• пятница, 19 Апреля, 07:00
  • Baku Баку 13°C

Переступившие черту

25 декабря 2015 | 10:22
Переступившие черту

КОММЕНТАРИЙ
Как мы уже сообщали, заместитель председателя парламентской комиссии по правовой политике и государственному строительству Милли Меджлиса Азербайджана, член правления Азербайджанской общины Нагорного Карабаха Ровшан Рзаев выступил с законодательной инициативой относительно антиазербайджанского проекта Смита.
Законопроект «О состоянии прав человека в США» стал ответом на проект документа, представленного 17 декабря в Конгресс США председателем Хельсинкской комиссии США, конгрессменом Крисом Смитом.
Свое отношение к данному законопроекту в интервью газете «Каспiй» выразили отечественные эксперты и общественные деятели.
Айтен Мустафаева, депутат Милли Меджлиса, директор Института по правам человека НАНА:
- Мы уже видели, какую инициативу выдвинул американский парламентарий Смит. В ответ депутат Милли Меджлиса, представляющий интересы населения оккупированного Арменией Нагорно-Карабахского региона Азербайджана, совершенно справедливо выступил с законодательной инициативой относительно антиазербайджанского проекта Смита. По большому счету, во многих вещах я согласна с моим коллегой.
Во-первых, США не ратифицировали целый ряд конвенций по правам человека. Во-вторых, нам известно о многочисленных нарушениях прав человека в самой Америке, связанных с расизмом, беспределом. Взять хотя бы тюрьму в Гуантанамо - нигде больше нет таких «изысков» жестокости.
И вообще, нонсенс, когда какая-то одна страна решает давать уроки другим государствам. Это прерогатива только международных структур.
И что касается Азербайджана, то в нашей стране проблем с правами человека нет, как отсутствуют и так называемые политзаключенные. Под этим термином обычно понимают людей, пострадавших от действий власти из-за своего инакомыслия, каких-то альтернативных убеждений. Но у нас нет таких людей, которые могли бы представить альтернативные концепции политического и экономического развития страны. А те, кто виновен в противоправных действиях, нарушении общественного порядка и несут за это наказание, к таковым не относятся.
Вывод прост, если уж в США появилась подобная законодательная инициатива, то нет абсолютно ничего удивительного, что равнозначный ответ обозначился и в Азербайджане. Никто в этом деле правом на эксклюзивность не обладает.
Вугар Халилов, генеральный директор информагентства «Новости-Азербайджан»:
- Подготовленный законопроект это, прежде всего, звонок пробуждения для тех кругов в Вашингтоне, которые формируют политический курс в отношении Азербайджана последние несколько лет. Власти США демонстрируют двойные стандарты. Так, в зависимости от своих экономических интересов они предъявляют претензии к тем или иным государствам и правительствам, необоснованно обвиняя их в недемократичности, нарушении прав человека. В то же время в странах Персидского залива, являющимися союзниками Вашингтона, к примеру, до сих пор в качестве наказания существуют отсечение руки или головы. В Белом доме уже не замечают своей политической «многогранности» и «мультипринципиальности», а если и замечают, но им все равно.
Следует отметить, что США и Азербайджан сотрудничают практически во всех сферах и имеют крепкие межгосударственные связи. Если в их отношениях наметилось охлаждение, то Баку к этому не имеет никакого отношения. И все ответы на вопросы находятся в Вашингтоне.
Тофик Аббасов, политолог:
- Подготовка в Милли Меджлисе законопроекта - адекватный и вполне логический шаг. Дело в том, что американцы сильно перегибают в вопросах касающихся внутренних дел других государств, реализации ими суверенных прав. В итоге американцы ведут себя подобно мировому правительству, самостоятельно взвалив на себя эти полномочия и при этом не спросясь ни у кого. То есть, придумали для себя какую-то дубинку с правами человека, которой можно размахивать налево-направо, наказывать другие государства, оказывать давление на власти и т.д. Это является отрицательным прецедентом для будущего миропорядка и вносит сумятицу в систему координат международных отношений. В связи с этим вспоминаются события начала XIX века, когда президент США Монро выступил с доктриной «блестящей изоляции», согласно которой европейцы занимались вопросами своего континента, а американцы - делами Северной и Южной Америк и при этом никто не вмешивался в дела другого.
Но после Второй мировой войны США замахнулись на господство во всем мире, считая себе гегемоном и поэтому позволяя себе много лишнего. В этом смысле не важно о каком государстве идет речь - о маленьком или большом. Дело в том, что американцы взяли себе за правило решать за других - правильно ли они действуют или нет. Поэтому различные институты США - NDI, IRI, фонд Маршалла, Human Rights Watch, многочисленные мониторинговые структуры, созданные и действующие на деньги американских налогоплательщиков и позиционирующих себя в качестве общественных структур, стали инструментами вмешательства во внутренние дела суверенных государств и тем самым средством давления на правительства неугодных стран.
Полагаю, что американцы сами понимают, что хватили лишнего в своей политике. Ну сколько можно придумывать различные «оси зла», нанизывать на них в виде бусинок другие государства и за них решать: что они должны делать, а чего - нет. Какое США имеют право вмешиваться в судебные процессы в других странах и защищать людей, преступивших национальные законы, называя их несправедливо осужденными и терпящими давление со стороны властей, тогда как степень их виновности решает суд той или иной страны? Почему американцы считают, что это им позволительно только лишь исходя из размеров своего государства и наличия самого большого на земле ядерного потенциала?
Если так далее пойдет, то США останутся один на один со всем остальным миром. Обратите внимание, как американцев попросили из Китая, Ирана, Северной Кореи, из многих других стран, так как люди там хотят жить независимо и самостоятельно вершить свою судьбу.
Поэтому законодательная инициатива относительно антиазербайджанского проекта Смита более чем адекватный ответ, и она напрашивается чисто по логике вещей: почему американцам можно вмешиваться в наши дела, а мы не имеем права даже на защиту?
Вместе с тем, полагаю, что предложенный законопроект не будет доведен до логического конца, то есть не превратится в закон. Тут я думаю, нам необходимо синхронизировать действия с американцами, то есть поступать со своим законопроектом так же, как и американцы со своим. Это важно, чтобы не хватить лишнего в противостоянии с американцами. Мы должны уяснить насколько предложенный конгрессменом Смитом законопроект отражает мысли и настроения всего Конгресса США и всей политической элиты этой страны. Тем более, что данный законопроект не соответствует интересам Барака Обамы. Как бы его не критиковали за слабость, но он настоящий демократ, отдающий себе отчет в том, что нельзя перегибать палку, нельзя переходить красную черту. В частности, в вопросах противостояния с Россией, Ираном, Азербайджаном. Обама априори человек настроенный на компромисс. А его критика в основном исходит от «ястребов», каковых немало в рядах той же Демократической партии США. Поэтому нам важно не сгущать краски в отношениях с США и не лезть на рожон.
Ильгар Велизаде, политолог:
- Ситуация сегодня в американо-азербайджанских отношениях вызывает большую тревогу, озабоченность, сожаление и разочарование. С момента восстановления независимости АР в отношениях между нашими странами не раз возникали сложности, но никогда напряжение не заходило так далеко, не прослеживалось очевидного кризиса в отношениях.
К сожалению, сегодня процессы развиваются таким образом, что число таких негативных явлений увеличивается, и это, естественно, характеризует ситуацию как очень близкую к полномасштабному кризису взаимоотношений. Все предпринимаемые в последнее время действия свидетельствуют об этом. Что касается подходов, использования темы прав человека в отношениях между двумя странами (она затрагивается и в американской законодательной инициативе, и в ответной азербайджанской), я думаю, что в любом случае, это не тот вопрос, который должен определять характер связей между государствами.
Естественно, есть проблемы в подходах сторон к тем или иным процессам, которые идут в нашем и американском обществах, но все они, как это происходило в предыдущие десятилетия, должны решаться в формате диалога, путем согласования этих подходов. В прежние годы такой формат успешно присутствовал во взаимоотношениях между МИД АР и Госдепартаментом США, и вообще между нашими странами. То есть, проблемные моменты выносились на обсуждение, и решались путем различных переговоров и согласований.
Сейчас эта практика себя почему-то не обнаруживает. Напротив, мы видим другой подход, контрпродуктивный - когда, не ставя в известность официальные лица и госструктуры, озвучиваются и проводятся односторонние инициативы и действия, которые на выходе больше напоминают давление, нежели согласование позиций. А язык диктата и односторонних шагов никогда не приводил к положительным результатам.
Я считаю, что пока две эти инициативы не приняли форму окончательных резолюций в парламентах обеих стран, еще есть время остановить этот процесс, обратить его вспять и наладить конструктивный диалог. Если этого не произойдет, то большой вред будет нанесен как Азербайджану, так и США. Нам, потому что Вашингтон является важным партнером Баку на Западе, особенно в реализации евроатлантического вектора азербайджанской политики, а США, потому что такое развитие событий создаст серьезные проблемы для их внешнеполитической стратегии на Южном Кавказе, в Каспийском регионе в частности.
Поэтому, пока у сторон есть еще время, надо бы переформатировать эти процессы. То есть, принять во внимание долгосрочные интересы и постараться не педалировать ситуацию.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать