• пятница, 26 Апреля, 19:25
  • Baku Баку 22°C

Один за всех, все за одного

03 декабря 2015 | 13:02
Один за всех, все за одного

Североатлантический альянс в ближайшие недели подготовит пакет мер по обеспечению безопасности Турции и будет пристально следить за ситуацией на юго-восточном рубеже альянса. Об этом свидетельствует и коммюнике, распространенное накануне главами МИД стран-членов НАТО. Даже в уставе организации отмечено, что безопасность ее неделима и что все ее члены обязаны реагировать на вызовы и угрозы.
Не только словом
Решительность типа «один за всех, все - за одного» подкреплена делами. Так, в 2012 году союзники приняли решение об укреплении системы противовоздушной обороны Турции и с этой целью в стране были размещены ЗРК «Пэтриот». Кроме того, есть настроенность продолжить разработку дополнительных мер по обеспечению безопасности буквально в течение ближайших нескольких недель. И вовсе не исключено, что к новому году братское государство усилится еще несколькими средствами ПВО, и не только.
Так что НАТО хоть и не вмешивается пока в конфликт Анкары с Москвой, все равно пристально следит за событиями на юго-восточной границе, включая продолжающийся кризис в Сирии, поскольку для них важнее всего - поддержка территориальной целостности союзников.
Кроме того, на уровне высокого руководства принята стратегия по борьбе с гибридными угрозами, и теперь гибридные атаки в отношении любой из стран, входящих в альянс, могут завести механизм статьи 5 Вашингтонского договора, предусматривающей коллективный ответ на угрозы. На этот счет двух мнений быть не может. Концепция включает три составляющие: подготовка, сдерживание и оборона.
Врагов немало
Генсек альянса Йенс Столтенберг на пресс-конференции не стал прямо отвечать на вопрос о том, относится ли это решение к России, уклончиво заявив, что «гибридные угрозы не связаны с одной конкретной страной или регионом, так как исходят из разных регионов мира». Очевидно, что принятие такой стратегии напрямую связано с Россией, поскольку эта тема актуализировалась после отторжения ею Крыма от Украины. Под этим термином в Брюсселе понимают угрозы информационного, политического или силового влияния на ситуацию. В качестве противодействия в ход может идти пропаганда, спецоперации, использование военной силы, кибернетические нападения и даже дезинформация для достижения конкретных политических целей.
Кстати, тема безопасности Турции не только плод многосторонних заявлений, но и двусторонних обсуждений. Так, на днях госсекретарь США Джон Керри и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу пришли к соглашению, что все же следует искать и дальше точки соприкосновения с Москвой, чтобы напрямую донести до нее свою позицию.
Всего лишь слова
Как считает экспертная группа газеты «Каспiй», разногласия Запада в целом и, в частности Белого дома и Аксарая с Кремлем касаются в первую очередь спора на тему, должен ли уйти сирийский президент Башар Асад. Впрочем, об этом открыто заявил президент США Барак Обама по итогам переговоров с Путиным в кулуарах климатической конференции. По его признанию, нет смысла ждать «разворота на 180 градусов» позиции Путина в отношении Сирии в ближайшие недели, но рассчитывает на его сотрудничество с западной коалицией в войне с «Исламским государством».
Американцы полагают, что Кремль отдает себе отчет о последствиях затяжной военной операции. «Я думаю, господин Путин понимает, поскольку Афганистан не изгладился из его памяти, что увязнуть в нескончаемом и парализующем гражданском конфликте - не тот результат, на который он рассчитывает», - сказал Обама.
И действительно, понадобится некоторое время для того, чтобы Россия изменила свою точку зрения на сирийский кризис и режим Асада, который она считает легитимным, тогда как западные страны уверены в обратном. Понятно, что военно-космические силы РФ в обозримом будущем не будут бомбить исключительно позиции ИГ, однако с нового года, возможно, в Сирии будут сформированы зоны с режимом прекращения огня, что позволит вывести из-под российских ударов противников Асада, поддерживаемых Западом и также борющихся с ИГ.
Кроме того, Москва, в конечном счете, поймет необходимость соединить свои усилия в военно-воздушной операции в Сирии, где провозгласила целью искоренение терроризма, с широкой международной военной коалицией, сложившейся ранее во главе с США. И этому есть основания. Ведь даже сам президент России, еще два месяца назад мечтавший возглавить собственную коалицию и стать спасителем человечества от терроризма, теперь заявляет, что согласен на более скромную роль. Теперь он с гораздо большим уважением относится к команде, возглавляемой американцами, и готов с ней сотрудничать. Вообще-то, по его мнению, лучше было бы создать единую коалицию с координацией действий, что было бы легче, проще и эффективнее.
Кто бы сомневался, однако, на поверку это даже не абстрактные намерения, а пока всего лишь слова, не более того.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать