• пятница, 19 Апреля, 10:17
  • Baku Баку 13°C

История еще не закончилась

24 октября 2015 | 11:51
История еще не закончилась

МНЕНИЕ
В последние недели о событиях на юго-востоке Украины говорят и пишут все меньше. И действительно, на фоне войны в Сирии конфликт в Донбассе меркнет, тем более что активных боев между официальными войсками и сепаратистами уже не ведется около полугода. Поэтому многие эксперты склонны считать конфликт в Украине замороженным.
Так ли это на самом деле и чего стоит ожидать в будущем в Украине, в интервью газете «Каспiй» рассказал профессор Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор политических наук Роман Евстифеев.
- Ваша оценка складывающейся ныне ситуации на юго-востоке Украины: можно ли ее назвать замороженным или мерцающим конфликтом?
- Есть большой соблазн назвать ситуацию на юго-востоке Украины замороженным конфликтом, но, боюсь, это пока преждевременно. Есть основания говорить о более спокойной фазе конфликта, но это не означает, что устранены его причины. А это может привести к возобновлению боевых действий, практически в любой момент. По всей видимости, на сегодняшний день работают некоторые сдерживающие факторы, которые несколько снизили интенсивность конфликта, но говорить о его завершенности или мерцании не приходится. Идет перегруппировка сил, переоценка целей, думаю, это не последняя стадия и, к сожалению, никак не заморозка.
- Можно ли по итогам переговоров в Париже в нормандском формате сказать, что Москва пошла на уступки Западу и Киеву, отложив выборы в ДНР и ЛНР на март будущего года? И с чем связана такая уступка?
- Это действительно похоже на уступку. Но надо осознавать, что значительная часть договоренностей «нормандской четверки» нам неведома. Так что эта видимая уступка вполне может иметь продолжение, то есть являться, по сути, некоторым взаимным компромиссом, результатом торга и договоренностей, общей картины которых мы пока не знаем. Сами по себе выборы в марте еще не дают никакого преимущества ни Украине, ни представителям ДНР и ЛНР. Даже учитывая, что к марту 2016 года кого-то из этих акторов не окажется на политической арене.
- Порошенко недавно выразил недовольство темпами проведения реформ в стране. В частности, коалиционное соглашение за год выполнено всего на 30%. Имеет ли его недовольство под собой реальную почву? И каковы перспективы развития ситуации в Украине в связи с реформированием страны?
- Вопрос проведения реформ в Украине имеет историю, возникшую задолго до Порошенко. Очевидность необходимости реформ не отрицается никем, в том числе и главой государства, более того, его подталкивает к реформам и мнение граждан. Другое дело, что нынешний президент Украины - ни по своему социально-экономическому статусу, ни по своей сути никакой не реформатор, и ожидать от него успешных реформ вряд ли приходится. По всей видимости, для продолжения и успешной реализации реформ Украине понадобится другой президент.
- Избрание Украины непостоянным членом СБ ООН на два года может повлиять на восстановление ее территориальной целостности?
- Это важный шаг для продвижения Киевом своей политики на уровне ООН. Украина будет это делать, но оценить эффективность этой работы пока трудно. Трудно даже представить, как можно будет решить вопрос территориальной целостности Украины относительно Крыма. Оказывать давление на Россию через структуры ООН - можно, но предложить какие-то реалистические сценарии пока никто не в состоянии. Именно поэтому иногда всплывает предложение провести в Крыму «настоящий» референдум и тем самым как бы обнулить ситуацию, получив легитимное решение населения полуострова. Но Украина вряд ли согласует проведение такого референдума, а без ее согласия легитимность референдума будет не больше того, который и был проведен в Крыму в марте 2014 года.
- Связано ли российское военное вмешательство в Сирии с пробуксовкой дел в Украине, провалом попыток взять под контроль как можно большую часть страны?
- Участие вооруженных сил России в операции в Сирии имеет, видимо, несколько причин. И одна из них - ситуация на юго-востоке Украины, но, думаю, не самая главная. Я бы не стал называть провалом то, что произошло. История еще не закончилась. Впереди нас ждет еще много событий. Но одно очевидно: перенос боевых действий в Сирию расширяет зону российского военного влияния, и это, безусловно, одна из важных позиций при ведении переговоров как в формате «нормандской четверки», так и в российско-американских отношениях.
В.РОМАНОВ
banner

Советуем почитать