• пятница, 29 Марта, 18:39
  • Baku Баку 14°C

Город шпионов

02 декабря 2015 | 12:10
Город шпионов

РАЗМЫШЛЕНИЯ
Известный азербайджанский писатель, мастер детектива Чингиз Абдуллаев в 90-х годах написал роман «Город шпионов». Суть романа была такова: из-за того, что Азербайджан находится на стыке Азии и Европы, богатых нефтегазовых залежей и абсолютно независимой политики, сразу после обретения страной независимости Баку был просто нашпигован шпионами.
Современная реальность как минимум не отстает от романа. ЦРУ, Моссад, СВР, ГРУ, КСИР, Ми-6 и это еще не полный перечень разведывательных организаций, которые слетелись как мухи на «нефть». В преддверии подписания в 1994 году «Контракта века», каждый пытался быть на шаг впереди конкурента, друга, союзника, врага. Одним словом в Баку все играли против всех.
Контракт века был подписан, трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан проложен, нефть потекла рекой, мало того, подписан газовый «Контракт XXI века», и не за горами тот день, когда в Европу поступит «голубое топливо» с месторождения «Шахдениз»…
Что случилось со шпионами? Дело в том, что шпионы не покинули территорию Азербайджана, а, наоборот, по прошествии более 20 лет они глубже внедрились в общество, кто-то не без помощи старших товарищей уселся в чиновничье кресло, кто-то поступил умнее и начал готовить людей влияния. Одним словом, каждый нашел чем заняться.
Кто они, люди влияния?
Люди влияния активно используются всеми крупными разведками мира. Но получить полноценного человека влияния не так-то просто. Для этого нужны два фактора - время и деньги. Если с деньгами у многих разведок нет проблем, то времени хватает не у всех и не всегда. Программа по созданию человека влияния запускается за 15-20 лет до того момента, пока он будет использоваться. А все начинается еще со школы. Открываются новые или же внедряются в существующие, обычные или религиозные школы, учителя, и начинается пропаганда тех или иных ценностей. Ближе к окончанию школы определяются потенциально готовые к вербовке выпускники, и они направляются в страну вербовщика для получения «высшего образования».
Но никто в этих странах не учится на шпиона и не обучается приемам Джеймса Бонда. Юноши учатся на менеджера, врача, юриста, психолога… на моллу, да на кого угодно, это не главное. Главное то, что за в течение 4-5 лет, вдали от дома, молодым людям вдоль и поперек промывают мозги разной идеологией. А уже по возвращении на родину и после того, как эти люди устраиваются на работу (безусловно, хорошую, ведь они получили зарубежное образование), в какой-то момент запускают их функцию «человека влияние» и в большинстве случаев они отстаивают интересы иностранных разведок и стран, сами об этом не догадываясь. То есть за время учебы их подготовили таким образом, что то, чем они занимаются, по их мнению, и есть правильный поступок, а никак не указка разведки.
Под личиной «благодетелей»?
Конечно, не каждого студента удается завербовать. Среди тех, кто не оказывается в числе потенциальных «людей влияния», - люди начитанные, здравомыслящие с хорошим мировоззрением, которые сразу пресекают попытки вербовки. Спросите любого кто, начиная с 1990 года, за счет Турецкого государства, обучался в этой стране: пытались ли их привлечь к нурсизму или нет? Или какую цель преследует США, ежегодно выделяя многомиллионные гранты на обучение в этой стране? Все делается ради личной выгоды.
Ни одна страна мира не будет оплачивать обучение у себя ради того, чтобы в Азербайджане выросло количество высококлассных специалистов. Благотворительность? Это ширма. Это несложно доказать. Вы когда-нибудь задавались элементарным вопросом: почему страны, которые готовы предоставить политическое убежище любому, кто поскользнулся, упал, разбил нос и обвинил власть в том, что ему под ноги бросили банан, но высококвалифицированных специалистов, которых они сами же, за свои деньги обучили, посылают обратно на Родину? Вот они благодетели…
Раб божий или холоп раба?
Самый верный и замаскированный способ вербовки - это не внедрение новой, чуждой идеи, а перенаправление уже существующей. В большинстве случаев используется религия как средство вербовки. Всем уже известны случаи, когда люди, получившие высшее религиозное образование в Ираке, Иране, Кувейте, Афганистане, Египте, возвращались на родину и создавали радикальные экстремистские ячейки, под религиозным прикрытием.
Как бы странно это ни прозвучало, но немало людей, которые после всего лишь годовой переквалификации в Великобритании, возвращались приверженцами ваххабизма. Или тот же самый наш сосед Иран, обучая «правому» шиитскому ремеслу, самых «хороших, послушных» учеников использует для постоянной нервотрепки соседей.
Взять, к примеру, небезызвестного по последним нардаранским событиям, Талеха Багирзаде. Он еще в юношеские годы, в 90-х, попал под влияние экстремистов, события 2002 года, произошедшие в Нардаране были истолкованы ему не как попытка экстремистов совершить беспорядки, а совсем в другом направлении. После этого было долгое обучение в одном из религиозных вузов Ирана.
По возвращении в Азербайджан Талех Багирзаде начал потихоньку нести людям «правду», которой его обучили. Так получилось, что после обретения независимости в южных регионах Азербайджана, где люди даже наперекор Советской власти, упорно оставались набожными, было посажено семя радикализма, в дальнейшем этот же метод был применен в поселке Нардаран.
К сожалению, был упущен тот момент, когда влияние пропаганды, радикализма и экстремизма можно было пресечь в зародыше. Нечистые на руку силы, воспользовавшись невежеством и не лучшим социально-экономическим положением жителей поселка, настраивают их против власти и одновременно пропагандируют якобы правильные ценности. И время от времени разные талехи багирзаде возглавляют эти экстремистские движения, выдавая себя за «спасителей» народа. Правда, каждый раз, когда эти движения раскрывали себя и выливались в попытки учинить беспорядки, власть, заботливой, но все-таки жесткой рукой, давало ремня гражданам, вставшим на неправильный путь. А люди влияния, такие как Талех Багирзаде, отправлялись далеко и надолго.
К сожалению, это не конец, ведь вместо отрубленной головы вырастает новая, к тому же будущий Талех Багирзаде уже завербован, обучен и выслан на родину. Надо только переждать, и как только все немного успокоится, начать все заново.
Гангрена не лечится
То, что происходит уже более 15 лет в поселке Нардаран нельзя назвать ничем иным как гангреной. Как известно, гангрена не лечится, единственный способ не допустить распространения - это ампутация мест, ею пораженных. Но, конечно, способ этот непреминим к Нардарану. Нардаран - это Азербайджанская земля, а люди, которые там живут, пусть отчасти и попали под влияние экстремистов и религиозных радикалов, но все-таки граждане Азербайджана. Их нужно и можно лечить.
Во-первых, где рука местной исполнительной власти? Почему она допустила, что дело дошло до такого? Почему пустуют школы? Что, разве местная исполнительная власть и городское управление образования не в курсе того, что дети школьного возраста предпочитают созданные бог знает кем медресе (школы)? Почему Государственный комитет по работе с религиозными организациями и Управление мусульман Кавказа не ведет работу по выявлению пропаганды «неправильного ислама»? Почему правоохранительные органы подключаются тогда, когда экстремисты с помощью обмана собрали вокруг себя энное количество недалеких граждан? Почему МНБ занималось террором бизнесменов, а не выявлением экстремистов? Вопросов много. И ответы на них знают там, где положено знать и кому принимать меры.
И если мы не хотим, чтобы в очередной раз Нардаран или же какой-нибудь другой поселок, деревня, район или город попал под влияние экстремистов, надо просто ответы на заданные вопросы воплощать в жизнь.
Джейхун АСКЕРОВ
banner

Советуем почитать