• пятница, 29 Марта, 08:43
  • Baku Баку 5°C

Все для развития бизнеса

17 ноября 2015 | 15:27
Все для развития бизнеса

ПЕРСПЕКТИВЫ
В Азербайджане значительно сократились сроки начала процесса банкротства коммерческих и некоммерческих организаций. Накануне глава государства утвердил соответствующие изменения в закон «О несостоятельности и банкротстве» по своду правил упомянутого законодательства, действующего в Азербайджане с 1997 года. Известно, что многие международные организации рекомендуют местному правительству пересмотреть статьи этого закона.
В этой связи стоит напомнить, что парламент страны принял проект поправок к закону АР «О несостоятельности и банкротстве» еще 20 октября текущего года на основе. Этот документ разрабатывался Министерством экономики и промышленности, начиная с 23 мая прошлого года. Как уже говорилось, суть изменений заключается в сократившихся сроках, призванных подстегнуть субъекты предпринимательства не «тянуть резину» процедур по ряду пунктов, изложенных в перечне статей закона.
Так, согласно поправкам к статье 9, в течение недели (сейчас отводится 2 недели) после назначения дня судебного заседания заявитель обязан разместить в местных СМИ соответствующее объявление, где должны быть указаны ФИО и адрес должника, а также данные о названии суда первой инстанции и о начале судебного процесса.
В проекте предусмотрено сокращение срока (поправка к ст.13) проведения заседания кредиторов после объявления судом предприятия банкротом с 30 до 15 дней.
Поправки в статье 25 предусматривают, что открытый аукцион по продаже активов должника должен быть проведен не позднее 30 дней. При этом покупатель этих активов должен по ним полностью рассчитаться в течение 7 дней (в настоящее время - 14 дней).
По поправкам в ст.46, управляющий имуществом должника по истечении 60 дней для приема требований от кредиторов, должен в течение 7 дней составить реестр требований (в настоящее время - 28 дней), и в течение 3 дней обязан представить данный реестр на утверждение суда (в настоящее время - 7 дней).
За разъяснением цели и сути этих новшеств применительно к финансовым, правовым и экономическим реалиям, в том числе привязанным к кризисным явлениям в нашей экономике, корреспондент газеты «Каспiй» обратился за юридическим консалтингом к специалисту по коммерческому праву Эльдару Годжаеву. По данным эксперта, принятые поправки имеют ключевое значение именно в аспекте, привязанном к оживлению процедуры признания банкротства хозяйственных субъектов.
«К сожалению, в нашей стране этот закон не отличается большой эффективностью по двум основным причинам, - сказал собеседник. - Эти причины заключаются не в дефектности законодательства, хотя чрезмерно растянутые сроки процедур были нежелательны, потому и были справедливо пересмотрены в сторону сокращения и упрощения. Имеются сугубо специфические объективные и субъективные факторы, тормозящие реальные механизмы действия закона».
Финансовый ликбез
По мнению специалиста, субъективные факторы, снижающие эффективность применения законодательства, упираются в специфическое и предвзятое отношение нашего человека к понятию «банкротство». На взгляд эксперта, в этом направлении необходима просветительская работа по ликвидации финансовой безграмотности, призванная сгладить преувеличенно негативный ментальный блок в сознании людей, не дающий возможности принять объективную суть этого понятия, а тем более признать себя банкротом.
«Под термином «банкротство» понимается процедура, применяемая по отношению к должнику, - объяснил Э.Годжаев. - Надо понимать, что во многом оценка его финансового состояния необходима для плана вспомогательных мер и только если применение таких мер будет признано нецелесообразным или невозможным следует равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов несостоятельного должника».
Как вы уже догадываетесь, объяснять недостаточную эффективность закона ментальными блоками в сознании наших предпринимателей было бы излишней скромностью. Отвечая на вопрос относительно объективных предпосылок, мешающих эффективности этого закона, гость редакции особо отметил момент прозрачности. «Думаю, что сложившаяся ситуация обусловлена недостаточным уровнем прозрачности в отчетности компаний, а также отсутствием должного уровня контроля со стороны административных органов к таким субъектам хозяйственной деятельности, - сказал Э.Годжаев. - К тому же в периоде экономической турбулентности возрастает состояние риска, что также отражается на возможности объективной оценки ситуации. Как уже говорилось, недостаточно объективная информация применительно к производственной деятельности, налоговой отчетности, данных о продажах и прочие погрешности внутреннего и внешнего аудита способны быть достаточно вескими обстоятельствами, тормозящими процедуру банкротства».
Наш собеседник сообщил о невозможности на данный момент озвучить даже приблизительную статистику фактов нарушения коммерческими организациями закона «О несостоятельности и банкротстве», апеллируя к латентности такой статистики. «Случается, что причина уклонения от исполнения законодательства кроется в недостаточно высоком уровне профессионализма сотрудников административных органов, - сообщил нам эксперт. - Во всяком случае, мы имеем дело с обстоятельствами непрозрачной отчетности, происходящей в силу ненадлежащего уровня действия контрольных механизмов в части регулярных проверок».
При этом контроль - это широкое понятие, а потому его надо характеризовать как свойство качественного управления и достоверного учета. Такое утверждение получает особую актуальность, особенно в условиях, когда экономический субъект становится неплатежеспособным и не может обеспечить должный уровень внутреннего контроля на предприятии. Стоит также отметить, что принятые законодательные изменения лишь опосредованно скажутся на контрольных механизмах, а также качестве информации, формируемой как во внутренней отчетности, так и в контексте данных, представляемых арбитражным управляющим.
О прозрачности аудита, и не только
По мнению гостя редакции, прозрачный аудит решает подавляющую часть проблем, связанных с процедурой банкротства, потому подлежащая изменениям плоскость задач прослеживается достаточно ясно. Что же касается последних «технических» корректив, касающихся сокращения сроков, эксперт назвал эти новшества достаточно веским аргументов в пользу некоторого оживления процедуры банкротства.
«Это лишь техническая сторона дела, в целом достойная положительной оценки, - считает Э.Годжаев. - На самом деле чрезмерно растянутая процедура способна обернуться не только эффектом затяжного криза, она банально надоедает. Думаю, что в этом аспекте стоит также рассмотреть процедуру ликвидации хозяйственных объектов, отличающуюся аналогичным длительным по срокам механизмом. В целом же корректировка этих технических деталей представляла необходимость в плане современной динамики и процессов и всеобщей глобализации».
С этой точки зрения, а также взаимосвязанности обоих механизмов, специалист допускает необходимость реформ процедуры ликвидации юридических лиц в аспекте ускорения процесса. По мнению собеседника, упомянутые законодательные поправки представляют собой своевременный и нужный процесс, они проводятся сегодня в комплексе с облегченной регистрацией юридических лиц и внедрением электронного формата налоговых деклараций.
«Благодаря этим мерам, значительно облегчилась регистрация субъектов предпринимательства, и упростились налоговые обязательства, - считает Э.Годжаев. - В области прозрачности и ускорения процесса регистрации мы добились ощутимых изменений, практически завершив важную статью начинаний в направлении политики поддержки предпринимательства и облегчения существующей бизнес-среды, что представляет особенную необходимость для нашей нефтедобывающей страны в сложившийся кризисный период».
С его слов, последние законодательные поправки имеют характер завершительных мер, представляющих собой итоговый штрих под комплексную политику облегчения бюрократических проволочек и формальных, чрезмерно загруженных нормативно обусловленных механизмов. Необходимость таких изменений ощущалась давно, еще во время «бюджетных каникул» времен высоких нефтяных индексов и бурного развития ненефтяной экономики. В целом же, решение правительства о «внятных» процедурных сроках укладывается в общую политику государства по созданию благоприятной бизнес-среды.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать