• пятница, 29 Марта, 02:09
  • Baku Баку 7°C

Двенадцать лет спустя

17 декабря 2015 | 11:44
Двенадцать лет спустя

РЕГИОН
Совет управляющих МАГАТЭ единодушно принял окончательную резолюцию по иранской ядерной программе (ИЯП).
Принятие резолюции Советом управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), закрывшей вопросы о так называемой возможной военной составляющей (PMD) в ИЯП, «стало поворотным моментом в истории отношений Ирана и МАГАТЭ». Такую оценку одобренному накануне в Вене документу дал глава Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Али Акбар Салехи в интервью телеканалу IRINN.
«Дело о PMD длилось 12 лет», - сказал он. Резолюция подтвердила, что ядерная деятельность Ирана всегда носила мирный характер, подчеркнул Салехи.
Глава ОАЭИ также отметил, что Тегеран всегда возражал против некоторых положений резолюции, в которых утверждается, что Иран якобы вел теоретические исследования по моделированию ядерного взрыва до 2003 года, что было использовано против ИРИ при решении о введении санкций.
По оценкам МАГАТЭ, в период до 2003 года в ИРИ проводилась разработка ядерного взрывного устройства, но эти работы не продвинулись дальше научно-исследовательских разработок. Международное агентство также не выявило «переключения» ядерного материала на военные цели.
В документе агентства говорится, что расследование «проводилось в соответствии с согласованным графиком» и что оно «закрывает процесс рассмотрения Советом этого вопроса». Резолюция является завершающим этапом реализации «дорожной карты», которая была подписана летом текущего года во исполнение Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ИЯП.
Таким образом, она дает «зеленый свет» реализации ядерного соглашения, заключенного в июле в Вене Тегераном и «шестеркой» международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия). Салехи выразил надежду, что санкции в отношении Ирана, в соответствии с СВПД, будут отменены в середине января будущего года.
Итак, с принятием резолюции вопрос о PMD Ирана закрыт, все предыдущие резолюции совета по данному вопросу отменены, и отношения МАГАТЭ и Ирана отныне будут регулироваться обычным набором документов, таким как Соглашение о гарантиях и дополнительный протокол к нему.
И если все пойдет по написанному, с Ирана будут сняты ограничения на экспорт нефти. По словам иранского министра нефтяной промышленности Биджана Зангане, в случае отмены санкций поставки будут увеличены на 500 тыс. барр./день уже в начале 2016 года.
Кстати, в августе Всемирный банк пришел к выводу, что рост иранского экспорта на 1 млн барр. в день приведет к падению цен на нефть на $10 в результате дальнейшего затоваривания рынка. Вопрос в том, не могут ли в течение остающегося месяца возникнуть какие-либо дополнительные препятствия для реализации решения об отмене антииранских санкций?
Известный конфликтолог Эльхан Мехтиев уверен, что не могут. В беседе с газетой «Каспiй» он заявил:
- Во-первых, я думаю, что в остающийся недолгий период Тегеран постарается никак не нарушать условия достигнутых договоренностей. Это не в его интересах. Да и, кроме того, в Иране действует постоянная мониторинговая миссия «шестерки» - эти инспекторы буквально каждый день присутствуют на ядерных объектах и наблюдают за всем, что там происходит. Так что, если уж там начнутся какие-то новые работы в области ядерных исследований, то это будет обнаружено сразу же.
Во-вторых, и западные страны не имеют видимых резонов для создания внезапных искусственных препятствий на пути отмены санкций. Напротив, они сами заинтересованы в развитии отношений с Ираном - особенно в контексте развития событий на Ближнем Востоке. В большей мере этот интерес связан с иранскими энергоресурсами, а также и с другими отраслями. Запад желает видеть поставки газа и нефти из ИРИ на свои рынки. Конкретно страны Европы очень хотели бы поскорее избавиться от газовой зависимости от России. Кроме того, их крупные корпорации видят Иран как очень большой новый рынок для сбыта своей продукции.
Но тут нельзя забывать и о еще одном событии. Комитет СБ ООН по санкциям признал нарушением соответствующей резолюции пуск Ираном баллистической ракеты. Иран допустил нарушение резолюции СБ ООН 1929, осуществив пуск баллистической ракеты Emad, говорится в заявлении комитета СБ ООН по санкциям.
«На основе анализа и полученной информации комитет пришел к заключению, что пуск ракеты Emad является нарушением параграфа 9 резолюции 1929», - цитируют СМИ положение доклада комитета.
По оценкам экспертов, ракета Emad способна нести ядерный заряд. Однако министр обороны Ирана Хосейн Дехган в октябре, информируя о пуске ракеты, подчеркнул, что это не связано с соглашением по ИЯП.
Тем не менее, американский Белый дом в связи с пуском Emad не исключает введения в отношении Ирана новых санкций.
«Безусловно, я не исключаю принятия дополнительных мер, если наши представители в области обеспечения национальной безопасности сделают вывод, что новые санкции будут полезны», - сказал официальный представитель Белого дома Джош Эрнест, комментируя ракетный пуск.
В частности, он сообщил на брифинге: «Мы считаем, что это серьезное действие, наносящее вред стабильности в регионе. Поэтому США ранее так решительно поднимали это вопрос в СБ ООН».
Так что, еще неизвестно, какого рода «дополнительные меры» в отношении Ирана могут принять страны Запада в ближайшие недели, и не будут ли они способны стать своеобразной заменой отменяемым старым санкциям.
Рауф ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать