• пятница, 29 Марта, 09:41
  • Baku Баку 5°C

Лимит исчерпан

16 декабря 2015 | 12:13
Лимит исчерпан

ПОЛИТИКА
Турция полностью поддерживает Азербайджан в урегулировании карабахского конфликта и возвращении всех оккупированных Арменией земель. Ради оказания давления на страну-агрессора еще в 1993 году после оккупации армянами Кяльбаджарского района Анкара закрыла границу с Арменией, присоединившись к усилиям Азербайджана по блокаде агрессора. Граница закрыта до сих пор и будет оставаться на запоре, как неоднократно заявляли турецкие официальные лица, до полной деоккупации азербайджанских земель.
Следует отметить, что при каждой встрече официальных лиц Азербайджана и Турции, в ходе взаимных визитов и на международных мероприятиях, Анкара устами своих представителей всегда подчеркивала приверженность восстановления территориальной целостности Азербайджана и возвращения ему всех захваченных районов. Поэтому ни для кого не стало откровением очередное заявление премьер-министра Турции Ахмеда Давутоглу, сделанное им недавно в рамках визита в Баку о том, что Анкара сделает все возможное, чтобы вернуть Азербайджану территории в Нагорном Карабахе.
Тем не менее данное вполне обычное для турецких официальных лиц заявление, причем повторенное уже сотни раз, вызвало жесткую реакцию российской стороны. В частности, постпред РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич в эфире телеканала «Россия 24», комментируя данное заявление Давутоглу, заявил, что попытки Турции защитить одну из сторон конфликта в Нагорном Карабахе деструктивны и не могут иметь никакого продолжения.
«Такую позицию в ОБСЕ не поддерживают. Есть строгое понимание, что три сопредседателя - Россия, Франция и США - несут основную нагрузку, равно как и члены Минской группы, как таковой. Куда, кстати, входит Турция. Но ведущая роль закреплена, и она признается, за тремя сопредседателями...», - отметил российский дипломат.
Свою оценку высказыванию Лукашевича в интервью газете «Каспiй» высказал отечественный политолог Ильгар Велизаде.
- Выступать с определенными приоритетами относительно внешней политики является прерогативой того или иного государства. В данном случае - Турции. Поэтому какие-либо претензии к внешнеполитическим приоритетам Анкары со стороны других государств неуместны.
Здесь также важно отметить одно обстоятельство, которое подчеркивают официальные Баку и Анкара в двусторонних отношениях - это известный принцип: «Один народ, два государства». Руководство обеих стран неоднократно выступало с соответствующими заявлениями, да и политико-правовая база говорит о том, что они опираются именно на этот принцип в реализации своих внешнеполитических шагов. Поэтому проблемы Турции в Азербайджане воспринимаются как свои и наоборот. Соответственно карабахский конфликт воспринимается официальной Анкарой и турецкой общественностью в качестве проблемы самой Турции. Другой подход тут априори невозможен. Лукашевич должен принимать во внимание этот аспект.
Помимо этого, в вышеприведенном заявлении Лукашевича имеется определенная доля ревности. Дело в том, что Анкара по карабахской проблематике занимает более близкую позицию по отношению к Баку. Москва же к этому вопросу подходит с существенными оговорками и принимает во внимание позицию агрессора - Армении. Естественно, что Азербайджану в данном вопросе импонирует позиция Турции, как отвечающая нашим интересам.
Для России такое положение может рассматриваться как ослабление влияние на Азербайджан, как одного из участников карабахского конфликта. Несмотря на то, что в последние годы российская стороны предпринимала определенные шаги по сближению позиций с Баку, но в карабахском вопросе позиция Анкары ближе нам. К тому же лимит сближения с российской стороны уже исчерпан и теперь Москве пора идти на конкретные шаги по урегулированию карабахского конфликта.
К сожалению, данное выступление Лукашевича может стать опасной тенденцией, когда вопрос урегулирования карабахского конфликта окажется заложником российско-турецкого противостояния. Не секрет, что после инцидента с российским бомбардировщиком Су-24, отношения между Россией и Турцией резко охладились - Москва приняла целый ряд запретительных мер в отношении турецких товаров и граждан. Резкой стала и риторика российских официальных лиц, критикующих уже практически все действия Анкары. Под эту критику попала и поддержка Турцией Азербайджана в карабахском вопросе.
Остается надеяться, что это было просто эмоциональное выступление, которое никак реально не отразится на отношении Москвы к сторонам конфликта, не приведет на зло Анкаре к полному переходу России на армянские позиции. Иначе Москва просто потеряет право быть посредником в урегулировании карабахского конфликта.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать