• четверг, 26 Декабря, 19:03
  • Baku Баку 9°C

Газ как фактор сближения

02 декабря 2015 | 11:16
Газ как фактор сближения

МНЕНИЯ
Российско-турецкие отношения, к сожалению, вошли уже в ту фазу, из которой будет очень сложно выбраться. В частности, экономические санкции против Турецкой республики стали уже реальностью после подписания президентом РФ Путиным соответствующего указа.
О последствиях этих санкций для экономик обеих стран в интервью газете «Каспiй» рассказали российские эксперты:
Виталий Арьков, политолог, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS.com:
- Турция является одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России, занимая в настоящее время шестое место списке. При этом российский экспорт превалирует над турецким импортом в четыре раза. В основном, Москва поставляет в Анкару углеводороды (второй после Германии объем по природному газу), металлы в различном виде и зерновые (преимущественно пшеницу). Ну и, конечно, туристов - россияне на турецких курортах вторые по численности после жителей Германии, инвесторы из которой в свое время во многом и создали туристическую инфраструктуру Анталийского побережья. По оценкам экспертов, россияне ежегодно тратят на отдых в Турции порядка 5 млрд долларов, а также активно инвестируют в недвижимость.
В обратном направлении в основном идет продукция агропромышленного сектора: свежие и переработанные овощи и фрукты, цитрусовые, оливки и оливковое масло, речная и морская рыба, а также текстиль, собираемые на территории Турции автомобили ведущих мировых автоконцернов, автокомпоненты для их сборочных производств в России, электрооборудование и строительные материалы.
Но если в части экспорта Москва находится на четвертом-пятом местах среди внешнеторговых партнеров Анкары даже после открытия своего рынка для турецких товаров из-за введения частичного эмбарго в отношении США, Евросоюза и других, присоединившихся к антироссийским санкциям, стран, то в части импорта - на первом месте с долей не менее 10%.
Как я уже отмечал выше, значительная часть это углеводороды. В частности, Россия обеспечивает до 60% потребностей Турции в природном газе и объемы поставок могли бы еще вырасти после запуска газопровода «Турецкий поток».
В нынешних же условиях (после инцидента с Су-24) вполне возможен негативный сценарий развития ситуации, когда РФ не только лишится возможности альтернативного Украине газового коридора в Южную Европу, но и в среднесрочной перспективе второго по объему потребителя природного газа среди стран, так называемого дальнего зарубежья.
Очевидно, что объемы Москвы на газовом рынке Турции могут быть поделены между Азербайджаном и Ираном, а также Катаром - в случае прокладки газопровода через Ирак и Сирию (далее - в Европу) и Туркменистаном - в случае прокладки Транскаспийского газопровода и подключения к TANAP. То есть Россия не заинтересована в потере столь выгодного для себя газового рынка.
Но если заместить российские нефтепродукты Турция достаточно быстро сможет за счет поставок из Ирака, Азербайджана, то в краткосрочной перспективе заместить объемы российского газа не представляется возможным. Поэтому можно полагать, что в разрыве всех отношений с Москвой не заинтересованы и в Анкаре.
Именно газовый вопрос, на мой взгляд, в большей степени будет способствовать снижению градуса напряженности в отношениях между двумя странами, резко испортившимися после того, как турецкий истребитель F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24 из сирийской группировки ВКС РФ.
Немаловажен для Кремля также вопрос Босфора - возможности прохождения через него российских судов. Если в отношении пассажирских лайнеров или транспортников Турции будет сложно ввести запрет, грубо поправ международные нормы, то вот в отношении кораблей ВМФ РФ - не все так однозначно. А черноморский флот очень важен для России в утверждении своего геополитического авторитета в Средиземноморье.
Андрей Иванов, директор Центра стратегического анализа Института инновационного развития:
- Известно, что Россия была для Турции торговым партнером номер один, в то время как Анкара для Москвы - на шестом месте. Соответственно, более ощутимые потери от экономических санкций будут для Турции, нежели для России. Безусловно, по РФ неприятно ударит прекращение строительства АЭС. Электростанцию просто построят другие страны, а Москва потеряет выгодный контракт. А вот что касается поставок турецкого продовольствия в Россию, то тут потеряет именно турецкая сторона.
Сейчас в мире переизбыток продовольствия, нет проблем с тем, чтобы купить еду. Российский рынок очень емкий, желающих поставлять продовольствие много. К примеру, Египет уже выразил желание заместить Турцию. Да и отказ от импортного продовольствия - это всегда стимул для развития собственного сельского хозяйства. А вот куда будут продавать свою продукцию турецкие крестьяне - большой вопрос, ведь до 60% своих товаров они продавали в Россию. Понятно, что от прекращения сотрудничества турецкая экономика не пойдет прахом, но будет испытывать серьезные трудности.
Что касается недавнего указа президента Путина о применении специальных экономических мер в отношении Турции, некоторые из которых касаются непосредственно граждан этой страны, то это совершенно адекватный ответ. Дело в том, что все предыдущие годы Москва активно сотрудничала с Анкарой в экономической сфере. К Турции относились, как к дружественной стране.
По большому счету, эта страна находила в России рынки сбыта, предприниматели зарабатывали, турецкий бизнес процветал, наши туристы наполняли турецкую казну. Что зарабатывала Москва? Только на строительстве атомной электростанции. Еще была надежда на реализацию «Турецкого потока». Очевидно, что Турция получала больше.
После того как турецкие ВВС сбили российский самолет, Москва пошла на вынужденные меры. Если бы не этот злополучный инцидент, то сотрудничество бы развивалось. Но приходится реагировать. На мой взгляд, указ президента Путина ограничивается достаточно мягкими мерами. Москва не хочет конфронтации и старается в нынешних условиях сохранить выдержку.
Что касается перспектив выхода из кризиса в двусторонних отношениях, то все будет зависеть исключительно от внутреннего политического расклада в Турции. Практика показывает, что Москва никогда не возобновляет сотрудничества с теми лидерами, которые демонстративно выступили против России. Так было, к примеру, с Саакашвили. Только после его ухода сотрудничество с Грузией во многих сферах возобновилось.
Сотрудничество с Турцией также неизбежно будет восстановлено. Но тогда, когда с политического Олимпа этой страны уйдет Эрдоган. Собственно, экономические санкции и направлены не против турецкого народа.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать