• пятница, 19 Апреля, 13:51
  • Baku Баку 25°C

Навстречу ветру и солнцу

28 ноября 2015 | 15:05
Навстречу ветру и солнцу

ПЕРСПЕКТИВЫ
«Объясните степень необходимости создания Государственного агентства по альтернативным и восстанавливаемым энергетическим источникам. Что это даст Азербайджану?» - этот вопрос, сыгравший роль стимула для нашего дальнейшего знакомства, приятно удивил собеседника. Ответ ведущего специалиста этой области расширил рамки обычного интервью и увел разговор в плоскость задач и перспектив и, что немаловажно, подчеркнул специфику национального подхода к развитию, а также сделал упор на экологические основы реализации современных проектов в сфере альтернативной энергетики.
Ответы на этот и прочие вопросы читатели газеты «Каспiй» узнают в нескольких номерах издания из эксклюзивного интервью с главой Госкомитета по альтернативной энергетике (ABOEMDA), океанологом, архитектором и экологом Акимом Бадаловым.
- Честно говоря, за пятилетнюю историю существования государственного агентства и многочисленных встреч с участием журналистов ваш вопрос можно поставить на первое место, ведь ответ на него раскрывает суть и специфику азербайджанской модели развития альтернативной энергетики. Но прежде чем перейти к объяснению целей создания нашей структуры и сопряженных с этой инициативой задач, обратимся к истории развития этой наукоемкой отрасли в нашей стране, так как, зная первые шаги, легко проследить последующий путь.
Начнем с того, что история использования альтернативных источников равноценна в своих временных рамках истории человечества. Тысячелетиями люди пользовались энергией солнца, ветра и воды, использовали отходы животных и прочие ресурсы, предоставленные ему природой. Ветряные мельницы и специальные зеркала, отражающие солнечный свет, паруса, приводящие в движение суда, знакомы нам из истории, книг и кинематографа.
Позже человечество начало подходить к этому вопросу научно и технически обоснованно, нам же этот момент интересен потому, что именно Азербайджан стоял у истоков формирования альтернативной, главным образом солнечной энергетики. Еще в начале 70-х годов прошлого века мы начали строительство экспериментальных ветряных парков. Первые «ветряки», безусловно, отличались от сегодняшних продвинутых моделей и производили не более
1,5-3 кВт/ч, но это были начальные шаги нашей науки и техники. Надо понимать, что лидирующие сегодня в этой отрасли европейские страны, та же Германия, в то время даже не подходили вплотную к этому вопросу.
- Можно ли утверждать, что опыт производства микросхем для солнечных панелей на местном заводе «Озон» стал переломным моментом развития «зеленой энергетики» на всем постсоветском пространстве?
- Считаю, что большим достижением советской и азербайджанской науки стала первая технологическая линия по производству солнечных ячеек на местном заводе «Озон». Это были небольшие пластинки на алюминиевой основе с наведенными кристаллами. Даже сегодня мы не можем производить оборудование того образца - технология отличалась высоким коэффициентом полезного действия, что позволило нам еще 40 лет назад на основе этих технологий приступить к производству первых панелей, используемых в сфере космических исследований.
Таких достижений не было нигде, даже в ФРГ, получающей сегодня десятки тысяч мегаватт за счет альтернативной энергетики. Это объясняется тем, что солнечные панели использовались в космической сфере, безраздельно привязанной к индустрии двух ведущих космических держав - США и СССР. Только подумайте, что еще не так давно Азербайджан стоял у истоков комплексного научно-технологического освоения технологий применения альтернативных источников. Скажу вам, что вопреки устоявшемуся мнению, Научно-производственное объединение космических исследований не играло ведущей роли в развитии панельного производства на заводе «Озон» и даже не имело к нему отношения. Кстати, мы сверили современные образцы солнечных панелей и модели того времени - качество прошлых экспонатов восхищает и озадачивает одновременно. Я до сих пор не могу разгадать производственную хитрость, позволяющую достигать
33-процентной эффективности преобразования энергии солнца.
Нельзя обойти вниманием тот факт, что именно наша страна впервые применила солнечные коллекторы благодаря кандидатской работе ученого, ныне президента Международной экоэнергетической академии Фагана Алиева. В результате спорткомплекс ручных игр на Тбилисском проспекте столицы получал горячую воду от первой на территории СССР бакинской солнечной электростанции.
- Получается, что так называемое «европейское чудо» - альтернативная энергетика - имеет богатую историю развития в Азербайджане. К тому же сегодня эта отрасль получила в нашей стране второе дыхание: новая веха началась с указа Президента страны от 2004 года о подтверждении «Государственной программы по использованию в Азербайджанской Республике альтернативных и восстанавливаемых источников энергии». Позднее масштаб этой программы был расширен, и в 2009 году в составе Министерства промышленности и энергетики было создано Государственное агентство по альтернативным и восстанавливаемым источникам энергии. Чем объясняется такой комплексный подход, не имеющий прецедентов в мире?
- В советское время были достигнуты замечательные результаты, но СССР выполнил свою историческую миссию, а времени для полноценного научного и технического становления отрасли у нас было мало. Вторым рождением эта сфера обязана государственной программе, направленной на развитие альтернативной энергетики. Тогда же была поставлена задача: изучить международный опыт использования альтернативных источников, определить наши возможности и приступить к постепенному развитию этой сферы. Важно, что эти цели были приняты вопреки соблазну легкого и проторенного пути, привязанного к зависимости национальной энергетики от углеводородов. Мы говорим об исторической миссии нефтедобывающей страны, к тому же, с точки зрения мирового опыта, практика подписания «Государственной программы по использованию альтернативных и возобновляемых источников» беспрецедентна. Такой подход не имеет аналогов - нигде в мире нет государственный программы по развитию целого направления под альтернативную энергетику. Думаю, это важная сторона ответа на ваш вопрос о целях создания Государственного агентства.
- Сегодня экспертные круги волнует судьба тарифов на альтернативную энергию. Уже известно, что предложения по этому поводу направлены в соответствующие структуры, а сами тарифы не будут едиными. От решения в данном аспекте зависят перспективы и рентабельность частного бизнеса. В каком направлении будут решаться упомянутые вопросы, и рассматривается ли возможность привлечения частных инвестиций для развития альтернативной энергетики в Азербайджане?
- От решения тарифного вопроса зависит многое, однако у нас свой путь развития, отличный от практики реализации «зеленого переворота» в той же Германии. Наша модель не упирается в чрезмерную государственную опеку частного сегмента в альтернативной энергетике. В отличие от ФРГ, Азербайджан не ограничивается лозунгами, действуя в соответствии с государственной программой, - это главное отличие. Что же касается тарифов, эта европейская страна использует льготные тарифы для привлечения инвестиций, и это, на наш взгляд, большая ошибка. Цитируя того же Карла Маркса, нельзя давать капиталисту 300% прибыли, иначе он поднимет руку на родную мать. В данном случае под словом я разумею многие тысячи гектаров плодородных сельхозугодий, пущенных под «выгодные» в результате лояльной льготной политики альтернативные станции. В результате такой экономической политики немцу невыгодно работать на земле, ему проще построить солнечную электростанцию. При этом владельцы солнечных батарей и «ветряков» зачастую не пользуются продуктом собственного производства, продавая альтернативное электричество государству и приобретая у него же дешевую электроэнергию.
Мы говорим, что «зеленая энергетика» гарантирует чистоту экологии, но при этом желающие заработать буквально ринулись в эту сферу, а через десять лет выяснилось, что под таким благовидным предлогом в Южной Америке началась вырубка сотен тысяч гектаров лесных массивов под пшеницу, используемую для экологического топлива… Последствия массовой вырубки многовековых деревьев проявились через два десятка лет.
Наш собеседник уверен, что при таком подходе теряется заявленная суть «зеленой энергетики» как экологически направленного производства. Тарифы и льготная политика государства нуждаются в комплексном подходе с учетом не только положительных перспектив, но и отрицательных последствий. К тому же государственные гарантии и тарифы на уровне 50 евроцентов мощная экономика Германии выдержала, но поплатилась за это большим уроном сельскому хозяйству. Сегодня ФРГ пытается сбавить аппетиты владельцев «зеленого» бизнеса, односторонне отказываясь от обременительных обязательств и многократно снижая тарифы.
В Азербайджане требуется гибкий подход к тарифам, учитывающий незатратную деятельность существующих, приватизированных за бесценок частных альтернативных станций и возможность привлечения новых инвестиций. По данным председателя госагентства, в условиях существующих тарифов строительство новых объектов альтернативной энергетики крайне нерентабельно, и с этой точки зрения льготные государственные гарантии необходимо привлекать в этот сегмент.
Тамила ХАЛИЛОВА
Материал публикуется в рамках конкурса Государственного фонда содействия развитию средств массовой информации при Президенте Азербайджанской Республики в связи с Днем солидарности азербайджанцев мира и Новым годом.
Направление 16 - «Экология и охрана окружающей среды»
banner

Советуем почитать