• пятница, 29 Марта, 11:43
  • Baku Баку 5°C

«Нацсовет» не оправдал надежд

17 сентября 2013 | 11:02
«Нацсовет» не оправдал надежд

Руководитель исследовательского центра Şərq-Qərb («Восток-Запад») политолог Арастун Оруджлу выдвинул свою кандидатуру в президенты республики, но не сумел набрать 40 тысяч голосов избирателей для официальной регистрации. Об этом он сообщил на своей странице в facebook, сказав, что выборы для него закончены. А вместе с выборами, заметил политолог, прекратились обвинения и клеветнические нападки в его адрес. В заключение он искренне поблагодарил всех, кто помогал ему и поддерживал при сборе подписей для предвыборной кампании.
Накануне корреспондент газеты Kaspi встретился с А.Оруджлу. В ходе беседы были затронуты вопросы о выборах президента Азербайджана, «Национальном совете» оппозиции, неудачном исходе проекта радикалов, притязаниях Рустама Ибрагимбекова на миссию объединения оппозиции и др.

- Завершилась кампания сбора подписей в поддержку кандидатов на президентских выборах. Вы не сумели собрать нужного количества голосов и поэтому потеряли шанс на участие в выборах в качестве кандидата. Не расстроило ли это вас?
- Напротив! Мне кажется, тот, кто вступает в любую борьбу, особенно политическую, должен быть внутренне готов к любому исходу. Взамен я обрел довольно серьезный и ценный опыт, к тому же сумел изложить свою предвыборную платформу - пусть не по всем, но по многим вопросам. На этом этапе борьбы мы уяснили, кто друг, а кто враг, и вообще, кто как к нам относится. Думаю, что все это плюсы, поэтому ни о каком расстройстве речи нет.

- Вы так и не вошли в состав «Национального совета», хотя многие ожидали этого. Некоторые даже упрекали вас. Как вы, независимый политолог, оцениваете это?

- Я с самого начала не получил приглашения вступить в «Нацсовет». И позже каких-либо разговоров об этом не было, как не было и намерения у меня сделать такой шаг. Об этом я несколько раз заявлял в печати. О самом «Национальном совете» я старался не высказываться, чтобы не показаться предвзятым, но раз вы спрашиваете, то я выскажу свое мнение. Как признают многие политики и партии, представленные в «НС», это объединение оказалось неудачным. Такие мнения высказываются и в печати. Во всяком случае, возлагавшихся на него надежд «Нацсовет» не оправдал. С первого же дня он получился не таким, каким его презентовали.

- И какова, на ваш взгляд, причина неудачи?

- У меня есть опыт Общественной палаты. К сожалению, в азербайджанской политике на первом плане не политический прагматизм, а личные взаимоотношения. То есть эти отношения очень трудно назвать политическими в классическом понимании, здесь больше присутствует момент личных, межпартийных, групповых взаимоотношений. Обратите внимание - это явственно сквозит и в анализах СМИ. Скажем, взаимные обвинения никогда не вспыхивают на почве политической платформы, какого-то принципиального вопроса - только на сугубо личной почве. Считаю, что главная беда азербайджанской политики в том и состоит, что у нас личные взаимоотношения преподносятся как политические. К большому сожалению, в системе взаимоотношений, именуемых политическими, подлинно политические элементы отсутствуют. На самом деле политика - это совершенно иное. В политике люди ведут борьбу за ценности, принципы, платформы, подходы, позиции. То, что мы имеем в Азербайджане, я бы вовсе не назвал политикой. Возможно, моя позиция кому-то покажется чересчур радикальной, но, увы, такова действительность. При подобного рода отношениях наивно даже надеяться на успех того или иного политического объединения, политического проекта.
- Рустам Ибрагимбеков утверждает, что он объединил оппозицию, представители которой в течение 20 лет враждовали друг с другом. Насколько с этим можно согласиться?
- Не думаю, что оппозицию объединил Рустам Ибрагимбеков. Просто на нынешнем этапе интересы большинства, видимо, требовали объединения вокруг одной личности. Кто-то объединился добровольно, а кто-то - чтобы избежать нападок. Как бы там ни было, в итоге мы получили нечто похожее на союз. Однако из-за проблемы паспорта и двойного гражданства того же Рустама Ибрагимбекова в этом объединении возникли трещины. Та же картина наблюдается сегодня. Словом, в политике заявлять «я сделал то-то» - откровенная нескромность.

- Каково вообще ваше отношение к фактору Рустама Ибрагимбекова в процессах внутри оппозиции?

- К сожалению, Рустам Ибрагимбеков не политик. Этот вывод следует из моего понятия о политике и политиках. И сам Р.Ибрагимбеков в своих интервью не раз демонстрировал, что не является политиком. Могу привести достаточно примеров. Политик проявляет свой дар в несколько иной плоскости, ином формате, иных подходах. В интервью Р.Ибрагимбеков нередко, отвечая на какой-либо вопрос, опровергает собственные суждения, высказанные им в предыдущем ответе. Дело в том, что Р.Ибрагимбеков никогда прежде политикой не занимался.
- Если это так, почему же оппозиционные лидеры выдвинули его как политическую фигуру?
- Я не могу говорить от имени политических деятелей и партий, представленных в «Национальном совете», и рассуждать о том, насколько верно или ошибочно было это решение. Если же вы зададите мне вопрос как частному лицу, вошел бы я в их ряды или нет, я однозначно отвечу отрицательно.
- Некоторые политические эксперты считают, что несмотря на привлечение в «Национальный совет» движения EL, ЛПА, ПКНФА, этот орган - всего лишь прототип прежней Общественной палаты. Каково ваше мнение?
- Я действовал в составе Общественной палаты в общей сложности два года, поэтому этот орган мне ближе. И я бы не стал сравнивать ее с «Нацсоветом». Считаю, что Общественная палата была более удачным форматом.

Руфик ИСМАЙЛОВ
banner

Советуем почитать