• пятница, 29 Марта, 01:03
  • Baku Баку 7°C

Предопределение судьбы

25 декабря 2015 | 17:19
Предопределение судьбы

СОБЕСЕДНИК
Сегодняшний гость газеты «Каспiй» - молодой джазмен, композитор и виртуозный пианист Этибар Асадли. С недавних пор в столице он не частый гость, а все его визиты на родину связаны, как правило, с гастролями и выступлениями. Вот и на этот раз он приехал ради сольного концерта и, несмотря на насыщенный график, с удовольствием согласился ответить на несколько наших вопросов.
- Этибар, расскажите, как произошло ваше знакомство с миром искусства - вы пришли в него в детстве или в осознанном возрасте?
- В моем случае это скорее первый вариант. Дело в том, что мой дед занимался музыкой, он учился в одном классе музыкальной школы с Вагифом Мустафазаде и хорошо играл на фортепиано. Отец занимался классическим мугамом, мама тоже имела музыкальное образование. Так что с детства я был окружен музыкой и очень ее любил. В четыре года я начал осваивать фортепиано, и уже в пять лет для этой цели мне наняли педагога. А годом позже я поступил в музыкальную школу имени Бюль-Бюля. С детства я не только слышал музыку, но и узнавал от родных интересные факты из жизни музыкантов и композиторов, а также постигал основы классической музыки и мугама.
- То есть еще до рождения ваша судьба была предопределена?
- К моему счастью, это так.
- А родные повлияли на ваш выбор?
- Нет, выбор я сделал самостоятельно. Правда, мама предлагала мне в качестве музыкального инструмента тар, но я хотел играть только на фортепиано. Так в итоге и вышло, я выбрал свой инструмент и свой дальнейший путь.
- Направление в музыке вы тоже выбрали сами?
- Советовался, конечно, - и с родителями, и с учителями. Они демократично отнеслись к моим желаниям и поддержали их, благодаря чему я многого добился в жизни.
- Вы ведь сейчас живете не в Баку?
- Я живу в Париже, а сюда приезжаю в гости и с концертами.
- Чем там занято ваше творческое пространство?
- Там я часто выступаю с концертами - это и сборные выступления, и сольные. Создал свою маленькую студию, а также собрал свое джаз-трио с французскими музыкантами. Недавно подал документы в Парижскую государственную консерваторию.
- Поступать хотите?
- Да, в магистратуру по джазовому направлению.
- Изменился ли ваш стиль и репертуар с тех пор как вы стали работать во Франции?
- Поскольку я получил классическое образование, мой стиль тоже основан на классике. Но во Франции я тоже много чему учился. Стиль как таковой не изменился, но развился.
- Образование вы получили классическое, а играете по большей степени джаз…
- Несмотря на мою любовь к классике, я всегда увлекался джазовой музыкой. Часто принимал участие в джаз-концертах и фестивалях, но поначалу в качестве зрителя. С 2008 по 2013 год принимал активное участие в Бакинском джазовом фестивале в роли музыканта. Несмотря на то, что в Баку глубокие джазовые традиции, в музыкальных школах и вузах нет джазового факультета, и это меня, как музыканта, очень огорчает.
- Нужно ли специальное образование, чтобы стать хорошим джазовым музыкантом, или эта музыка идет от души?
- На мой взгляд, нужно иметь и образование, и способности. Это тесно взаимосвязано.
- Какая музыка сегодня востребована у французского слушателя?
- У каждого стиля свой слушатель. Большинство молодежи отдает предпочтение новой, необычной музыке. Кстати, азербайджанская этническая музыка им очень интересна, так как это новый для них стиль. Благодаря Фонду имени Гейдара Алиева наша национальная музыка очень хорошо преподносится во всем мире. Недавно во Франции проходили Дни культуры Азербайджана, где мы играли очень интересную программу с Шахрияром Имановым (тарист). Хочу сказать, что наша культура и искусство очень хорошо пропагандируется.
- А как реагирует зарубежный слушатель на нашу музыку?
- С удивлением и восторгом.
- Некоторые музыканты во время выступления экспрессивны, другие, напротив, зажаты, какая манера ближе вам?
- Мне кажется, музыкант должен быть свободен и вникать в произведение, которое исполняет.
- Важен ли для вас внешний вид и то, как вы смотритесь за инструментом?
- Мне очень важен мой внешний вид и то, как я смотрюсь со сцены. На мой взгляд, это проявление уважения к моему зрителю.
- Кто из музыкантов для вас авторитет, на чье творчество вы равнялись, работая над собой?
- В творчестве надо учиться у всех, кого считаешь музыкантом высокого уровня.
- У вас таких учителей много?
- На мировой сцене очень много современных пианистов, у которых можно и нужно учиться. Например, такие музыканты как Brad Mehldau, Gerald Clayton, Robert Glasper, Jean Michel Pilc…
- Всегда интересно, как строится процесс воспитания, когда в музыкальной семье растят будущую звезду. Не возникало желания все бросить и заняться чем-то иным?
- Конечно, было и такое. Правда, всего один раз. Это произошло в переходном возрасте, когда я очень устал от учебы. Тогда мои родители и педагог Земфира Мамедъярова поняли меня и прониклись моим состоянием, за что я им очень благодарен. Они разрешили мне временно не играть. Я немного отдохнул, а спустя некоторое время начал скучать по инструменту. И сам начал играть, никто меня не заставлял - ни мама, ни учителя. И только благодаря тому, что они так тонко прочувствовали мой настрой, я вновь вернулся в музыку. Они сделали все незаметно, и только сейчас я это осознаю.
- А как же мучительные этюды, гаммы, занятия по несколько часов в день?
- Благодаря моим способностям мне не приходилось заниматься часами, все получалось намного быстрее. Когда хотел - играл, когда не хотел - никто меня не заставлял.
- Каков сейчас ваш репертуар?
- В основном играю свои джазовые композиции, ведь я окончил Бакинскую музыкальную академию по специальности «композитор». Учился под руководством Арифа Меликова, а моим учителем по специальности был Джейхун Аллахвердиев.
- Сегодня многие музыканты стараются играть джаз, полагая, что это легче…
- Абсолютно не согласен. Джаз - это очень сложно. Это импровизация, фантазия, это идеи и научные знания. Это огромный труд. Только владея всеми этими знаниями, можно заниматься джазовой музыкой.
- Получается, в джазе много дилетантов?
- Дилетантов действительно хватает. Надо заниматься своим делом профессионально, какой бы сферы это ни касалось, и музыка тут не исключение.
- Вы посещаете концерты коллег?
- Конечно, для меня это очень интересно и познавательно. Всегда можно и нужно чему-то учиться, и у своих коллег в том числе.
- Вы сказали, что в ближайшем будущем планируете продолжить обучение. Вам ведь рукоплещет весь мир, чему еще учиться?
- На мой взгляд, человек всю жизнь должен учиться. Я хочу поступить в магистратуру и продолжить карьеру на мировом уровне. Именно поэтому я выбрал для продолжения учебы Париж, который является первым в Европе по уровню преподавания джазовой музыки.
- Какими достижениями сегодня вы можете гордиться?
- Я принимал участие в международном джазовом фестивале, проходящем в Европе, и представлял на нем Азербайджан. Гастролировал в Англии, Швейцарии, Турции, России. Проводил в Баку свои сольные концерты. Мне очень приятно знакомить зарубежного слушателя с азербайджанской музыкой в джазовом стиле. И я этим горжусь.
- Как вы относитесь к эксперименту в музыке?
- Очень хорошо, и сам очень часто использую эксперименты в своих произведениях.
- Что стимулирует вас на творчество?
- Любовь к музыке и интересные исследования.
- А что самое сложное в жизни музыканта - создание произведения, репетиции или само выступление?
- Для сцены необходим опыт. Для подготовки и техники надо больше репетировать. Но от своей работы я получаю только удовольствие. Поэтому не ощущаю сложностей.
- Значит, ваша работа - сплошное удовольствие?
- Не совсем. Сложности тоже есть, и их порой немало, но поскольку занимаюсь любимым делом, я всего этого не ощущаю.
- Поделитесь своими ближайшими планами, так сказать, на пятилетку.
- Поступить в аспирантуру, может быть, продолжить обучение в докторантуре в качестве исследователя джазовой музыки. В следующем году хочу осуществить интересный проект - выпустить альбом и снять клип. Естественно, постараюсь как можно чаще выступать на мировых сценах и давать больше концертов на родине.
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
banner

Советуем почитать