• пятница, 19 Апреля, 17:02
  • Baku Баку 25°C

В Баку – Май

02 декабря 2015 | 18:46
В Баку – Май

ИСКУССТВО
Весь ноябрь в Бакинском государственном цирке работала цирковая программа «Ласта Рика» под руководством народного артиста РФ Евгения Майхровского. «Клоун Май» - это не только его псевдоним. Его клоунский образ удивительно сочетается с этим псевдонимом, с появлением на манеже цирка он сразу создает весеннюю атмосферу и праздничное настроение. В том цирке, который с детства дарил каждому из нас ни с чем несравнимое чувство радости и веселья, главными всегда считались клоуны.
Е.Майхровский один из самых известных в своей профессии, его имя обычно числится в одном ряду с такими мастерами как Карандаш, Юрий Никулин, Олег Попов, при этом сохраняя свой стиль, свое лицо, свой неповторимый образ.
- Вы выступали в Баку 45 лет назад. Каким вы увидели наш город через такой большой промежуток времени, что вам больше всего понравилось?
- Действительно, я был в Баку очень давно, в 1970-ом. Но, приехав на этот раз, я прочитал книгу Манафа Сулейманова «Дни минувшие» - информация потрясающая. Благодаря этой книге я совсем по-другому посмотрел на ваш город. Меня поразила фигура Гаджи Зейналабдина Тагиева, и то, сколько он сделал для своего города. Это настоящий пример восточной мудрости и любви к Родине. Увы, нынешние миллионеры этого не делают.
А вот бакинская публика совсем не изменилась, на всех представлениях цирка аншлаги. Заметно, что бакинцы любят цирковое искусство. Нашим артистам в цирке каждый день дарят очень много цветов. Такого мы давно не видели. Вообще бакинцы очень приветливы и добродушны.
- Азербайджанские артисты цирка постоянно находятся в разъездах, на Родине их знают мало. Вы со многими из них близко общались, вместе работали, кто вам больше запомнился?
- Тофик Ахундов. Мы учились с ним на одном курсе в цирковом училище. В этом году исполняется 50 лет, как мы окончили училище. Он был очень хорошим эквилибристом, но не стал останавливаться на достигнутом, и решил создать номер с дрессированными бегемотами и обезьянами. Также очень близко я дружил с семьей Назировых. Фуад Гамбарович, с женой Галиной и двумя партнерами работали в прекрасной акробатической четверке. Их дети тоже блестящие артисты - Руфат и Тамилла выступали с номером воздушной гимнастики. В 1998 году они исполнили свой опасный номер на Останкинской телебашне, на высоте 348 метров.
- Многие из наших артистов выступали в составе Азербайджанского национального циркового коллектива. Кого бы вы хотели еще отметить?
- Национальные цирковые спектакли - это большое достижение нашего цирка. Эти коллективы прекрасно преподносили духовное богатство, фольклор народа. Я очень уважал великого мастера Хосрова Абдуллаева. Они с женой Лидией Абдуллаевой показывали оригинальный зажигательный номер - «Жонглер с шляпами». Позже выпустили прекрасный иллюзионный аттракцион. Хосров был удивительный человек.
Не могу не рассказать о Сиявуше Шафиеве. Он поразил меня эволюцией, которую произвел в балетной группе, работая главным режиссером «Московского цирка на сцене». Девочки не только танцевали, но и жонглировали пятью предметами и делали акробатические трюки. Мы работали в его программах по дворцам спорта...
- В Азербайджане Сиявуша Шафиева больше знают как актера кино, он создал неповторимые роли в популярных и по ныне фильмах. Многие даже и не знают, что он был акробатом, художественным руководителем Азербайджанского национального коллектива, руководителем Бакинской детской цирковой студии…
- Кстати, он в своей студии воспитал Рафаэля Циталашвили, иллюзиониста с мировым именем. После прихода Сиявуша Шафиева в «Московский цирк на сцене», качество программ заметно изменилось. Он приглашал высокопрофессиональных исполнителей, делал прекрасные постановки, очень переживал за успех, его программы не раз приглашались на зарубежные гастроли. К сожалению, мы очень рано его потеряли.
- Клоунада считается самым сложным жанром цирка. Как вы пришли в клоунаду, наверняка, в училище учились другому жанру?
- Я учился на клоуна, окончил училище с отличием. Но учили нас в цирковом училище многим жанрам, а актерское мастерство у нас преподавали педагоги МХАТа. Вообще за свою карьеру я, разве что, дрессуру хищников не освоил. Параллельно с клоунадой, занимался также в отделении акробатики. Профессионально овладел игрой на саксофоне и трубе, исполнял стойку на руках, выступал в воздухе, ходил по канату, жонглировал… Это все мне потом очень пригодилось. А перед окончанием училища решил купить собачку в качестве партнера. Так у меня появилась белая лохматая собачка Филя, которая вылезала из чемодана и участвовала во многих моих репризах.
- Советский цирк и правда был самым лучшим, или это была пропаганда тех времен?
- Безусловно, это была продуманная, работоспособная система, живой организм. В развитие циркового искусства вкладывались огромные средства. Планомерно создавались цирковые номера и аттракционы на высоком художественном уровне, в создании которых участвовали лучшие авторы, режиссеры, композиторы, художники, покупались редкие животные, изготавливалась сложная аппаратура, реквизит, костюмы, писались книги, издавались газеты и журналы, существовала система специального образования. В цирках ставились уникальные сюжетные постановки. Я участвовал в двух таких постановках. В 1977 году, в Пермском цирке я сыграл главную роль в спектакле «Бумбараш», поставленный режиссером Игорем Тернавским по мотивам повести Аркадия Гайдара. Я летал, как воздушный гимнаст, под куполом, скакал на лошадях, стрелял, дрался и, главное, пел под куполом без микрофона. А в 1984-ом с режиссером Алексеем Сониным сделали постановку «Каштанка» по одноименному рассказу А.П.Чехова. Спектакль больше был рассчитан на мои актерские возможности, и мне пришлось сыграть почти все основные роли.
- Цирк всегда славился талантливыми дрессировщиками. Сегодня в более чем 40 странах мира существует запрет на использование диких животных в цирках. Как вы считаете, не слишком ли сгущают краски защитники животных?
- Любой цирк вырос на дрессуре животных. Существуют разные методы дрессуры. Одним из уникальных дрессировщиков я считаю Вальтера Запашного. И дети его работают прекрасно. Однажды во время гастролей советского цирка в Америке, на пресс конференции представитель Партии зеленых предъявил претензии, что клетки, в которых содержатся медведи, кажутся ему очень тесными. На что Юрий Никулин ответил, что размеры клеток в цирке в точности соответствуют размерам берлоги в Сибирском лесу.
Мне трудно говорить об этом, я работаю с домашними животными. У меня животные окружены заботой и лаской, чувствуют себя в цирке прекрасно. Но разрушить это просто не возможно. Я был свидетелем того, как сохранены традиции дрессуры в Швейцарии, в «цирке Кни», где работают с множеством дрессированных животных. Этот семейный цирк всегда демонстрирует пример образцового содержания животных. В мире также есть очень хорошие зоопарки, где животные ежегодно дают потомство. Конечно, нам всем надо бороться за чистоту окружающей среды, за природу, где животные, птицы и морские млекопитающие стремительно теряют ареал обитания, заражаются химикатами, отходами производства, погибают от рук браконьеров. Животные все чаще приходят спасаться к людям. А запрет животных в цирке - это пиар от лукавого.
- Довольны ли вы молодым поколением цирковых артистов, какая она, современная молодежь?
- Разная, так же как и в наше время. Тогда тоже были молодые артисты, которые думали только о деньгах. Сейчас таких больше. Для нас, к примеру, деньги не были главным в жизни, мы стремились к профессиональному росту, и в таком духе старались воспитывать своих детей.
- Цирк, как и другие виды искусства, находится в развитии, с годами очень много в работе артистов меняется. Что бы вы хотели поменять в цирке?
- Главное в цирке - нести людям добро, дарить улыбку, положительное настроение. Ведь искусство цирка адресовано каждому - и детям, и умудренным жизненным опытом взрослым. Каждый может унести отсюда свою частичку радости и добра. В самой сути цирка тяга к совершенству, стремление сделать невозможное. Ведь каждое выступление артиста, каждый удачно выполненный трюк - это преодоление, это победа, прежде всего над собой. Я хочу, чтобы цирк был всегда, чтобы всегда он был таким чистым, добрым, чтобы всегда на манеж выходили клоуны и дарили людям частичку своей души. Писатель Леонов сказал: «Цирк нужен каждому человеку, как зеленая веточка за окном».
Раджаб МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать