• четверг, 28 Марта, 22:10
  • Baku Баку 13°C

Пора отрезвиться

04 декабря 2015 | 12:37
Пора отрезвиться

КОММЕНТАРИЙ
Несколько дней назад вступили в силу ограничительные меры экономического характера, принятые Кремлем в отношении некоторых видов турецкой продукции, и бизнесменов этой страны. Также рассматривается вопрос введения визового режима с Турцией уже в этом месяце.
О возможном влиянии этих мер на российскую экономику и последствиях принятых решений для российско-турецких отношений в интервью газете «Каспiй» рассказал известный российский политолог Дмитрий Москвин.
- Насколько вообще введенные Кремлем экономические санкции против Турции соответствуют нынешнему положению российской экономики?
- Санкции против Турции - это наименьшее зло, которое российское правительство смогло найти, чтобы ответить на действия турецкого руководства. Учитывая истеричную реакцию российского истеблишмента на сбитый Су-24, можно было ожидать чего угодно. Для страны, которая пытается быть глобальным лидером, настолько невыверенные заявления, конечно, непозволительны. Впрочем, решения оказались гораздо взвешеннее и скорее были направлены на пиар-эффект, нежели на реальный подрыв экономики Турции.
Фактически введенные санкции не затрагивают основные статьи импорта из этой страны - продукцию машиностроения и оборудования, а также одежду и прочую продукцию легкой промышленности. Это более половины объема импорта в Россию. Принятые правительством РФ решения не наносят серьезного удара по турецко-российскому бизнесу, и одновременно показывает зависимость российской экономики от внешней торговли. В условиях глобализации и тотальной взаимозависимости стран друг от друга идеи о полной экономической автаркии оказываются завиральными.
- Какой же тогда будет эффект от санкций?
- Прежде всего, это сокращение туристических потоков россиян на турецкие курорты. Причем нельзя сказать, что эта мера была направлена именно против Турции - такие же действия уже предприняты против Египта, заявлено о возможности сворачивания турпотока в Черногорию и Гоа. Мне кажется, что все это не имеет никакого отношения к войне и внешнеполитической напряженности. Это чистая экономика: туристы вынуждены будут ехать на южные курорты России, таким образом, оставляя внутри страны миллиарды долларов, откладываемых в течение года на отдых. Это выгодно Москве.
Но с Турцией все-таки гораздо важнее сохранить возможности сотрудничества в энергетической сфере - строительство трубопроводов и в будущем АЭС «Аккую». Вот если санкции коснутся данной сферы, то это будет ощутимо для обеих сторон. Введенные сейчас меры ограничения в торговле - это скорее заявка на то, что можно будет пойти дальше, если Анкара не откажется от своей позиции относительно войны в Сирии.
- Что вообще ждет экономику России после всех этих санкций и контрсанкций в ближайшие 5-10 лет: кризис или коллапс?
- Предсказать что-либо конкретное в нынешних условиях глобальной политической турбулентности я бы не решился. В экономическом плане для России наступило очень тяжелое время. Внутренних резервов точно недостаточно, зависимость от импорта касается всех сфер жизни российского общества. Наивно полагать, что в стране вдруг из ничего родятся собственные технологии, производства и урожаи будут достаточными для поддержания высокого уровня жизни россиян. Заявления об этом - чистый популизм, не подкрепленный никакими реальными действиями.
Пока что мы можем наблюдать стремительное сокращение бюджетных трат во всех регионах страны, сворачивание социальных программ, сокращение врачей, угрозы перевода ряда предприятий на неполную рабочую неделю. Конечно, это кризис. Есть ли из него адекватные выходы - остается непонятным. Кремль и правительство явно увлеклись внешнеполитической авантюрой.
- А какой эффект санкции и усугубление экономической ситуации в стране имеют на политическую жизнь в России?
- Политическая система нашей страны стоит перед серьезными вызовами. Власть, как говорится, «влипла», считая, что сначала надо заявить о себе как о великом геополитическом игроке, а уже затем подкреплять эту заявку сильной экономикой и высоким благосостояниям собственных граждан. Ощущение, что второе вообще выпало из поля зрения Кремля. Вся его активность сосредоточена на полсотни лидеров разных стран мира - убедить, шантажировать, а на кого-то сильно обидеться и попробовать отомстить.
На какое-то время этими играми можно увлечь и население страны, но потом люди идут в пустеющие магазины с растущими ценами, смотрят на обесценивание рубля и сохраняющиеся на докризисном уровне зарплаты. Думаю, что уже в 2016 году все большее количество людей будут задавать вопросы, почему игры власти в геополитику напрямую касаются каждого живущего в России.
И это будет не момент отрезвления от пропаганды, не момент формирования адекватных представлений о состоянии РФ, а время для разворачивания еще более радикальных ожиданий «светлого будущего», назначения и борьбы с внутренними врагами. Конфликтный потенциал в российском обществе чрезвычайно высок. И я опасаюсь, что им могут воспользоваться праворадикальные, националистические силы.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать