• суббота, 20 Апреля, 17:54
  • Baku Баку 23°C

Будет ли результат

08 декабря 2015 | 10:22
Будет ли результат

ПОЛИТИКА
Совместная комиссия Ирана и «шестерки» по наблюдению за реализацией ядерного соглашения - совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) - в ближайшее время обсудит в Вене проект резолюции о закрытии ядерного досье Исламской Республики. Об этом, как сообщает ТАСС, проинформировал общественность генеральный директор по политическим и международным делам МИД Ирана Хамид Баэдинежад.
«В ходе сессии совместная комиссия Ирана и группы «пять плюс один» обсудит проект резолюции совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), на основании которой должно быть закрыто досье о возможной военной составляющей (PMD) ядерной программы Тегерана», - отметил иранский дипломат, подчеркнув, что проект резолюции будет подготовлен на основе консультаций и прямого диалога с Ираном и стоит надеяться на то, что совет управляющих МАГАТЭ придет к единогласному и окончательному решению о закрытии дела, связанного с PMD.
Следует иметь в виду, что резолюция должна быть принята в соответствии с СВПД не позднее 15 декабря. Она станет основанием для начала реализации сторонами ядерной сделки, заключенной 14 июля в Вене. И, судя по всему, у сторон не должно возникнуть разночтений в ходе совместных обсуждений.
Ведь в период с 14 июля по 15 октября МАГАТЭ и Иран предприняли ряд мер в рамках совместной «дорожной карты», призванных окончательно убедить экспертов агентства в мирном характере иранской ядерной деятельности.
И, кроме того, 1 декабря генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано обнародовал доклад, подтвердивший отсутствие военных аспектов в ядерной программе ИРИ. Таким образом, пока что нет видимых причин для того, чтобы стороны не пришли к ожидаемому результату.
Напомним также, что ранее иранский парламент одобрил в окончательном чтении законопроект о реализации соглашения с «шестеркой» международных посредников по ядерной программе Тегерана. Одновременно с этим депутаты согласовали список контрмер, которые будут приняты иранским руководством, если другая сторона нарушит условия сделки, например, откажется в установленные сроки снимать с Тегерана санкции. Таким образом, Иран пытается обезопасить себя от различных неожиданностей, очевидно, не до конца доверяя такому партнеру по переговорам, как США.
В принципе, основания для такого недоверия есть, учитывая, что и по ту сторону океана у значительной части политического истеблишмента настороженность в отношении намерений Ирана отнюдь не спадает.
Свежий пример - в минувшие выходные, выступая на американо-израильском форуме в Вашингтоне, кандидат в президенты США Хиллари Клинтон заявила, что если Иран нарушит договоренности по ядерной программе, то «военное решение» проблемы исключать нельзя. При этом экс-госсекретарь сначала оговорилась, сказав «ядерное решение». Таким был ее ответ на вопрос из зала, уточняет ТАСС.
Не менее тревожным сигналом для Запада могут послужить и новые заявления помощника президента РФ Владимира Кожина. Россия рассчитывает на серьезное развитие военно-технического сотрудничества с Ираном после снятия с него санкций, сообщает газета «Известия» со ссылкой на его слова. «Когда будут сняты все ограничения, все санкции, думаю, у нас будет достаточно серьезное развитие в области военно-технического сотрудничества, частично оно сейчас уже идет по тем вещам, которые не попадают под санкции, в последующем мы рассчитываем на очень крупные проекты», - отметил В.Кожин.
По его словам, заинтересованность иранской стороны очень большая.
«Они действительно нуждаются в серьезном обновлении практически всех своих вооруженных сил. По всем направлениям. Все требует модернизации, обновления. Учитывая, что это крупная страна с крупными вооруженными силами, конечно, речь пойдет об очень крупных контрактах, речь пойдет о миллиардах», - подчеркнул В.Кожин.
Кстати, Россия начинает поставки в Иран зенитных ракетных систем С-300 в рамках контракта, выполнение которого было отложено санкциями, введенными Советом Безопасности ООН. В начале ноября вступил в силу новый контракт на поставку данных систем в Иран.
Между тем, Кожин также сообщил, что Иран заинтересован в поставках всех видов российских вооружений, а не только зенитных ракетных комплексов.
Таким образом, ситуация сейчас такова, что еще не дойдя до момента окончательной отмены санкций, одна из сторон Венского соглашения вполне может сделать шаг назад. А из такого откатного положения вернуться в прежнее русло диалога будет, пожалуй, посложнее, чем весной-летом нынешнего года.
Рауф ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать