не собирался делать Москву и Анкару врагами, все закрутилось само собой после 30 сентября этого года. Но теперь, как говорится, «каждое лыко идет в строку».
- Как вы оцениваете визит Демирташа в Москву на фоне того, что Ахмет Давутоглу уже объявил его предателем?
- На протяжении последних лет между руководством Турции и курдами были разные взаимоотношения - вплоть до относительного потепления, включая смягчение режима содержания для Абдуллы Оджалана. Так что они далеко не всегда были для официальной Анкары теми «террористами», как это выглядит сейчас. Как впрочем, и с Россией у Турции также были самые разные, диаметрально противоположные отношения. В начавшейся на Ближнем Востоке войне курды, по идее, должны быть союзниками Анкары. В противном случае Запад может использовать Турцию, выполнить ее руками всю сложную работу в регионе, а после этого спровоцировать и распад самой страны. Поэтому Запад работает и с курдами тоже.
Что касается визита Демирташа в Москву, то это далеко не первый его приезд. Курды регулярно проводят в российской столице свои мероприятия на протяжении последних лет, и это не вызывало у Анкары никаких вопросов. Но ситуация изменилась, и Турция стала делать на этом акцент. Сегодня ситуация вообще доходит до смешного и выглядит так: кто кого первым успеет обозвать террористом.
Москве, на мой взгляд, надо было внимательно изучать потенциал курдского фактора еще до начала российской военной операции в Сирии, в том числе имея в виду и военно-техническую помощь курдам. Сейчас это будет выглядеть запоздалым решением, которое в том числе может привести к дополнительному обострению отношений с Анкарой. А если бы Россия помогла курдам, не входя в Сирию, тогда, возможно, и вся обстановка на Ближнем Востоке развивалась бы совсем в другом русле.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать