• пятница, 19 Апреля, 06:39
  • Baku Баку 13°C

НДС на е-коммерцию

19 ноября 2015 | 11:16
НДС на е-коммерцию

ДИСКУССИЯ
Налогообложение электронной торговли в Азербайджане может быть введено уже в 2016 году. По словам первого замминистра налогов Натига Амирова, соответствующий законопроект был передан на рассмотрение правительству еще два года назад, но сложности согласования отдельных моментов с Министерством финансов мешают его продвижению.
При комментариях подробностей этого вопроса, чиновник акцентировал внимание на международном опыте, широко использованном авторами упомянутого законопроекта. К тому же, работа над документом проходила в условиях технической поддержки международных структур - эти и прочие факторы, судя по его заверениям, оказали положительное влияние на формирование «всеобъемлющей» сути документа. Так что есть надежда, что наметки будут реализованы уже в наступающем году.
Что это даст?
Министерство налогов полагает, что негативное влияние на развитие сектора е-торговли налогообложение не окажет, а доходы от предпринимательской деятельности вне зависимости от вида должны облагаться налогом. Вообще-то, как показывает мировой опыт, в долгосрочной перспективе освобождение от налогов какого-либо сектора не может быть фактором, способствующим его развитию. Следует ли понимать, что стремление главного фискального органа обложить 18-процентным налогом на добавленную стоимость (НДС) сегмент электронной торговли направлен на развитие этой сферы?
Судя по официальным данным (10,5 млн на фоне совокупного торгового оборота почти в 18 млрд манатов к 1 ноября), ввиду достаточно низкого уровня развития электронной торговли в Азербайджане, внедрение налога на НДС пока не приведет к каким-либо положительным сдвигам, а скорее, подавит ее зачаточные потуги к развитию.
Такое же мнение в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» изложил эксперт по коммерческому праву, один из разработчиков законодательных корректив в этой области Эльдар Годжаев. Точка зрения нашего собеседника представляет важность как плод многолетнего исследования проблем этой области и поиска путей выхода в рамках трехлетнего проекта «Конкурентоспособность и торговля в Азербайджане (КТА)».
Напомним, что проект, где Эльдар Годжаев работал в должности заместителя директора правового отдела, осуществлялся при финансовой поддержке национального правительства и Агентства США по международному развитию (USAID). В целом инициатива имела целью улучшение делового климата в стране, развитие более прозрачной и свободной торговой среды, а также совершенствование оценочных звеньев в сельскохозяйственном секторе Азербайджана.
К нашей теме этот проект имеет отношение в аспекте достаточно серьезного подхода к исследованию нюансов развития электронной торговли с акцентом на ликвидацию законодательных брешей, мешающих полноценному становлению этой молодой отрасли.
Получается, что благодаря этой работе мы уже имеем представление о состоянии электронной торговли в Азербайджане и ключевых факторах, препятствующих росту товарооборота. Но предвидим возражения статистов, заявляющих о стремительном росте электронного товарооборота с привязкой к двукратному увеличению объемов рынка.
Так, по данным Госкомстата, только в январе-октябре текущего года объем рынка электронной коммерции (e-commerce) в стране составил 10,5 млн манатов, что почти вдвое больше по сравнению с прошлогодним показателем. Но даже двукратный годовой рост этого сегмента не выдерживают сравнения объемов местной электронной торговли с мировыми показателями. «Для примера, даже совокупные объемы рынков Японии, США, Южной Кореи или Канады в десять раз превышает наши показатели, - сказал Э.Годжаев. - Кроме того, в сравнительном измерении местный рынок недалеко ушел от традиционного физического формата, а электронный его сегмент остается фрагментарно-эпизоотической, хоть и набирающей силу, ее частью. Такая ситуация неслучайна и имеет под собой объективные предпосылки, главным образом, упирающиеся в законодательные бреши и отсутствие продуманной правовой и юридической базы».
Мнение эксперта о необходимости повременить с налогообложением электронной торговли обусловлено сравнительной слабостью этого сегмента в нашей стране. Ко всему прочему, необходимость оттянуть «налоговые каникулы» до адекватного уровня развития этой сферы диктуется международной практикой, упоминаемой замминистра налогов Н.Амировым. «В международном опыте существует достаточно емкий временной отрезок налоговой свободы, - отметил наш собеседник. - Этот этап закономерно проходили страны с развитой сегодня индустрией интернет-торговли. А потому, прежде чем переходить к финансовому прессингу, необходимо обратить внимание на этапы и способы внедрения налогового прессинга в мировой истории развития электронной торговли. На уровне нашего рынка НДС сыграет роль подавляющего фактора».
Стоит ли игра свеч?
Помимо ссылок на международную практику, необходимость применения достаточно жесткого налога на добавленную стоимость, можно объяснить в аспекте антикризисных мер. Иные эксперты рассматривают фискальный прессинг с точки зрения заманчивой перспективы бюджетных поступлений за счет растущих объемов рынка.
Однако нынешнюю несостоятельность (о перспективах говорить рано) этого аргумента выявляет простая арифметика: 18% налога применительно к 10,5 млн товарооборота способны пополнить госбюджет лишь на 1 714 285 манатов. Так стоит ли игра свеч? Нам остается наивно рассчитывать на резкое увеличение в ближайшей перспективе объемов товарооборота, что в условиях применения упомянутого налога маловероятно.
Руководствуйтесь поручениями Президента
Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно подчеркивал, что нужно создавать льготные условия для развития предпринимательства, а не зажимать его в тиски проверок и отягчения налоговых пут. Вот и на взгляд нашего собеседника, нагрузка НДС не поспособствует усилению позиций электронного формата товаров и услуг. Наши подсчеты также обнажили факт бесполезности этой инициативы для значительных бюджетных поступлений.
Проще говоря, идея с фискальным прессингом электронной торговли несостоятельна ни с точки зрения пополнения бюджета, ни в аспекте развития этого сегмента. К тому же предельно ясно, что налог на добавленную стоимость станет ударом по некрепким позициям рынка и интересам потребителей. Как видите, цели сторонников налога достаточно призрачны и обозначены лишь в перспективе, а жертвы фискального прессинга обозначены вполне конкретно.
Но вернемся к беседе с экспертом и результатам совместного проекта КТА, раскрывшему множество нюансов, препятствующих развитию этой отрасли. По мнению нашего собеседника, законодательные бреши и фактор безопасности нуждаются в особом внимании. На взгляд эксперта, несовершенное законодательство остается главной проблемой этого сегмента, обнаруживая высокие риски в плоскости правовых отношений при ведении электронной торговли. «Важным условием развития электронной торговли является атмосфера безопасности и уверенность субъектов электронной торговли в защищенности собственных прав.
Глубинные законодательные коррективы необходимы с точки зрения соблюдения потребительских прав, технической и кибербезопасности. Кроме этого, остаются неясные моменты при судебном доказательстве, касающиеся уголовно-процессуального и гражданско-процессуального кодексов, а также реагирования на форс-мажорные обстоятельства, касающиеся Департамента по реагированию на чрезвычайные ситуации компьютерных систем. С точки зрения незащищенности сторон электронных контрактов и договоров необходима строго обозначенная уголовная и административная ответственность», - уточнил Э.Годжаев.
Правовой аспект
Иными словами, для полноценного функционирования электронного формата товаров и услуг требуются превентивные меры, направленные на безопасность и юридическую доказуемость факта заключения договора. В настоящее время исчерпаны вопросы, касающиеся электронной подписи, ее достоверности и серьезности. Но остаются другие проблемы.
«В рамках проекта была проделана масштабная работа с участием главного налогового и финансового ведомств, активное участие в проекте принимали Министерство внутренних дел, Министерство национальной безопасности и Минсвязи, а также Государственное агентство по закупкам. В целом же за упомянутый отрезок времени было рассмотрено пять законов и кодексов, так или иначе связанных с электронной торговлей. По ним были представлены реальные предложения, направленные на ее развитие.
Электронная торговля была одним из пятнадцати направлений деятельности, и главный вывод, вынесенный из работы над проектом заключался в том, что этот сегмент пока еще нуждается в налоговой свободе. С этим заявлением и фактами на руках участники проекта неоднократно обращались к сторонникам применения НДС в правительстве, однако пока попытки тщетны. Впрочем, есть и плюс - общими усилиями в правительстве и парламенте удалось задержать процесс применения налогового прессинга в отношении этого сегмента рынка. Будем бороться дальше», - резюмировал эксперт.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать